Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Таинственная миссия Ибн-Баттуты



"Существовала и существует интернациональная связь, общность мудрецов Востока и Запада, позволяющая им находиться в постоянном контакте".

В. Брюсов

Листая пожелтевшие страницы древних хроник, ищущий может открыть для себя немало незаслуженно позабытых имён. И одно из них — Ибн-Баттута.

1334 год. К берегам многоводной реки подходил караван. Вереницей шли тяжело гружённые ослы и верблюды. Всадники торопили коней. И среди пёстрой толпы особо выделялся высокий темнокожий человек. Это таинственный марокканец Ибн-Баттута, прибывший в далёкое Поволжье с особой миссией.

XII век. Марокко. Далёкая западная окраина тогдашнего цивилизованного мира, раздираемого войнами, смутами и религиозными противоречиями.

1325 год. Из небольшого торгового городка Танжер отправляется в далёкую Мекку некто по имени Ибн-Баттута (1304-1377). И вот первый намёк на некую необычность данного персонажа: Ибн-Баттута следует в хадж, который обычно совершали седобородые старики, для которых уже был близок день встречи с Аллахом. В это время Ибн-Баттуте всего только двадцать два года.

История не сохранила сведений о том, кто были его родители и на какие средства в ту далёкую эпоху мог позволить себе путешествовать столь юный паломник.

"К сожалению, почти ничего не известно о детских годах Ибн-Баттута. Средневековые летописи и воспоминания современников обходят этот период его жизни полным молчанием", — отмечал в конце 80-х годов XX века исследователь И.Тимофеев. (1).

Интересно отметить, что всего за год до паломничества Ибн-Баттуты в 1324 году правитель Западно-Африканской империи Мали Канку Муса предпринял путешествие в Мекку, посетив ряд городов Северной Африки (возможно и Танжер), Египта и Аравии, где поразил всех богатством и величиной эскорта. По непроверенной информации путешествие было предпринято с целью поиска неких древних знаний. С этой же целью предшественник Канку Мусы якобы отправил целую эскадру кораблей для исследования Западного моря (Атлантического океана), лично возглавив одно из судов.

"Я был один, без спутника, на которого мог бы положиться, без каравана, к которому бы мог присоединиться. Но меня подгоняла твёрдая решимость и страстное желание увидеть глубокочтимые святыни", — напишет позже Ибн-Баттута.

1326 год. Через всю Северную Африку путешественник добрался до Каира, затем поднялся по Нилу до Асуана. Паломник вовсе не спешит в Мекку. Вначале он обстоятельно осматривает достопримечательности Долины царей, великие пирамиды и исторические памятники Синая, Палестины и Северной Аравии. Пытается, хотя и неудачно, совершить поездку в труднодоступные районы Верхнего Египта. В Мекке, официальной цели своего путешествия, Ибн-Баттута не задержался. Он едет в Медину, потом в Иерусалим, где осматривает "Купол скалы" (третью по значению святыню суннитского ислама).

Кажется, что к 1326 году молодой марокканский паломник вполне исполнил свой религиозный долг и вполне заслуженно может возвращаться домой. Но вместо этого он едет в 1327 году в Ирак, оттуда в Иран и через Диарбекир (Турция) в Сирию. В Эрзеруме (Малая Азия) Ибн-Баттута обстоятельно изучает загадочный "небесный камень" — местную диковину (вероятно, метеорит, весом 620 фунтов — примерно 281 кг).

Из Сирии Ибн-Баттута возвращается в Мекку.

Завершив свой вторичный хадж, путешественник почти три года (1328-1330) проводит у стен священной Каабы, где проходит всестороннее религиозное обучение. В 1330 году он снова снимается с места и пускается с караваном на юг в жаркий Йемен, а потом первый раз в жизни садится на корабль и отправляется в Восточную Африку, где пытается попасть в труднодоступные районы Восточной и Юго-Восточной Африки. И везде встречается с местными мудрецами, купцами и путешественниками. И вот что любопытно. Никто из торговцев, местных правителей или священнослужителей, не принимает Ибн-Баттуту например за шпиона, разведывающего торговые или военные пути, или за нового торгового конкурента.

