Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жидкое мыло 3 страница



23. Переход к политике «реформ и внешней открытости». 9 сентября 1976 г. на 83-м году жизни скончался Мао Цзэдун. Этого ожидали и к этому готовились различные фракции в руководстве КНР, лидеры которых понимали, что борьба за власть неизбежна. Неоспоримые преимущества в ней имели те, кто своей политической карьерой был обязан «культурной революции», которую впоследствии в Китае стали называть периодом «десятилетней смуты». За годы «десятилетней смуты» в КПК вступило около 20 млн человек, составлявших примерно 2/3 партии, насчитывавшей к 1976 г. 30 млн. К лагерю выдвиженцев «культурной революции» принадлежало большинство руководящих партийных работников и чиновников в системе административного управления страной. Особенно прочными позициями, как казалось, обладали сторонники наиболее радикальной фракции «культурной революции» — «четверки». Им принадлежало около 40% мест в составе ревкомов, примерно половина членов и кандидатов в члены ЦК КПК ориентировались на руководителей этой фракции. Сторонники «четверки» контролировали средства массовой информации, имели прочную базу в Шанхае, где было создано поддерживающее их народное ополчение, насчитывавшее 1 0 0 тыс. человек. Естественными союзниками группировки Цзян Цин выступали не входившие в нее организационно прочие выдвиженцы «культурной революции», наиболее видной фигурой среди которых был ХуаГофэн, сосредоточивший в своих руках после смерти Мао Цзэдуна высшие партийно-государственные посты. Наиболее заметными деятелями среди «выдвиженцев» были командующий пекинским военным округом генерал ЧэньСилянь, начальник воинской части 8341, предназначенной для охраны центральных партийных органов, Ван Дунсин, мэр Пекина У Дэ. В целом дея­телям «культурной революции» принадлежало устойчивое большинство в Постоянном комитете политбюро ЦК КПК, в который сразу после смерти Мао Цзэдуна входили Х у а Гофэн, Ван Хунвэнь, ЧжанЧуньцяо и ЕЦзяньин. Лишь маршал ЕЦзяньин, занимавший пост министра обороны, представлял в ПК политбюро не просто армию, но силы, стремившиеся к восстановлению политической стабильности в обществе на основе возвращения к политическому курсу первой половины 50-х гг. Из действующих в тот период крупных политиков он мог рассчитывать на поддержку заместителя премьера Госсовета и члена ПБ Ли Сяньняня. Подобно тому, как естественными союзниками «четверки» были выдвиженцы «культурной революции», возглавляемые ХуаГофэном, стремившиеся к политической стабильности представители армии искали поддержки фракции «старых кадров», признанным лидером которой был Дэн Сяопин. Однако эта фракция, несмотря на первые шаги по реабилитации, предпринимавшиеся в первой половине 70-х гг. сначала Чжоу Эньлаем, а затем Дэн Сяопином, была крайне ослаблена. Сам Дэн Сяопин после апрельских событий на площади Тяньаньмэнь был лишен всех партийно-государственных постов. Под предлогом необходимости лечения он был вынужден укрыться на юге в Гуанчжоу, где ему оказывал покровительство видный военный деятель КНР, руководитель гуанчжоуского военного округа генерал СюйШию. Помимо гуанчжоуского военного округа Дэн Сяопин мог рассчитывать на поддержку руководства фучжоуского и нанкинско-го военных округов. В канун смерти Мао Цзэдуна определилась позиция высшего военного руководства. В Гуанчжоу приезжали ЕЦзяньин и некоторые представители руководства КПК для секретных переговоров с Дэн Сяопином. В результате было достигнуто соглашение о единстве действий против «четверки». Новое руководство все еще по-прежнему рассматривало Советский Союз как «врага № 1» и в расширении политического сотрудничества с США на антисоветской основе искало усиления своих внешнеполитических позиций. Китайско-американское сближение в конце 7 0 - х гг. шло достаточно быстро. В 1978 г. были восстановлены дипломатические отношения с США. Быстро развивались политические, экономические и культурные связи. Начинается взаимное зондирование возможностей военного сотрудничества. В январе—феврале 1979 г. Дэн Сяопин совершает триумфальный визит в США. В итоговом коммюнике стороны провозгласили совместную оппозицию «гегемонизму третьих стран». Новое китайское руководство по-прежнему продолжало поддерживать террористический режим Пол Пота в Камбодже, а помощь Вьетнама антиполпотовским силам использовало как предлог для давления на СРВ. В феврале — марте 1979 г. Пекин вознамерился «преподать урок» Вьетнаму: вооруженные силы КНР вторглись в северную часть Вьетнама, но, встретив упорное сопротивление и понеся большие потери, вынуждены были ретироваться, фактически признав свое военно-политическое поражение. Провал этой акции, возможно, ускорил пересмотр новым