![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Возникает впечатление, что линейные участки земной поверхности, по которым проходили интенсивные процессы возникновения этносов, не охватывают весь земной шар, а ограничены его кривизной, как будто полоска света упала на школьный глобус и осветила только ту его часть, которая обращена к источнику света. Эта аналогия - скорее иллюстрация. Какова ее содержательная основа - об этом речь впереди; а пока учтем еще один случай, оставив прочие (Европу и Центральную Америку) на потом. Это необходимо для того, чтобы исключить иные, привычные, но не исчерпывающие объяснения.
В XII в. в Восточной Азии одновременно сложились два могучих этноса и одно маленькое племя, погибшее в младенческом возрасте. И на этот раз ареал этногенеза был строго очерчен географически, но не имел касательства к наземным ситуациям: ландшафтным, социальным и культурным.
До начала XII в. население берегов Амура и его притоков - тунгусоязычные чжурчжэни - находилось в состоянии гомеостаза, что проявлялось в социальной примитивности, племенной раздробленности и неспособности отстоять себя от южных агрессивных соседей - киданьской империи Ляо. Чжурчжэни платили киданьским императорам дань соколами, выдрессированными для охоты, а также поставляли рекрутов для несения военной службы.
В таком же наложении находились степные племена восточного Забайкалья, суммарно называвшиеся либо "цзубу", либо "да-дань" - татары. Цивилизованные кидани расправлялись с ними так же, как в XIX в. североамериканские колонисты - с индейцами прерий.
Но уже в 1115 г. все изменилось. Чжурчжэни восстали и к 1126 г. сокрушили империю Ляо. Направлением их этногенеза, т.е..этнической доминантой, стала консолидация племени. Это позволило бывшему племенному вождю Агуде создать империю, названную "Золотой".
У кочевников доминанта была иной. Из племен выделились отдельные витязи - "люди длинной воли", которые сначала очень бедствовали, но в конце XII в. обрели вождя по имени Тэмуджин, которого они нарекли Чингисом и избрали ханом. В жестокой гражданской войне "люди длинной воли" сокрушили племенной строй и создали Монгольский улус, в котором побежденные и победители объединились и слились в единый этнос.
Наконец, у южных берегов Байкала проявило себя воинственное племя меркитов. Кто такие меркиты по происхождению - не установлено. Они не монголы и не тюрки, а скорее всего самодийцы, но нам важно не это, а то, что до 1216 г. меркиты оспаривали у монголов гегемонию в Центральной Азии. Следовательно, тут перед нами взрыв этногенеза, аналогичный тем, которые мы рассмотрели выше. Существенно, что ареал этого взрыва этногенеза очерчен столь же четко, как и у предшествовавших ему. Не были затронуты ни эвенки, ни якуты на севере, ни корейцы, китайцы и тангуты на юге. На западе ареал выклинился у южной оконечности Байкала, не коснувшись ойратов и куманов (половцев), живших, подобно монголам, кочевым бытом. Можно думать, что перед нами оконечности ареала, а основная его часть пришлась на территорию Тихого океана. Если так (а для возражений нет оснований), то этногенетические взрывы, или толчки, -явление, неотделимое от физической географии. История только фиксирует их, подобно тому как климатолог фиксирует перемещения циклонов и муссонов, а историко-географ - миграции кочевников Евразии. И теперь очевидно, что проявления активности степных и лесных этносов Евразии, не всегда связанные с климатическими колебаниями, но поражавшие воображение средневековых хронистов, являются результатами взрывов этногенеза. Это, и только это роднит монгольский взлет с Великим переселением народов, торжеством византийского православия над древнеримским язычеством и проповедью ислама путем священных войн, образованием Тибетского царства, подвигами раджпутов и блеском двора императоров династии Тан. И, видимо, подобные "толчки", или "взрывы", локализованные на определенных территориях, дали начало великим этносам древности, исходные периоды которых не освещены источниками в той степени, как в Средние века.
После того как мы уловили в разнообразных явлениях элемент сходства, объяснить их различия крайне просто. Одинаковые импульсы в разных условиях внешней среды должны проявляться по-разному. Представим себе человека, идущего по горному хребту и толкнувшего ногой камень, который покатился вниз по склону. Иногда этот камень может вызвать лавину, которая погребет под собою несколько поселков, а иногда он застрянет в расщелине или натолкнется на уступ и тут же остановится. Рассчитать путь камня и предсказать его судьбу было бы можно, имея все данные о силе и направлении толчка, а также о всех препятствиях на его дороге, но практически такое количество данных получить невозможно.
Это наглядная иллюстрация судьбы этногенетического толчка, где роль препятствий, изменяющих развитие процесса, играют многие явления: социальные условия, сложившиеся за минувшие века, накопившаяся и унаследованная от предков культура, географическая среда региона, этническое окружение, включая международные связи, политические расчеты и интриги современников. Но все они набирают мощь лишь тогда, когда в этносистему поступает энергия, преобразующая ее и позволяющая совершать великие дела.
