Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство домонгольской Руси



Киевское государство, возникшее в IX веке, достигло своего могущества в X-XI вв. При князе Владимире, жившем в конце Х-начале XI столетия, Русь приняла крещение от Византии. Этот акт имел существенные последствия для дальнейшего развития древнерусского средневекового государства как в политическом, социальном, так и в культурном отношении. При Ярославе Мудром (в первой половине XI века) Киевское государство превратилось в могущественную феодальную державу.

В конце XII века возникает величайшее литературное произведение Древней Руси — «Слово о полку Игореве». В искусстве идет процесс кристаллизации местных художественных форм, в которых находят выражение общерусские идеалы. Процесс этот прерывается татаро-монгольским нашествием в первой половине XIII века, которое катастрофически сказывается на всех сторонах жизни страны.

Восприняв от Византии христианскую религию, Киевское государство взяло и то ценное, чем обладало это самое передовое в X-XII веках государство Европы. Культурные связи с Византией во многом определили облик древнерусского искусства. Но еще в дохристианский период у восточных славян существовало достаточно развитое искусство. Оно-то и стало фундаментом для дальнейшего культурного развития.

Одной из сфер искусства, где прослеживается воздействие вкусов и навыков дохристианского периода на художественную культуру Киевского государства, несмотря на основополагающее значение образов и канонов византийского искусства, является архитектура. Так, например, в конце X века в Новгороде был сооружен деревянный храм «о тринадцати верхах», не имеющий аналогий в византийском зодчестве.

До нас не дошла Десятинная церковь Успения Богоматери, сооруженная в 989-996 годы. Рухнувшая при взятии Киева монголами, она была главным храмом столицы князя Владимира. Это было величественное крестовокуполь-ной сооруженные с пятью нефами, украшенное мозаиками и фресками.

До наших дней сохранились другие храмы времени Ярослава Мудрого. Один из них — собор Святой Софии — самый величественный и роскошный храм XI века. Правда, теперешний его вид далеко не соответствует первоначальному. Но и сейчас собор производит огромное впечатление. Храм поражает огромной протяженностью. Вместе с тем он заключен в строгие рамки определенных пропорций. Ощущение грандиозности особенно ощутимо, когда входишь внутрь собора. Множество перспектив открывается с различных точек зрения — из боковых нефов, с обширных хор. София Киевская — сооружение сложное по композиции своего внутреннего пространства. София Киевская — это памятник торжества первого древнерусского государства, символ его могущества, величия и силы.

Со смертью Ярослава в 1054 году строительная деятельность в Киеве не утихает, хотя этот год является рубежом в развитии зодчества. Преемники князя оказываются от возведения колоссальных соборов. С тем большим рвением они начинают заниматься сооружением монастырей, центральное место в которых занимают большие храмы. Таковы соборы Дмитриевского (1060), Печерского (1073-1078), Выдубицкого (1070-1088) монастырей. Большим своеобразием отличался храм Спаса на Берестове, где был сооружен монастырь сыном Ярослава - Святославом. Немного сохранилось памятников живописи эпохи расцвета Киевского государства. И прежде всего это мозаики и фрески Софии Киевской. Живописное украшение храма в целом следует византийским образцам.

Мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря (1111-1112)— следующий этап в развитии живописи Киева. В композиции «Евхаристия» обращает на себя внимание гораздо большая свобода в расположении фигур, нежели в Софии Киевской. Линейный ритм здесь более сложный и изысканный.

Обращение к романскому искусству обогатило новгородскую живопись, сообщило ей гораздо большую экспрессию, повышенную эмоциональную выразительность. Об этом говорят миниатюры XII века, в частности изображения евангелистов в Мстиславском евангелии, являющемся вольной копией Остромирова евангелия. Свое оригинальное лицо новгородская живопись обретает во второй половине XII века. Уже во фресках Аркажской церкви и росписи храма Георгия в Старой Ладоге выступают характерные особенности новгородской живописи - конкретность трактовки различных священных событий, предельная выразительность образов святых, отцов церкви, пророков. Скупыми средствами достигаются живописные эффекты, о чем свидетельствуют, например, композиция «Чудо Георгия о змие» в церкви Геогия в Старой Ладоге.