Вернувшись из Сомали, Ибн-Баттута пересекает Аравию и в третий раз посещает Мекку. Подобным в то время редко кто мог похвастаться. Что, домой? Нет! Теперь Ибн-Баттута помышляет о вовсе немыслимом походе к северному полярному кругу, где, согласно легендам, в стране Риджал-аль-гайб (стране Полуночного солнца) живут мудрые "люди Невидимого".

1332-1333 год. Снова Сирия, Малая Азия, просторы Чёрного моря, степи нижней Волги и, наконец, Сарай — столица обширной Золотой Орды. Тысячи и тысячи опасностей, множество роковых случайностей. (Ибн-Баттута посетил Орду во время Большой чистки. Ещё в 1312 году хан Узбек ввёл ислам, как государственную религию, в Золотой Орде. Не все это приняли с восторгом. И отказавшиеся обратиться в мусульманство, в том числе семьдесят царевичей Чингизидов, были казнены).

6 мая 1334 года Ибн-Баттута прибывает в одну из ставок правителя Золотой Орды, где и был благосклонно принят. Отсюда путешественник, посетив территорию Самарской Луки, направляется к развалинам древнего города Булгар (район современной Казани), откуда готовится к путешествию на Печору в Великую Пермь. (2).

"Много споров среди специалистов вызывает вопрос, был или не был Ибн-Баттута в Волжской Булгарии, слишком быстро он ехал. Весь его путь от ханской ставки до Булгар составил всего двадцать дней". (1) Современные исследователи истории С.Валентинов, Д.Калюжный пишут:

"Ибн-Баттута — никогда не бывал в дальних странах, а просто занимался пересказом различных сказок, слухов и фантастических историй, особенно о севере, иногда разбавляя их элементами описаний реальных путешествий". (3) Особо возмущает данных исследователей описание весьма коротких ночей в районе Булгар. Но в этом Ибн-Баттута не одинок. Ещё в 922 году другой арабский путешественник Ибн-Фадлана указывал, что тут (в районе Булгар) "ночь так коротка, что если поставить на огонь во время первой вечерней молитвы котелок, в нём ничего не успеет свариться, как уже надобно звать на утреннюю..." (4) (Несомненным достоинством труда С.Валентинова и Д.Калюжного является обнаружение ранее практически неизвестного перевода описаний путешествий Ибн-Баттута — рукописи Морозова Н.А. "Русская история" (Москва. Архив РАН. Ф.543. Оп. 1. № 482).)

"К сожалению, перевода на русский язык полного текста Ибн-Баттуты до сих пор так и не появилось". (1) Имеются отдельные весьма разрозненные ссылки на наследие столь известного путешественника. Например, в 2000 году казанский исследователь дал сообщение, что малоизвестный средневековый "Испанский атлас", содержит ссылку на "Книгу Описаний" Ибн-Баттуты. Но всё это лишь разрозненные случайные свидетельства.

Путешественник достигает Булгар, но дальше не едет. Что-то меняет его планы. Возможно, он узнаёт, что незадолго до его приезда Биармия стада полем войны. (Чуть раньше несколько опустошительных рейдов были организованы туда новгородцами и монголами).

Вернувшись в ханскую ставку, Ибн-Баттута в 1334 году едет в Константинополь, где его принимает византийский император Андроник III. (Один из немногих известных случаев, когда благочестивый мусульманин, совершивший тройной хадж, к тому же бербер (а берберы фанатично ненавидели христиан), по собственной воле решился побывать в христианском государстве).

