Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гвидо Аретинский




Гвидо Аретинский. Рисунок с утраченной росписи XIII в. Чимбауэ (?) из собора г. Кортоны. Италия

[лат. Guido Aretinus; итал. Guido d'Arezzo] (90-е гг. X в., близ Парижа - после 1033 (50-е гг. XI в.?)), итал. музыкант и теоретик. По версии Ж. Морена (см.: Revue de l'Art Chretien. P., 1888. Vol. 3), Г. А. получил образование в мон-ре Сен-Мор-де-Фосе (отсюда вариант написания его имени как Guido de Sancto Mauro). Продолжил учебу, вероятно, в бенедиктинском мон-ре Помпоса близ Феррары. Там же впервые приобрел известность как автор новой системы обучения пению; изобрел новый метод нотации, с помощью к-рого составил (совместно с мон. Михаилом, адресатом «Послания» Г. А.) вариант Антифонария (в наст. время утерян). Сохранились 2 пролога Г. А. к Антифонарию: «Prologus in antiphonarium», известный также под названием «Aliae regulae» (Иные правила, до 1025), и «Regulae rhythmicae» (Правила в стихах, 1025-1026). Ок. 1025 г., не найдя поддержки в Помпосе, переехал в Ареццо под покровительство еп. Теодальда, к-рому посвятил трактат «Micrologus de disciplina artis musicae» (Микролог, или Краткое изложение учения о музыкальном искусстве; сохр. более 70 средневек. списков). Г. А. стал широко известен после поездки в Рим по приглашению папы Иоанна XIX (1024-1032), где в его присутствии Г. А. демонстрировал преимущества нового Антифонария. Об этом, а также о последующем посещении Помпосы сообщается в «Epistola [Guidonis Michaeli monacho] de ignoto cantu [directa]» (Послание о незнакомом песнопении [направленном Гвидо монаху Михаилу], после 1028, но не позднее 1033). Известно также, что впосл. Г. А. удалился в мон-рь близ Ареццо, возможно ордена камальдулов в Фонте-Авеллана, где пробыл до конца жизни.


1-я строфа гимна св. Иоанну Крестителю 2-го тона, начальные слоги к-рой послужили основой сольмизации Гвидо Аретинского

Новации Г. А., определившие развитие теории музыки последующих эпох, носили практический характер и были призваны облегчить исполнение (в т. ч. с листа) и самостоятельное (per se) разучивание песнопений,а также их фиксацию и исправление мелодий, заученных с ошибками. В обоих прологах к Антифонарию были изложены основы новой нотации. Г. А. объединил существовавшие до него принципы нотного письма: невмы он поместил на линейный стан (первоначально 2 линии: желтая и красная) с буквами-ключами С и F, обозначающими высоты «до» и «фа» (ниже к-рых в диатоническом звукоряде находятся полутоны). В «Послании» Г. А. вводит новый метод - сольмизацию, основанный на запоминании модально-интервальных свойств звуков относительно друг друга. В качестве мнемонической мелодии Г. А. предложил использовать 6 строк из лат. гимна св. Иоанну Крестителю: «UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum» (см. пример 1), начальные звуки к-рых (восходящий гексахорд от «до») следовало соотносить со звуками незнакомого песнопения; эти названия ступеней (за исключением «ut») используются до наст. времени. Т. н. рука (дидактическое наглядное пособие по сольмизации), изобретение к-рой приписывают Г. А., по-видимому, появилась позднее; введение термина «manus Guidonis» (Гвидова рука) относится к XV в. («Musica practica» Рамоса де Парехи, 1482).


Развитие сольмизационного метода Гвидо Аретинского: система гексахордов в соотнесении со звукорядом распространяется на весь певческий диапазон (верхнее "ми" добавлено позднее)

В наиболее обширном из сочинений Г. А., «Микрологе», систематизированы знания о музыке того времени, во многом он развивает идеи предшественников: Боэция («Учение о гармонии»), анонимных авторов «Учебника музыки», «Схолии к учебнику музыки» и «Диалога о музыке» (см. ст. Анонимы). К числу оригинальных идей Г. А. относятся: расширение миксодиатонического звукоряда до «ре» 2-й октавы (см. пример 2), новый способ деления монохорда (mensura Guidonis), сравнение методов композиции мелодики и стиха с предложением способа сочинения мелодий, в нек-рой степени механистического (гл. 17, метод литерафонии - соотнесение высот звукоряда с гласными «a», «e», «i», «o», «u» и составление на основе этой шкалы мелодии, исходя из гласных в слогах распеваемого текста; подробнее см.: Smits van Waesberghe J. Guido of Arezzo and Musical Improvisation // Musica Disciplina. 1951. Vol. 5. P. 55-63). Одно из центральных мест в «Микрологе» занимает теория лада (главы 7-13), в к-рую входят теория модальных функций ступеней звукоряда и «родства звуков» (affinitas vocum), проблема ладовой мутации (трансформации) и двойной ступени «си» («си круглое» соответствует совр. «си-бемоль», «си квадратное» - «си» или «си-бекар»); разделение «на практике» 4 ладов на 8 (парами: автентический - плагальный), их двойная номенклатура (греч. и лат.); определение лада песнопения по интонационным формулам с мнемоническими текстами (formulae modi); определение главного звука лада (финалиса); изложение правил, ограничивающих диапазон мелодий в разных ладах. Отдельного внимания заслуживает теория диафонии (2-голосного органума; главы 18-19). Помимо изложения правил удвоения тонов Г. А. приводит классификацию используемых в органуме созвучий, а также вводит понятие «пригодности» ладов для диафонии. Ему принадлежит термин «occursus» (новый тип заключительной каденции, характеризующийся большей свободой органального голоса), а также понятие «organum suspensum» (способность органального голоса находиться над кантусом, т. е. перекрещивание голосов).





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 489 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...