![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Вступление в брак — похвальный обычай в обществе, и к этому побуждает человека его естественная природа.
Вступление в брак — путь к созданию крепкой и дружной семьи, которая помогает человеку сохранять целомудрие и воздерживаться
от запретного. Создание семьи необходимо, и произведение потомства помогает сохранить род человеческий и поддерживать должный порядок в обществе. И кто усложняет вступление в брак, следуя
господствующим традициям, заставляющим людей делать что- то напоказ и хвастаться, а также стремясь во что бы то ни стало приобрести как можно больше материальных благ и предметов
роскоши, — эти люди совершают преступление против самих себя и против общества, в котором живут. Разумные и мудрые люди должны решить современные проблемы, связанные с браком, вдохнув в него
дух ислама и распространив благие обычаи, облегчающие вступление в брак. Нужно помогать юноше и девушке сблизиться — в соответствии с Шариатом, конечно же, — а не отдаляться друг от
друга, как это происходит сегодня, когда многие молодые люди питают отвращение к браку и вообще не хотят создавать семью — так что в наше время число незамужних женщин достигло 40%.
Самые большие препятствия, возникающие перед желающими вступить в брак, — жилищная проблема, дороговизна махра, большие расходы, которых требует вступление в брак, подготовка дома,
безработица или маленький доход, желание избежать ответственности, слабость веры, а также разнообразные искушения, порок и внебрачные связи.
Если говорить о жилищном вопросе, то большинство молодожёнов
желают жить отдельно, однако купить квартиру или дом или даже
13 Ас-Сиба'и. Аль-мар'ат байна аль-фикх ва аль-канун. С. 60-64.
снимать их может позволить себе далеко не каждый, и в наше время трудно подобрать и обустроить отдельное жильё. Это первая преграда на пути желающих вступить в брак.
Что же до дороговизны махра, то это явление мы сейчас наблюдаем повсеместно — в богатых странах и не очень. В богатых странах, где
добывается и перерабатывается нефть, требовать огромные махры —
обычное дело. Там покровители невест требуют такие запредельные
— если не сказать, фантастические — суммы, что молодой человек и его семья просто выбиваются из сил, собирая запрашиваемый махр. А это, конечно же, наносит вред семье, поскольку обычно в семьях есть и дочери, и сыновья, и пока отец семейства требует с жениха дочери упомянутую фантастическую сумму в качестве махра, такую же точно сумму — если не большую, — требуют с его сына родители его невесты. Одна и та же проблема возникает снова и снова, и требования растут год от года...
Ислам же направляет людей к тому, чтобы они не требовали большого махра и не просили лишнего, желая похвастаться перед
другими. И неправомерно утверждать, что если от мужчины требуют
огромный махр, он обязан безоговорочно заплатить его полностью, потому что, мол, в аяте сказано:
Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар, то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершая очевидный грех?» (4:20).
Здесь речь идёт только о том махре, который был оговорен и окончательно утверждён. От него уже нельзя ничего отнимать. Этот аят одна женщина привела в качестве аргумента против 'Умара когда он, обращаясь к людям с речью с минбара, сказал: «Не завышайте махр женщин, ибо, поистине, если бы это было благородным поступком в этом мире или богобоязненностью в мире вечном, то Посланник Аллаха непременно делал бы это, однако ни одна из его жён и ни одна из его дочерей не получала махр больше, чем двенадцать окий серебра14, и кто потребует больше четырёх сотен, добавка будет направляться в казну»15.
Вступление в брак — это не торговля и не способ разбогатеть, но
это союз двоих, основанный на облегчении, снисходительности и сотрудничестве, и опекун невесты должен думать о будущем молодой
семьи. Ведь если у мужа нет долгов или иных денежных обязательств,
то ему не так уж трудно обеспечить семью и сделать её жизнь благопо- лучной и стабильной, а если есть долги, то погашать их ему
приходится за счёт сокращения расходов на семью, у которой много
разных потребностей.
Ислам побуждает нас смотреть в будущее.
