Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Уже в 1968 г. Ж.Делез выпустил свой широко известный труд «Различие и повтор». Основные его работы, написанные совместно с Ф.Гваттари: «Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения» и «Анти-Эдип: Ризома». Важнейшее из произведений Ж.Делеза «Логика смысла».
Постмодернистские концепции начинают с рефлекции, критики и пересмотра оснований европейской культуры, какой она сложилась к 50 гг. XX века. Эта культура сформировалась под влиянием ряда философских идей, в том числе, фрейдистского психоанализа с его Эдиповым комплексом и структурализма К.Леви-Стросса, где центральной была идея бинарной оппозиции. Бинарная оппозиция первой попала под огонь критики Ж.Делеза.
Бинарная оппозиция в трудах последователей К.Леви-Стросса превратилась из метода описания в фундаментальный принцип устройства как природы, так и культуры. Поэтому суть ее критики, по мнению Делеза, состояла в том, чтобы с точки зрения неофрейдизма показать несостоятельность т.н. «доктрины бинаризма».
Критика осуществлялась следующим образом: Ж.Делез и Ф.Гваттари доказывали, что и в природе, и в культуре есть такое огромное количество различий, что не ясно, какие из них являются фундаментальной оппозицией. При этом отношения между свойствами настолько хаотичны, что невозможно выявить сколько-нибудь строго организованную структуру, и даже наблюдаемые различия становятся сомнительными.
Пользуясь нашей терминологией, можно утверждать, что все возможные ясные и отчетливые знания относятся только к наблюдаемой теми или иными средствами стороне действительности, то же, что находится за пределами ойкуменальной границы, не может быть оформлено как знание и является сплошной неопределенностью и неясностью для познающего субъекта.
Именно это и утверждал Ж.Делез в «Различии и повторе». Он доказывал, что у множества свойств реальности нет никаких общих оснований, поэтому их нельзя сравнить, измерить или оценить. Нет никакой объективной меры и никакого стандарта, которые позволили бы сопоставлять признаки и судить о том, что один из них, например, больше или меньше другого.
Поэтому предмет не является строгой системой, в нем вместо четкой структуры имеется очень подвижная сеть отношений. Основной лейтмотив творчества Ж.Делеза таков:
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 566 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!