Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Те, которые объявляют своих жён запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба, прежде чем они прикоснутся друг к другу» (58:3)



Таково мнение большинства учёных, кроме шафиитов, которые

считают, что мужчине запрещается только вступать в половую близость с женой, тогда как все остальное остаётся дозволенным.

Если мужчина вступил в половую связь с женой до искупления

зыхара, он должен раскаяться и просить у Аллаха прощения за свой грех, однако в этом случае на него не возлагается ничего, кроме

первого искупления, и он не должен делать это снова до тех пор, пока

не искупит зыхар. Пророк

213 Слово зыхар происходит от слова захр — 'спина, хребет'.

213 То есть, муж выдвигает обвинение против жены, клянется, что говорит правду, и призывает на себя проклятие Аллаха в случае, если он лжет, а жена свидетельствует что, обвиняя ее, он лжет, и призывает на себя гнев Аллаха в случае, если лжет она. — Пер.

сказал человеку, который вступил в половую близость со своей женой до искупления зыхара: «Не приближайся к ней до тех пор, пока не сделаешь того, что велел тебе Аллах».

А в другой версии говорится: «Отстраняйся от неё до тех пор, пока не искупишь зыхар» [Ат-Тирмизи; ан-Насаи; Абу Давуд; Ибн

Маджа. Со слов Ибн Аббаса].

Отречение, за которое полагается искупление в Словах Всевышнего: «...а потом отрекаются от сказанного...» — это

решительное намерение мужчины снова вступить в половую близость

с женой (мнение большинства учёных). Если же он по-прежнему желает, чтобы она оставалась запретной для него и не собирается

вступать с ней в половую близость, он не обязан искупать зыхар. А по

мнению шафиитов, отречение в данном случае — это удержание жены после зыхара в течение периода времени, достаточного для того, чтобы дать ей развод237.

2. Жена имеет право потребовать от мужа, совершившего зыхар, вступить в половую близость с ней, поскольку она имеет на это право, и если она обратится к нему с таким требованием перед судом, судья принуждает его к искуплению и вступлению в половую близость с ней, чтобы отвести от неё вред. Если же мужчина стоит на своём, судья расторгает брак.

3. Зыхар не устраняет супружество, потому что мужчина не имеет права совершать его, а посредством развода брак

расторгается, потому что мужчина имеет право дать жене развод.

4. Шариат обязал мужчину, совершающего зыхар, искупать свой зыхар до прикосновения к жене (то есть до вступления в половую

близость с ней и любых действий, которые можно считать

прелюдией к нему), а во времена невежества арабы не знали этого искупления. Тогда зыхар был просто способом сделать женщину

запретной для себя и ни к чему не обязывал мужчину. А доказательством того, что искупление зыхара узаконено Шариатом, служат следующие аяты:


Те из вас, которые объявляют своих жён запретными для себя, говорят слова предосудительные и лживые. Их жёны — не матери им, ведь их матерями являются только женщины, которые их родили. Поистине, Аллах — Снисходительный, Прощающий. Те, которые объявляют своих жён запретными для себя, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба, прежде чем они прикоснутся друг к другу. Этим вас увещевают, и Аллах ведает о том, что вы совершаете. Если кто- либо не сможет сделать этого, то он должен поститься в течение двух месяцев без перерыва, прежде чем они прикоснутся друг к другу. А кто не способен на это, тому надлежит накормить шестьдесят бедняков. Это делается для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника. Таковы установления Аллаха, а неверующим уготованы мучительные страдания» (58:2-4).

То есть мужчина, совершивший зыхар, обязан освободить раба, а

если он не может сделать это, тогда он должен поститься два месяца подряд, а если это ему не по силам, он обязан накормить шестьдесят бедняков, причём искупить зыхар он должен до вступления в половую близость с женой.

Эти аяты были ниспосланы после того, как Аус ибн ас- Самит, брат 'Убады ибн ас-Самита, совершил зыхар в отношении своей жены Хаули бинт Малик ибн Са'ляба.

Это искупление становится обязательным только после того, как мужчина отрекается от сказанного, то есть у него появляется решительное намерение снова вступить в половую связь с женой.

Если мужчина или его жена умирает, или мужчина расстаётся со своей женой до отречения, он не обязан искупать зыхар. Искупление зыхара

— это искупление клятвы.

Окончание действия зыхара зависит от того, какой именно зыхар был совершен: временный или постоянный:

1. Если зыхар временный, то есть мужчина сказал жене: «Ты для меня как хребет матери моей в течение одного дня (месяца, года и так

далее) — то, по мнению большинства учёных, действие зыхара заканчивается сразу после истечения названного срока, и искупление в этом случае не требуется, потому что действие зыхара

заканчивается, как и действие клятвы, как только истечёт срок. Действие развода, напротив, не прекращается, и его невозможно остановить. А маликиты считают, что зыхар может быть только

постоянным, даже если назван определённый срок, и действие его прекращается только посредством искупления, по аналогии с разводом.