Пророк также сказал: «Лучший махр — тот, который легче всего заплатить» [Аль-Бухари. Со слов 'Укбы ибн Амира
А в хадисе от Сахля ибн Са'да Пророк сказал: «Поищи хотя бы железный перстень».
Мудрость этого побуждения очевидна: дороговизна махра и
большие расходы заставляют многих желающих вступить в брак передумать, а это, в свою очередь, приводит к распространению
порока и разврата в обществе16. Пророк сказал:
«Если пришёл к вам тот, чьей религией и нравом вы довольны, выдавайте за него девушку. Если же вы не будете делать это, на земле распространится порок и великое нечестие». Люди сказали: «О Посланник Аллаха, даже если у него есть недостатки? 17» Он ответил: «Если пришёл к вам тот, чьей религией и нравом вы довольны, выдавайте за него [девушку]» — повторив эти слова
трижды [Ат-Тирмизи. Хадис хасан-гариб].
Если говорить об увеличении расходов, связанных с вступлением в брак, то это сегодня распространённое явление как в городах, так и в
сельской местности. Целью, конечно же, является хвастовство. Сюда относятся подарки на помолвку, расходы на организацию свадебного
14 Окия — сорок дирхемов серебра, а один дирхем — 2,975 г.
15 Маджма'аз-заваид.Т.4. С. 283.
16 Шейх Заки ад-дин Ша'бан. Аль-ахкам аш-шар'иййа ли аль-ахваль аш-шахсыййа. С. 262.
17 Например, он небогат.
торжества в гостиницах, залах для проведения торжеств, домах или на открытом воздухе. Проводятся шикарные празднества с приглашением ансамблей, исполняющих анашиды, с дорогими подарками, цветочными венками и гирляндами... На это уходит немало средств. При этом не стоит забывать о дороговизне махра. Всё это в совокупности становится препятствием на пути желающих вступить в брак — особенно это касается мужчин со скромным
доходом18.
Преуспевшая жена — та, которая довольствуется разумным махром.
Кто стремится к облегчению и снисходительности, которые являются неотъемлемым свойством ислама, и желает внести свой вклад в борьбу с таким явлением, как безбрачие мужчин и женщин, а
также с развратом и пороком в обществе, тому следует придерживаться умеренности и с довольством принимать всё то, что помогает браку быть прочным и долговечным. При этом человеку
следует украшать себя нравственными качествами, которые одобряет ислам, соблюдать исламский этикет и по возможности избегать действий напоказ и формальностей. Опекуны женщины должны
принимать в расчёт положение людей, а не смотреть поверхностно, руководствуясь надуманными принципами и соображениями. Им следует понять, что настоящее благо — то, о чём сказал Пророк «|§=:
«Если пришёл к вам тот, чьей религией и нравом вы довольны, выдавайте за него [девушку]. Если же вы не будете делать это, на земле распространится порок и великое нечестие» [Ат-Тирмизи; Ибн
Маджа; аль-Хаким. Со слов Абу Хурайры].
Что же касается всего того, что необходимо для послес- вадебного переезда новобрачной в дом мужа — мебели и домашней утвари, то в разных странах разные обычаи. На севере
Магриба поступают в соответствии с маликитским мазхабом — всё перечисленное готовит невеста, однако в большинстве стран всё необходимое готовит жених, там поступают в соответствии с мнением
большинства факыхов. Жених выплачивает определённую сумму, и она тратится на приобретение вещей. Это обязанность жениха, и от не- весты ничего подобного не требуется. Жених подыскивает жильё,
покупает мебель и прочее, и он же покупает одежду женщине и обеспечивает её. А брачный дар (махр), который мужчина
18 В России эта проблема стоит не столь остро, как, скажем, в арабских странах, однако также наблюдается тенденция к повышению махров.
выплачивает женщине, предназначен вовсе не для того, чтобы она готовила на эти средства дом и покупала необходимые вещи. Махр — это брачный дар жениха невесте, и Всевышний Аллах сказал о нём в Своей Книге:
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!