Что это за энергия? Определив ее характер, мы решим проблему этногенеза.
Отметим, что, изучая этническую историю, мы видим только общественные отношения и социальные институты. Но это не значит, что наши наблюдения исчерпывают тему. Ведь электричество или теплоту мы обнаруживаем только в проявлениях, видя, например, раскаленную нить в лампочке или ощущая ее нагрев, но это не мешает нам производить обобщение опыта и оперировать умозрительными понятиями. Да ведь и такие понятия, как "жизнь" и "социальная формация", - тоже обобщения многих наблюдений. Очевидно, таков же этнос.
Этнос соотносим с социальными и биологическими категориями так же, как соотносятся длина, вес и температура предмета: и то и другое - параметры процессов разной природы, не сводимых друг к другу. Поскольку мы уже установили, что социальные процессы и этногенезы развиваются параллельно, то необходимо проверить, как взаимодействуют этносы с популяциями - биологическими таксонами того же уровня. Нас ждут не меньшие сюрпризы.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Леруа Ладюри Э. История климата с 1000 года.
[2] Гумилев Д. Н. Открытие Хазарии. М., 1966.
[3] Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 87-100.
[4] Козлов В. И. О биолого-географической концепции этнической истории // Вопросы истории. 1974. № 12. С. 72.
[5] Там же. С. 80.
[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37. С. 394.
[7] Калесник С. В. Основы общего землеведения. С. 359.
[8] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 568.
[9] Там же. Т. 21. С. 32.
[10] Берг Л. С. Номогенез. Пг., 1922. С. 180-181.
[11] Калесник С. В. Проблемы географической среды //Вестник ЛГУ. 1968. № 12. С. 91-96.
[12] Калесник С. В. Проблемы географической среды //Вестник ЛГУ. 1968. № 12. С. 91- 96
[13] Будыко М. И. О причинах вымирания некоторых животных в конце плейстоцена //Изв. АН СССР. Сер. географическая. 1967. № 2. С. 28- 36.
[14] Дорст Ж. До того как умрет природа. М., 1968. С. 54- 55.
[15] Тьерри О. Избр. соч. М., 1937. С. 207-208.
[16] Урланис Б. Ц. Рост населения в Европе. М., 1941. С. 40.
[17] Там же. С. 57.
[18] Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. IV. М., 1939. С. 320.
[19] Grousset R. Вilап de l'histoire. P. 33.
[20] История дипломатии: В 5 т. /Под ред. В. А. Зорина, А. А. Громыко. Т. 1. М., 1959. С. 269- 271.
[21] Берг Л. С. Номогенез. С. 180-181.
[22] Калесник С. В. Основы общего землеведения. С. 455.
[23] Савицкий П. Н. Географические особенности России (I). Прага, 1927. С. 30-31.
[24] Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край: В 3 т. Т. 2. 1926. С. 502.
[25] Грибанов Л. И. Изменение южной границы ареала сосны в Казахстане // Вести, сельскохозяйственной науки (Алма-Ата). 1965. № 6. С. 78-86.
[26] Рычков Ю. Г. Антропология и генетика изолированных популяций (Древние изоляты Памира).
[27] Синха Н.К.. Банерджи А.Ч. История Индии. М., 1954. С. 113-II 4.
[28] Там же. С. 106-107.
[29] Там же. С. 256.
[30] Окладников А.П. История Якутской АССР: В 3 т. Т. 1. М.. Л., 1955.
[31] Руденко С. И. Древняя культура Берингова моря и эскимосская проблема. М., Л., 1946. С. 113.
[32] Сейбутис А. Палеогеография, топоника и этногенез //Изв. АН СССР. Сер. географическая. 1974. № 6. С. 40- 53.
[33] Козлов В. И., Покшишевский В. В. Этнография и география //Советская этнография. 1973. № 1. С. 9-10.
[34] Саушкин К). Г. По поводу одной полемики //Вестник МГУ. 1965. № 6. С. 79- 82. Ср.: Калесник С. В. Некоторые итоги новой дискуссии о "единой" географии // Изв. ВГО. 1965. № 3. С. 209-211.
[35] Геохор - участок земной поверхности, однородный в своих экологических особенностях и отличающийся по этим особенностям от смежных участков.
[36] Грумм-Гржимайло Г. Е. Рост пустынь и гибель пастбищных угодий и культурных земель в Центральной Азии за исторический период //Изв. ВГО. 1933. Т. 65. Вып. 5.
[37] Морган. Л. Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934. С. 146-163.
[38] Окладников А. И. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. III. (Глазковское время). М.; Л., 1955. С. 238-239
[39] Гумилев Л. Н. Хунну. С. 147.
