Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Аль-Газали (да помилует его Аллах) сказал: «Знай, что воспитание
ребёнка чрезвычайно важно и необходимо. Ребёнок — нечто, доверенное родителям, и его чистое сердце — драгоценный камень, на котором ничего не выгравировано, и на нём можно выгравировать всё
что угодно, и если оно было приучено к добру, то и ребёнок вырастет добрым и будет счастлив в Обоих мирах, и от его награды будет доставаться и его родителям и любому, кто воспитывает его. Если же
его приучили ко злу и пренебрегли им, оставив его подобным неразумной скотине, он будет несчастным и пропадёт, а грех за это ляжет на его покровителя и опекуна»3.
Всевышний Аллах сказал:
Стоит привести ниже основы исламского воспитания:
1. Религиозное воспитание. Главное в послании ислама — формирование правильных убеждений за счёт утверждения столпов веры и её основ в душе и сердце. Это вера в Аллаха, Его ангелов, Его
3 Ихйа'улюмад-дин.Т. З.С. 62.
Писания, Его посланников, Последний день и предопределение Всевышним Аллахом всего доброго и злого. Предопределённое Аллахом Его творениям относится к области сокровенного, и оно неизбежно осуществляется. Ведь знание Аллаха объемлет всякую вещь — даже то, что должно произойти в будущем, и при этом не может произойти ничего противоречащего знанию Аллаха. Однако знание вовсе не предполагает принуждение к чему-то. Человек делает то, что делает, по своей воле и своему выбору, то есть в этом он свободен, а не принуждаем, и он отвечает за каждый выбор, который он делает в этой жизни.
Первое, что должен сделать воспитатель, — доказать своему воспитаннику существование Аллаха и Его Единственность (таухид), затем приучить его любить Всевышнего и благодарить за Его милости, затем объяснить ему, что Один лишь Аллах обладает абсолютной властью и управляет вселенной, создавая различные творения, а также распоряжается в мире вечном, подвергая Своих рабов расчёту и воздавая им за их дела.
После этого воспитатель знакомит своего воспитанника с
Благородным Кораном, объясняя, насколько он велик, и рассказывая ему о том, что Коран — это Слово Аллаха. Воспитатель учит ребёнка
правильно читать Коран, а потом побуждает его к заучиванию его
наизусть полностью или же некоторых его частей, в частности,
последних четырёх. Всевышний сказал:
А Пророк сказал:
«Люкман» и «Комнаты».
Затем воспитатель укрепляет в сердце ребёнка любовь к Пророку и веру в то, что он — последний из пророков и лучший из посланников.
Он объясняет своему воспитаннику, что мы должны уделять особое внимание его Пречистой Сунне и заучивать его хадисы по мере возможности, и начинать лучше с «Сорока хадисов» ан-Навави.
Кроме того, воспитатель должен привить ребёнку любовь к нашим праведным предшественникам, особенно благородным
сподвижникам. Он должен рассказать ребёнку об их великих заслугах
перед мусульманской общиной, и о том, что они были лучшими из её членов и останутся таковыми до самого Судного дня, потому что они
уверовали в Пророка поддержали его, помогли ему и последовали за
светом, который был ниспослан с ним, и это и есть преуспевшие.
Воспитатель взращивает в ребёнке любовь к вере и приверженность ей.
Мне представляется, что разъяснение ребёнку смысла следующего
хадиса как раз отвечает этим требованиям: «Однажды я сидел в седле позади Пророка , и он сказал:
что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предо- пределено тебе Аллахом, ибо перья7 уже подняты, а страницы уже высохли8"» [Ат-Тирмизи. Со слов Ибн Аббаса].
А в других версиях содержится добавление: «Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Не забывай об Аллахе в благополучии, и Он не забудет тебя в беде. И знай, что постигшее
4 То есть: дам тебе несколько наставлений, которые Аллах сделает полезными для тебя.
5 Помнить об Аллахе — значит всегда бояться Его, неуклонно выполнять Его веления и не совершать запрещенного Им.
6 То есть: ты почувствуешь Его поддержку и помощь.
7 Речь идет о Хранимой скрижали. Последние слова Пророка означают, что все в мире предопределено и никаких изменений уже не будет.
тебя не могло обойти тебя стороной, а обошедшее тебя стороной не могло постигнуть тебя. И знай, что победа приходит с терпением, избавление — с бедой, а лёгкость — с тяготой».
Если ребёнок усвоит этот хадис, его вера будет крепкой, а личность
— сильной, и он сможет преодолеть все трудности.
2. Физическое воспитание. Физическое здоровье и крепость тела ребёнка — залог того, что он будет развиваться должным образом.
Ведь, как известно, здравый разум — в здоровом теле, и для того, чтобы справляться с жизненными трудностями, нужны силы. Если же человек слаб и истощён, это лишает его возможности исполнять
многие из его обязанностей. Всевышний сказал, упоминая о милости,
которую Он оказал Своим рабам:
А Пророк сказал:
Этот вид воспитания можно сделать успешным посредством выполнения с ребёнком различных физических упражнений, а также
занятий гимнастикой, плаванием, верховой ездой, организации
детских и подростковых лагерей отдыха и так далее.
3. Приучение к поклонению. Поклонение в исламе является выражением и проявлением убеждений (' акыда) и указанием на их истинность и твёрдость. До достижения совершеннолетия на ребёнка не возлагаются никакие религиозные обязанности.
Пророк «Щь сказал: «Подняты перья от троих: от умалишённого
— до тех пор, пока к нему не вернётся разум, от спящего — пока он не проснётся, и от ребёнка — пока он не достигнет совершеннолетия»
[АбуДавуд].
Однако подготовка ребёнка к вступлению в совершеннолетие и последующей жизни требует, с точки зрения воспитания и Шариата,
приучения его к поклонению Всевышнему. Оно должно стать
неотъемлемой частью его жизни и его «натурой». И оно должно
напоминать ему о необходимости постоянно поддерживать связь с Всевышним, подчиняться Его велениям, избегать ослушания Его, а также совершения порицаемых поступков.
Приучение к совершению обязательной молитвы и посту начинается, как для девочки, так и для мальчика, с семилетнего
возраста, и ребёнок обязан совершать молитву и поститься, когда ему
исполнится десять лет.
Пророк сказал:
А в версии ад-Даракутни сказано: «Велите своим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и ударяйте их за отказ совершать её, когда им исполнится десять». Таким образом, приучение нужно начинать с семи лет, а в десять ребёнок уже обязан регулярно совершать молитву. За этим нужно следить, и если он отказывается совершать её или ленится делать это, его следует наказывать.
Опекун ребёнка должен неустанно следить за тем, чтобы ребёнок совершал молитву и другие виды поклонения, ибо Всевышний сказал:
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!