Росписи церкви Спаса Преображения на Нередице представляли собой законченный и полный живописный ансамбль, дающий представление о составе, композиционном строе, характере украшений древнерусской церкви домонгольского времени. Фрески покрывали нередицкий храм сверху донизу. Непрерывными лентами они стелились по стенам, не считаясь с архитектурными членениями храма, что придавало им характер цветистого ковра. Последовательности и система соблюдались лишь в местонахождении определенных композиций. Особенный интерес представляло изображение Страшного суда, находившееся на западной части церкви. Эта монументальная композиция включала многочисленные подробности, свидетельствовавшие о конкретности художественного мышления его автора.

Особый раздел древнерусского искусства домонгольской эпохи представляет иконопись. Из литературных источников известно о существовании В Киеве конца XI- начала XII века иконописца Алипия. Надо сказать, что до нас дошло вообще мало икон XI- начала XIII столетия, что объясняется в первую очередь разгромом многих художественных центров во время нашествия Батыя. Новгороду в этом отношении повезло. Он не был взят Батыем подобно многим другим городам. Поэтому здесь сохранилось и больше всего икон той эпохи.

В XII - начале XIII столетия в Новгороде работало немало иконописцев. Под их кистью возникли образы, исполненные необыкновенной глубины и подлинного величия. Таковы большие иконы «Устюжские Благовещение», «Спас Нерукотворный», Успение», «Голова Архангела», «СВ. Георгий» и др. Чеканная форма этих произведений свидетельствует с зрелости большого искусства, а их монументальный строй как нельзя лучше отвечает характеру художественной культуры того времени. Великолепным памятником новгородской иконописи является «Устюжское Благовещение». Богоматерь и архангел Гавриил представлены художником в спокойных позах, соответствующих торжественности изображенного момент. Икона «Устюжское Благовещение» являет собой пример сложной и глубокой символики средневекового искусства. Вместе с тем это произведение дает возможность постичь особенности древнерусской иконописи домонгольского времени. Свидетельствует эта икона и о том, как органически и плодотворно были использованы и по-своему истолкованы новгородским мастером высокие традиции византийской живописи. А они несомненно играли основополагающую роль в сложении древнерусской живописи.

Особенности домонгольских храмов - высокие апсиды. Древний домонгольский крест. Наверху голубь, внизу полумесяц. Полумесяц означает скорее всего царское украшение, скифы носили похожие украшения, даже до 18 века с такими украшениями были и иконы. Крест как царский символ. Домонгольских икон сохранилось очень немного, десятка два-три. Кое-что не до конца раскрыто. Сохранился ряд икон 12, кое-что рубежа 13. Одна из древнейших сохранившихся -Спас Нерукотворный. Кто говорит, что это корсунские письма. Но на обороте - уже безусловно русская икона Поклонение Кресту - 2 ангела поклоняются. Находится в Третьяковской галерее.

Успение. Третьяковская галерея. Безусловно русская работа. Характерная для домонгольской иконы личное, хотя и композиция... 4 ангела указывают на Спаса, остальные летят. А для палеологовского уже будет характерно, что каждого апостола сопровождает ангел. Особенность - Спас держит душу Богородицу, а на небесах видно, что ангел поднимает душу. У нас в Успенском соборе тоже видно, что Спас держит душу, но возносится Богородица уже телесно. Здесь в сюжете очень много связано с повествованием об Успении. Апостол Петр держит кадило, т.к.по повествованию он кадил в это время. Присутствуют не только из 12-ти, но и двое из 70-ти. Обычно Богородица возносится в белых одеждах на иконах 15 века, и нередко она протягивает в руке свой пояс. Ближайший апостол, к ней подлетающий - это Фома. По преданию, он опоздал и когда уже переносился, то произошло что-то для него непонятное, и он получил пояс. А когда ему открыли гробницу и увидели, что Ее нет, то он понял, что Она дала ему пояс.