[40] Hatoun G. Zur Ue-tsi Frage /Ztechr. Disch. Morgenland. Ges. (Liezig). 1937. S. 306.
[41] Мункуев Н. Ц. Заметки о древних монголах //Монголо-татары в Азии и Европе / Под ред. CJI. Тихвинского. М., 1970.
[42] В начале XX в. население Внешней Монголии равнялось 900 тыс., но не более 3 млн. монголов обитало во Внутренней Монголии, на территории бывшего Тунгутского царства и чжурчжэньской империи Кинь.
[43] Гумилев Л. Н. Хунну. С. 66.
[44] Гумилев Л. Н. Хунны в Китае. С. 10-
[45] Grousset R. Bilan de l'histoire. P. 283-
[46] Курьер ЮНЕСКО. 1975. Май.
[47] Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства.
[48] Грумм-Гржимайло Г. Е. Рост пустынь и гибель пастбищных угодий и культурных земель... С. 437-454.
[49] Гумилев Л. Н. Изменения климата и миграции кочевников //Природа. 1972. № 4. С. 44-52.
[50] Гордон Ч. Древнейший Восток в свете новейших раскопок. М., 1956. С. 44-47.
[51] Там же. С. 67.
[52] Там же. С. 93.
[53] Там же. С. 179-180.
[54] Там же. С. 191-192.
[55] Грумм-Гржимойло Г. Е. Можно ли считать китайцев автохтонами бассейнов среднего и нижнего течения Желтой реки //Изв. ВГО. 1933. Т. 65. Вып. С. 29-30.
[56] Нестерук Ф. Я. Водное хозяйство Китая //Из истории науки и техники Китая / Отв. ред. И. В. Кузнецов и др. М., 1955. С. 6.
[57] Зайчиков В. Т. Природные богатства Китая //Изв. АН СССР. Сер. географическая. 1954. № 6.
[58] Lattimore О. Inner Asian Frontier of China. New York, 1940. P. 275.
[59] Нестерук Ф.Я. Водное хозяйство Китая. С. II.
[60] Гумилев Л. Н. Китайская хронографическая терминология в трудах Н. Я. Бичурина на фоне Всемирной истории (предисловие) //Бичурин Н. Я. Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии. Чебоксары. 1960. С. 648- 649.
[61] Нестерук Ф. Я. Указ. соч. С. 19.
[62] Там же. С. 22-23.
[63] Гумилев Л. Н. Китайская хронографическая терминология. С. 652.
[64] Нестерук Ф. Я. Водное хозяйство Китая. С. 51.
[65] Там же. С. 52.
[66] Там же. С. 52-55.
[67] Шнитников А. В. Изменчивость общей увлажненности материков северного полушария //Записки ГО. Т. XVI. М., Л., 1957. С. 220-221, 262.
[68] Грумм-Гржимайло Г. Е. Рост пустынь и гибель пастбищных угодий и культурных земель... С. 437.
[69] Исаченко А. Г. Детерминизм и индетерминизм в зарубежной географии // Вестник ЛГУ. 1971. № 24. С. 90.
[70] Ермолаев М. М. О границах и структуре географического пространства //Изв. ВГО. 1969. № 5. С. 401- 427.
[71] Подробнее см.: Гумилев Л. Н. Хунну. С. 171-173.
[72] Жители квартала Фанар в Стамбуле, где жили потомки византийцев, пощаженных турками при взятии Константинополя в 1453 г., были вырезаны во время греческого восстания в 1821 г. в отместку за резню мусульман в Морее.
[73] Иностранцев К. А, Хунну и гунны //Труды туркологического семинария. Т. I. Л., 1926.
[74] Иордан. Происхождение и деяния гетов//Пер. Б.Ч. Скржинской. М., 1961. С. 91. Под "гетами" подразумеваются готы.
[75] Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории //Вестник древней истории. 1960. № 4.
[76] Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры//Народы Азии и Африки. 1968. № 3.
[77] Гумилев Л. Н. Хунну.
[78] Кинжалов P., Белов А. Падение Теночтитлана. Л., 1956. С. 130-136.
[79] Гумилев Л. Н. Древние тюрки.
[80] Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства.
[81] Раджпуты - потомки от смешанных браков саков, кушанов и эфталитов с аборигенами Инда (см.: Синха Н. К., Бенерджи А. Ч. Указ. соч. С. 114).
[82] Grousset R. Histoire de l'Extreme Orient. Paris, 1929. P. 125.
[83] История Индии в Средние века /Под ред. Л. Б. Алаева. М., 1968. С. 76-83.
[84] Гумилев Л. Н. Величие и падение древнего Тибета //Страны и народы Востока /Под ред. Д.А. Ольдерогге. Вып. 8. М., 1969. С. 156-157.
[85] Гумилев Л. Н. 1) Хунны в Китае. С. 234-235; 2) Древние тюрки. С. 10
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 147 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!