2. Если зыхар постоянный, то его действие заканчивается, как только будет расторгнут брак по инициативе одного из супругов.

Ли'ан

Слово ли'ан происходит от слова ля'н, означающее 'проклятие, отдаление от милости Всевышнего Аллаха'. А ли'ан как шариатский термин — это свидетельства, подтверждаемые клятвами. Их произносят муж и жена перед судьёй, причём муж призывает на себя проклятие Аллаха, а жена — гнев Аллаха238, в случае, когда муж

обвиняет жену в прелюбодеянии или утверждает, что её ребёнок не от него.

Ханафиты и ханбалиты считают, что ли'ан представляет собой свидетельства, а маликиты и шафииты — что это клятвы.

В Благородном Коране имеется указание на дозволенность ли'ана.

Всевышний сказал:

А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жён в прелюбодеянии, не имея свидетелей, кроме самих себя, должны быть четыре клятвы Аллахом, что он говорит правду, и пятую — что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжёт. Наказание будет отвращено от неё, если она принесёт четыре клятвы Аллахом о том, что он лжёт, и пятую — о том, что гнев Аллаха падёт на неё, если он говорит правду» (24:6-9).

Причиной ниспослания этих аятов стала история Хиляля ибн

Умаййи, который обвинил свою жену в прелюбодеянии с Шариком ибн Сахма, или история 'Уваймира аль-'Аджляни, который также обвинил свою жену214.

Смысл предписания ли'ана — дать мужьям возможность выдвинуть обвинение против своих жён и избежать при этом наказания, которому обычно подвергают человека за клевету — поскольку в большинстве случаев подтвердить обвинение и найти свидетелей невозможно или крайне сложно, — а также сохранить фамильную принадлежность ребёнка, на которую у него есть право, и репутацию обоих супругов.

Для того чтобы ли'ан был действительным, необходимо, чтобы муж и жена были совершеннолетними и разумными, а жена — ещё и

целомудренна. Также необходимо, чтобы никто из них ранее не

подвергался установленному наказанию за клевету. Обвинить женщину должен именно муж, и это может происходить даже до

первой половой близости между супругами. Муж обвиняет её в

прелюбодеянии или в том, что у неё ребёнок от другого, а она от- рицает это, и продолжает отрицать до окончания ли'ана. В этом случае

ли'ан считается действительным, по мнению ханбалитов и шафиитов.

Совершается ли'ан следующим образом. Мужчина обвиняет жену в прелюбодеянии или в том, что у неё ребёнок не от него, и при этом у

него нет доказательств, а жена отрицает это и требует подвергнуть его

установленному наказанию за клевету — в этом случае судья велит им совершить ли'ан.

Ли'ан начинает муж: он четыре раза подряд свидетельствует перед судьёй: «Я клянусь Аллахом, что говорю правду, обвиняя её в прелюбодеянии (или: в том, что ребёнок не от меня)». После этого

жена свидетельствует перед судьёй, также четыре раза: «Я клянусь Аллахом, что он лжёт, обвиняя меня в прелюбодеянии (или: в том, что у меня ребёнок не от него)». Именно так описывается ли'ан в

упомянутых выше аятах.

214 Первую историю приводят аль-Бухари, Абу Давуд и ат-Тирмизи, со слов Ибн Аббаса, а вторую — аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа и ан-Насаи, со слов Сахля ибн Са'да.

214 Фатхаль-Кадир.Т. З.С. 253.

После завершения ли'ана муж освобождается от наказания за клевету, а брак их не расторгается, если только его не расторгнет судья (мнение ханафитов)240, поскольку ибн 'Аббас сказал, пересказывая историю Хиляля ибн Умеййи: «И Пророк расторг их брак». Расторжение брака по причине ли'ана считается окончательным

разводом (мнение Абу Ханифы и Мухаммада). А по мнению остальных учёных215 происходит аннулирование брачного договора сразу после завершения ли'ана, без постановления судьи, потому что причиной расторжения брака в данном случае становится ли'ан, а он уже имел место. 'Умар сказал: «Брак совершивших ли'ан расторгается

и больше никогда не восстанавливается». По мнению шафиитов, брак считается расторгнутым уже после того, как муж произнесёт своё свидетельство, даже если женщина не стала свидетельствовать, потому что это — расторжение брака посредством произнесения определённых слов, и достаточно, чтобы эти слова произнёс муж, как и в случае с разводом (таляк).





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 619 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...