Из Константинополя, вероятно получив какие-то важные сведения, Ибн-Баттута возвращается в Поволжье. По льду замёрзшей Волги (крайне экзотический способ передвижения для средневекового африканца) Ибн-Баттута направляется в город Сарай, где снова встречается с ханом Золотой Орды. (В эти годы, и чуть ранее, в Орде побывали многие искатели необычного. Например, в 1248 г. там жил рыцарь ордена Храма Бодэн д'Авен сеньор де Геннегад, а в 1253 г. рыцарь Гильемомус де Рубрук проехал через Среднее Поволжье в Каракорум).

В декабре 1334 года Ибн-Баттута покидает Сарай и через безводные казахские степи едет в Среднюю Азию, по дороге осматривая Хиву, Бухару, Самарканд, Фергану. Затем он пересекает территорию Туркмении, горы Афганистана и, наконец, попадает в Северную Индию. (Среднюю Азию Ибн-Баттута посетил в довольно смутную эпоху, предшествовавшую становлению воинственной империи Тамерлана (1336-1405). Не более спокойной была ситуация и в Индии, где именно в эти годы делийский султан Мухаммед Туглука (1325-1351) расширял владения и даже на короткое время подчинил территорию Южной Индии).

В конце 1335 года марокканский путешественник прибывает в Дели — главный торговый перекрёсток средневекового Востока. Ему всего двадцать девять лет, и он уже объехал половину мира — практически весь мусульманский Восток. Имеет огромный опыт путешествий и дипломатии, знает многие языки.

В Дели Ибн-Баттута осел на долгие восемь лет. Здесь он живёт, впитывая древнюю мудрость, окружённый жёнами, наложницами, детьми, слугами, учителями и учениками. Здесь он становится факиром. Его караваны из Дели отправляются по всему миру. Складывается такое впечатление, что он что-то напряженно ищет. Ищет, но что? Искомого нет на Западе, откуда Ибн-Баттута родом, его нет на Севере и нет на известном Юге.

В 1342 году Ибн-Баттута обвинён в участии в заговоре против султана. Заговор провалился. Его участники казнены, а Ибн-Баттута, по личному приказу султана, едет послом в далёкий Китай. Но не спешит. Путешественник отправляется на юг, пересекает Индийский полуостров, посещает Мальдивские острова. На островах задержался почти на два года и даже сумел вмешаться в перипетии местной дворцовой борьбы за власть. Потом паломник посетил остров Цейлон, где совершил восхождение на священный Адамов пик. (Место, где, согласно восточным поверьям, человек впервые спустился на Землю). В 1346 году путешествует по островам Индонезии. (Значительно позже фрагментами его пути проедут российские князья Щербатовы). Затем посол приезжает в охваченный крестьянским восстанием Вьетнам, совершает путешествию в Бенгалию, поднимается к предгорьям Тибета и, наконец, Южный Китай. В 1333 году Китай накрыла волна ужасных бедствий: серия наводнений, чередующихся с засухами, голод и чума, унёсшие более пяти миллионов жизней.

Но Ибн-Баттута и в Китае устраивается с комфортом. Отсюда вновь рассылает экспедиции, достигшие даже далеких островов Японии. Но и на Дальнем Востоке, вероятно, нет того, что ему нужно. В 1347 году, выполнив поручения султана, Ибн-Баттута вновь спешит вернуться в Индию. Множество приключений пришлось ему испытать на обратном пути, растянувшемся на годы! Его ограбили пираты, дважды его корабль терпел кораблекрушения, и путешественник спасался просто каким-то чудом. Вернувшись в Южную Индию, Ибн-Баттута принял участие в осаде восставшего Сингапура и попал в плен к повстанцам, но не был казнён и смог вполне благополучно вернуться в Дели.

Вплоть до начала Нового времени Ибн-Баттута являлся единственным из людей, которые на протяжении всего десятка лет побывали на двух континентах (Африка и Азия), а также в Центральной Европе и плавали в водах трёх океанов: Атлантического, Индийского и Тихого.

