![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Гераклит (ок. 544-484 гг. до н.э.), потомок правителей Афин и Эфеса, утративших свою власть. Гераклит написал несколько философских поэм, полных образов и метафор и чрезвычайно трудных для понимания, за что получил у греков прозвище «Темный». Гераклит ни у кого не учился. Гераклит открыто пренебрегает занятиями математикой и естествознанием. Мудрость – это не коллекция сведений о явлениях природы, а знание закона, который правит миром. «Многознание уму не научает...» Его учение – это первая в истории человечества философия в чистом виде, без всяких примесей в те времена еще очень примитивных опытных знаний о природе.
Основная идея Гераклита заключается в том, что в природе нет ничего постоянного. Все в природе течет подобно рекам, «в одну реку нельзя войти дважды». Одно постоянно переходит в другое, меняя свое состояние. Символическим выражением всеобщего изменения для Гераклита является огонь. Огонь есть непрерывное самоуничтожение, он живет своей смертью. "Этот космос один и тот же для всего существующего не создал ни какой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Огонь – не просто поэтический образ, а первоначало природы в прямом, физическом смысле.
Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит "логос".(речь, закон, необходимость)" Из космического первоогня образуются все вещи и через какое-то отмеренное Логосом время Вселенная снова обращается в огонь, сгорает, и эти периоды чередуются бесконечно.
Логос – важнейшее понятие в философии Гераклита. Это не вещество или материал, из которого сделаны вещи, как вода или воздух у милетцев, а вечный закон, которому следует всё существующее, так сказать, Речь, с которой Природа обращается к отдельным вещам и управляет ими. Иногда Гераклит именует Логос «Разумом, который правит Вселенной», иногда «Богом» или даже «Зевсом», однако его Логос не имеет ничего общего с богами общепринятых религий: Логос не существует отдельно от вещей, его частица пребывает во всякой вещи.
Логос - основа всеобщности и истинности человеческого познания. Разумный человек умеет понимать Логос-Речь природы и руководствуется ею в своих поступках. Однако разумные люди встречаются редко, сетует Гераклит.
Диалектика Гераклита
Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Мироздание представляется Гераклиту насквозь противоречивым. «У лука (biós) имя – жизнь (bíos), а дело – смерть» или «Совместны у {окружности} круга начало и конец». Но за всеми этими внешними противоречиями скрывается общий закон бытия – логос. Нашим чувствам вещи представляются случайными, однако разум учит усматривать в кажущихся совершенно разными вещах и событиях действие и проявление их общей, универсальной природы. Красота и порядок мироздания «прячутся» за хаотическими движениями единичных вещей.
"Мир есть процесс, в котором всякая вещь переходит в свою противоположность (холодное в теплое, влажное в сухое и наоборот)". Благодаря борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее сходство. Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоположное делают все качества вещей относительными(морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна).
Противоречие – это характерная форма проявления высшего единства Природы. Противоречие движет миром.
Политические воззрения Гераклита тоже проникнуты диалектикой. Он превозносит войну, в которой видит воплощение вселенского духа противоречия: «Война – отец всех...» Гераклит – яростный противник греческой демократии, которая решает своим проблемы не разумом, а числом голосов. Правление надлежит передать в руки умнейших. Однако правители обязаны руководствоваться общими законами. А человеческие законы должны быть составлены в соответствии с «божественными» законами Природы.
Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 2737 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!