Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русские исследования по Литургике



Разработка Литургики в русских богословских школах началась сравнительно поздно. Первое время в России эта наука считалась пастырски-прикладной, и поэтому главное внимание обращали на ритуалистическо-уставную сторону богослужения. В этом плане в России написано немало произведений в 18 и 19 столетиях. Поскольку в Литургике имеется археологическая часть (это по отношению к храму, к иконам и др.), то в России Литургику в высших духовных учебных заведениях, нередко, соединяли с кафедрой церковной археологии.

Лучшие системы по исследованию Литургики у нас в России:

  1. "Новая скрижаль" архиепископа Вениамина (1870 г.).
  2. "Историческое, догматическое и таинственное изъяснение божественной литургии" Ивана Дмитревского (1897 г.).
  3. "Толкование на литургию," "на паремии" епископа Виссариона Костромского.
  4. "Руководство по литургике" или наука о Православном богослужении, архимандрита Гавриила. Тверь, 1886 г.

Учебники Литургики для Духовных Семинарий были у нас следующих авторов: Альхимовича (1891 г.), Смолодовича (1869 г). и самый распространенный в последнее время Петра Лебедева (1893 г.).

Имеется ряд монографий: Ф. Смирнова: "Богослужение Апостольского времени" и "Богослужение со времени Апостолов до 4-го века"; Н. Одинцова: "Порядок общественного и частного богослужения в древней России до 16-го века"; А. Дмитриевского: "Богослужение Русской Церкви за первые пять веков" и "Богослужение в Русской Церкви в ХИ веке."

Принципиальным реформатором Литургики и основоположником ее, как науки, явился доктор Церковной Истории и проф. Московской Духовной Академии Иван Данилович Мансветов (умер в 1885 г.). Он указал и аргументировал необходимость применения исторического метода.

Из других литургистов, которые в области больших исследований по литургике оставили богатый материал, самые выдающиеся: Н. Ф. Красносельцев, А. А. Дмитриевский, А. П. Голубцов, проф. Лисицин, прот. Кекелидзе, проф. Карабинов, а в последнее время особенно много сделал проф. Киевской Дух. Академии М. Н. Скабалланович. Ему русская литургическая школа обязана такими произведениями как "Толковый Типикон" в трех выпусках и "Праздники." Первый из этих трудов есть история нашего Типикона, где он подробно разбирает и объясняет каждое богослужение и с точки зрения возникновения и постепенного исторического развития его. Кроме того он также дает полное историко-критическое освещение всего содержания Типикона. Но особенно ценны его "Праздники," всего вышло 6 выпусков. Каждый праздник в отдельном выпуске. План содержания этих очерков: библейский факт, легший в основание данного праздника; географические, археологические подробности; богословское значение события; затем приводятся святоотечские слова, посвященные празднику; указывается постепенное историческое развитие праздника. Далее идет весь богослужебный материал на славянском языке, который дан и в переводе на русский язык с соответствующими примечаниями и разъяснениями. Скабалланович даже сравнивает православное богослужение с богослужениями других вероисповеданий, указывая, как у них отмечаются такие же праздники. К сожалению, из-за войны 14-го года и последовавшей Российской катастрофы революции, его гениальный труд не был доведен до конца, вышло только 6 выпусков. Эти выпуски были переизданы нашим Свято-Троицким монастырем, печатались в качестве приложений к Троицкому календарю начиная с 1976 и по 1982 гг.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 440 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...