Завершив все свои дела в Индии, путешественник не спеша, встречаясь со своими многочисленными друзьями и учениками, едет на Запад. Он вновь пересекает Аравию, Ирак, Иран, Сирию, Палестину, Египет, вновь посещает Мекку и по Средиземному морю возвращается домой в Марокко.

В ноябре 1349 года Ибн-Баттута вместе со своей многочисленной семьёй прибывает в город Фес (столицу Марокко), где и поселяется при дворе марокканского халифа, систематизируя и записывая собранную бесценную географическую информацию. Там в декабре 1355 года появляется объёмная книга-путеводитель путешествий Ибн-Баттуты, равной которой ещё не знали.

Но путешественнику не сидится на одном месте. В 1350 году он отправляется в испанскую Гранаду, когда "чёрная смерть" — чума (1347-1351) уже начала страшную жатву. Особый урон она нанесла испанской Гранаде. "Если бы империя Альманзор так же далеко продвинулась в биологии, как в технике, если бы чума не стала союзником испанцев в деле разрушения этой империи, то промышленная революция, быть может, имела бы место в XIII веке в Андалузии, а XX век был бы эрой арабских межпланетных авантюристов, колонизирующих Луну, Марс и Венеру", — предположили знаменитые исследователи тайн прошлого Э.Бержье и Л.Повель в своей книге "Утро Магов"... Когда империя Альмазор погибла в огне и крови, Ибн-Баттута был уже далеко. Уехал он из гибнущего королевства не с пустыми руками.

В 1351 году путешественник возвращается в родной Танжер и предпринимает новую экспедицию через великую безводную пустыню Сахару в негритянские империи Мали и Борну.

Путешествие 1352-1354 годов в Западную Африку проходило довольно спокойно. Через двадцать четыре дня быстрой езды на верблюдах Ибн-Баттута приезжает в Мали, где встречает своих друзей из далёкого Китая. Даже этот отдельный факт хорошо свидетельствует об устойчивости и размахе средневековых систем сообщении.

Двигаясь всё дальше и дальше на юг, марокканский путешественник достигает берегов полноводного Нигера.

В столице Мали городе Тимбукту Ибн-Баттута прожил почти год. Удивительно, но и здесь было много его старых друзей из Египта и Сирии. Империю Мали Ибн-Баттута посетил в далеко не спокойные годы. Страна распадалась на ряд практически независимых княжеств-провинций, враждующих между собой.

Путешественник пытается проникнуть ещё дальше в недоступную Центральную Африку. В феврале 1353 года он пробует пересечь непроходимые джунгли. Через месяц безуспешных попыток продвинуться на юго-восток, Ибн-Баттута поворачивает на север.

Краткий отдых, и теперь путешественник хочет попасть в "закрытое" царство Туарегов, спрятанное в труднопроходимых горах Атласа. (Место, где некоторые современные исследователи помещают загадочное царство Атлантов).

В горах караван Ибн-Баттуты попадает в сильнейший снегопад. По сохранившимся записям путешественника, подобного снегопада он не видел ни в степях Казахстана, ни на Волге, ни в горах Афганистана. Не выдержав напора непогоды, караван вынужден повернуть домой. Это было последнее путешествие Ибн-Баттуты.

В начале 1354 года великий путешественник вернулся в Фес, где в достатке и почёте закончил дни в 1377 году.

Литература

1. Тимофеев И. Ибн-Баттута. М., 1983. (Серия "Жизнь замечательных людей").

2. Африка. Встреча цивилизаций, Под. ред. Мириманова В. В. М., 1970.

3. Валентинов С., Калюжный Д. Другая история Руси (От Европы до Монголии). М.: Вече, 2001.

4. Мифы древней Волги. Саратов: Надежда, 1996.

5. Ибрагимов И. Путешествие Ибн-Баттуты (переводы и публикации): Сборник восточного литературоведения и текстологии. М., 1975.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...