Для домонгольской иконы характерны большие размеры. Т.к.на столбах образы, мозаичные или фрески, а между столбами иконостас. Не знаем, что было на самих столбах, скорее всего их украшали такие вот иконы. Одна из техник - золотая наводка. Она продолжает существовать до 16 века, достаточно ядовитая вещь, когда с помощью ртути на листы цветного металла - процарапывается изображение и туда втравливается золото. Испарения ртути, очень для здоровья неблагоприятно. С золотой наводкой сохранились целый ряд вещей. Есть исследования Овчинникова Адольфа Николаевича.

13. Великие древнерусские иконописцы: св. Алипий Печерский, Феофан Грек.

Имя прп. Алипия (Алимпия) Печерского стоит первым среди русских иконописцев. Он именуется родоначальником русских иконописцев и открывает собою ряд замечательных русских мастеров.

Жил преподобный в конце XI начале XII вв. Предположительно, родиной его был Киев. Родители видели в сыне склонность к изобразительному искусству и отправили его к мастерам грекам, прибывшим в Киев для украшения Успенской церкви Киево-Печерского монастыря.(«Сей Алимпий, во дни благоверного князя Киевского Всеволода Ярославича, предан бысть родителями греческим иконописцам, пришедшим (1084 г.) на украшение святые Печерские церкви в научение иконного изображения» Патерик Киево-Печерского монастыря. – Киев, 1863 г., л.147) Уже вскоре юный Алипий работал со своими учителями, помогая им. Смирение, трудолюбие и нестяжательность были характерными чертами его. После окончания работ по росписям храма прп. Алипий принимает монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре от прп. Никона.

Молодой инок-иконописец отличался исключительным трудолюбием и любовью к своему святому делу. Развивая свой талант прп. Алипий более всего страшился праздности. Бескорыстие и благотворительность преподобного сочетались у него со смирением, чистотой, терпением, любовью. Алипий был рукоположен в иеромонаха.

Богоугодная жизнь праведника привлекала к нему людей, обращающихся с просьбой молитвы о них. В житии описаны случаи чудотворения преподобного, чудесное написание образа Спасителя, Богородицы, святых.(Особенно замечательны были 7 великих икон, которые написал прп. Алипий по заказу одного киевлянина для устроенной им деревянной церкви на Подоле. Написаны были «зело хитро»; после пожара в храме сохранились невредимы. – Макарий (Булгаков) митрополит Московский. История Русской Церкви.) Чудесным образом написана икона «Успения Божией Матери», когда преподобный находился уже на смертном одре. На вопрос игумена, кто написал икону, преподобный ответил «Ангел написа ю, и ее тоиже предстоит, пояти мя хотя». Это были последние слова преподобного. Праведная кончина прп. Алипия наступила 17 августа 1114 г., через день после праздника Успения Богородицы. Память преподобного совершается 17 \ 30 августа.

Источники указывают несколько икон, которые принадлежат кисти прп. Алипия: икона «Владимирской Богоматери» из Ростовского собора,(Это один из первых списков с иконы «Владимирской Богородицы». По преданию писана самим Ангелом за прп. Алипия. Принесена в Ростов князем Владимиром Мономахом. Находилась в иконостасе Успенского собора. Икона погибла под рукой неопытного «реставратора» в начале XIX в) икона «Божией Матери Печерская» из Свенского монастыря города Брянска и икона «Царь царем» или «Предста Царица» из Успенского собора Московского Кремля.(По исследованиям специалистов эта икона датируется XIV в. Известно, что икону поновлял в XVIII в. иконописец К. Уланов)





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 425 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...