Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лучше» (4.128)



«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи»

(4:35).

 
«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они покорятся вам, то не ищите пути против них» (4:34).

Изначально развод разрешён. В некоторых случаях он может стать

запретным — например, развод во время менструации жены или в период чистоты, в который он уже вступал с ней в половую связь (такой развод является нововведением), а также развод в случае, когда мужчина почти уверен: если он разведётся с женой и не сможет жениться на другой женщине, он совершит прелюбодеяние. Развод также может быть нежелательным. Это развод без нужды и без причины. Развод может быть и обязательным — например, когда

человек даёт клятву не приближаться к своей жене (иляг) и по прошествии четырёх месяцев не восстанавливает супружеские отношения с ней. Развод становится обязательным и в случае, если

третейские судьи из числа родственников не смогли уладить конфликт между супругами. Развод может быть желательным — если женщина пренебрегает соблюдением прав Всевышнего, например,

совершением молитвы, или у неё слишком острый язык.

Для того чтобы развод считался действительным, необходимо соблюдение пяти следующих условий:

1. Тот, кто даёт развод, должен быть из тех, кто может давать развод. То есть он должен быть совершеннолетним, разумным и действовать добровольно и сознательно. Развод

несовершеннолетнего, умалишённого или того, кто не понимает, что


говорит, по причине сильного гнева, потрясения и так далее,

недействителен.

Пророк также сказал: «Не может быть развода в состоянии умопомрачения» [Ахмад; Абу Давуд; Ибн Маджа. Со слов Аиши].

Имеется в виду состояние, когда человек не понимает, что говорит. Если человеком овладел сильный гнев, и он не осознаёт, что делает, данный им развод также считается недействительным.

Развод не может дать никто, кроме мужа. Развод принуждаемого к этому также недействителен, по мнению всех факыхов, кроме ханафитов, потому что он не желает развода. Пророк сказал:

 
«Поистине, Аллах простил моей общине сделанное по ошибке, по забывчивости и по принуждению» [Ибн Маджа; аль-Байхакы. Со слов Ибн Аббаса].

Развод немусульманина действителен, по мнению всех факыхов,

кроме маликитов. Развод слабоумного, достигшего совершеннолетия,

также действителен, даже без разрешения покровителя. Развод вероотступника действителен в том случае, если он принял ислам во время 'идды жены. В противном случае развод недействителен, потому что брак был расторгнут ещё до этого по причине его вероотступничества. Развод человека, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, действителен по всем четырём мазхабам. Однако 'Усман и некоторые из наших праведных предшественников считали, что его развод недействителен.

Жена не может давать развод, если только муж не предоставит ей такое право. Судья также не имеет права давать развод, кроме случаев

необходимости.

2. Человек, дающий развод, должен намеренно произнести формулу развода, даже если при этом у него не было намерения разводиться.

Если же человек произносит подобную фразу во время обучения или рассказа о другом человеке, развод не считается действительным. Развод человека, который не знает арабского языка и не понимает

смысл этой фразы, а также развод человека, произносящего подобную

фразу во сне, недействителен, поскольку Пророк сказал: «Подняты перья от троих: от умалишённого — до тех пор, пока к нему не

вернётся разум, от спящего — пока он не проснётся, и от ребёнка — пока он не достигнет совершеннолетия» [Ахмад; Ибн Маджа; Абу Давуд; ат-Тирмизи (хасан-гариб)].


Также недействителен развод человека, который произнёс формулу развода по ошибке, на самом деле желая сказать совсем другое и не помышляя о разводе.

Развод человека, который намеренно произносит формулу развода,

действителен, даже если, произнося её, он не намеревался давать жене развод, поскольку Пророк сказал:

 
«Три действия действительны независимо от того, всерьёз они делаются или нет: заключение брака, развод и возвращение жены [после неокончательного развода]» [Ахмад; Ибн Маджа; Абу Давуд; ат-Тирмизи (хасан-гариб)].

3.Мужчина может дать развод только женщине, которая является его женой. Так, он не может дать развод посторонней женщине или своей жене во время её 'идды после трёхкратного (окончательного)

развода или женщине, которой он дал развод до первой половой близости. Иначе говоря, мужчина может дать развод только женщине, которая является его женой или соблюдает 'идду после

неокончательного развода с ним. Ханафиты, в отличие от большинства учёных, считают, что развод, данный женщине, соблюдающей 'идду после окончательного развода, действителен.

Развод после неправильно заключённого брака, а также после окончания 'идды недействителен.

4. Мужчина должен иметь право покровительства над женщиной,

которой он даёт развод. Он не может дать развод посторонней женщине, сказав ей: «Ты разведена» или: «Каждая женщина, на которой я женюсь, разведена» — потому что развод может иметь место только после заключения брака. Пророк сказал: «Не может быть развода, кроме как после заключения брака» [Ибн Маджа. Со слов Мисвара ибн Махрамы.

5. Мужчина должен сказать жене прямо, что она разведена, или намекнуть так, чтобы этот намёк был понятным. То есть он должен сказать то, что обычно говорят при разводе. Это слова: «Ты разведена» по согласному мнению учёных-шафиитов, а также: «Я расстаюсь с тобой» или: «Я отпускаю тебя». Что же касается намёков, то подразумевается такая фраза, которую можно понять не только как указание на развод, например: «Ты отделена» или: «Ты вольна распоряжаться собой». Если мужчина говорит жене нечто подобное,


то всё зависит от его намерения: если он имел в виду развод, то она считается разведённой. Если состояние мужчины во время произнесения этих слов указывает на его намерение дать жене развод

— например, он сильно разгневан или перед этим речь шла о разводе

— то женщина считается разведённой.

Развод не будет противоречить Шариату, если соблюдаются три условия: в разводе действительно есть потребность; мужчина даёт

жене развод в период чистоты, в который он ещё не вступал с ней в половую близость; нельзя сразу дать двукратный или трёхкратный развод.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...