руководством некоторых подходов к внешней политике КНР. Во второй половине 70-х гг. в стране произошли глубокие политические перемены. Главная из них — приход к руководству КПК известных партийных деятелей старшего поколения, в разное время и по разным поводам раскритикованных и репрессированных Мао Цзэдуном. И хотя все они теперь были реабилитированы, их разногласия с Мао Цзэдуном сохранялись (в этом смысле Мао Цзэдун их репрессировал не зря!). Главное в этих расхождениях — нежелание пытаться реализовать маоистские «коллективистские» и «антирыночные» социальные утопии, стремление прагматически подойти к решению задачи превращения КНР в богатую и мощную державу. Они пришли к руководству после сложной политической борьбы, позволившей им устранить от власти наиболее фанатичных последователей Мао Цзэдуна. В ходе этой борьбы происходили и большие идейно-теоретические перемены. Сохраняя словесную и ритуальную вер­ность «идеям Мао Цзэдуна» и марксизму-ленинизму, новое руководство, по сути дела, пошло по пути все большей деидеологизации своей политики, выдвигая на первый план лишь патриотические идеи строительства богатого и могучего Китая. Все эти глубокие политические перемены создали предпосылки для проведения новой экономической политики, для реализации курса экономических реформ.

24. «Рыночный социализм» и особенности современной общественно-политической мысли Китая. Сегодня много говориться о «китайском экономическом чуде». При этом забывается, что эта огромная страна была полностью разграблена империалистами, начиная с 19 века, и заканчивая японским вторжением 30-х годов. Именно на этом фоне и произошла революция, возглавляемая КПК. Формирования КПК сперва разгромили японских оккупантов, а затем коммунистические отряды в 1949 смогли победить Гоминдан, китайскую буржуазную партию, которая в течение 30 лет показала полное бессилие в решение стоящих перед страной задач. Однако китайская революция отличалась от русской, которая была ее предшественницей. Российская революция сопровождалась периодом рабочей демократии, то, чего никогда не существовало в Китае, т.к. к КПК находился под контролем сталинистов еще с 30-х годов. Как и в СССР, в Китае сталинизм сумел развить экономику, хотя и с огромными человеческими и материальными затратами. За первые несколько десятилетий ежегодная норма роста превышала 9%, и это несмотря на разрушительный эффект «Большого скачка» и «Культурной революции». В 1974 во время первого серьезного послевоенного кризиса капитализма, когда мировой ВВП упал до 1%, в Китае он достигал 10%. Между 1957 и 1970 Индия, имеющая такой же уровень развития, после обретения независимости еле достигала половины этого показателя. Экономический рост изменил китайское общество, заложив основы развитой экономики, но в 80-е страна все еще отставала от развитых промышленных стран. Иностранные инвестиции Именно тогда режим решил открыть страну для иностранного капитала, необходимый шаг, при том уровне развития китайской экономики. Если бы в стране существовала бы подлинная социалистическая демократия, с полным контролем рабочего класса, эти ресурсы можно было бы использовать на благо социалистической системы. Однако в контексте сталинистского режима это дало обратный эффект.В «Преданной революции» Троцкий писал: «производительные силы, на основах частной собственности и конкуренции, работали сами за себя. В противовес этому, имущественные отношения, вышедшие из социалистической революции, неразрывно связаны с новым государством, как их носителем. Перевес социалистических тенденций над мелкобуржуазными обеспечивается не автоматизмом хозяйства, — до этого еще далеко, — а политическими мерами диктатуры. Характер хозяйства целиком зависит, таким образом, от характера государственной власти.»Это означает, что пока социалистическая экономика не достигла определенной степени развития, которое может гарантировать всему населению материальное потребление и одновременно развить новую культуру, которая заменит собственнические инстинкты, все будет зависеть от экономического роста, в рамках рабочей демократии подлинных Рабочих Советов, которые станут органом управления. Но ни одного из этих пунктов, никогда не было осуществлено в Китае, в отличие от России, КПК стала бюрократизироваться еще до захвата власти.Бюрократизация и коррупция, которые существовали в рамках госаппарата и КПК в первые десятилетия после революции. Именно бюрократы к 80-м годам стали склоняться в пользу капитализма. Как отмечал Троцкий, сталинистская бюрократия, обладая административными привилегиями как злоупотреблениями системой, стремилась преобразовать их в права частной собственности.Подобный переход в Восточной Европе и СССР, в 90-е годы, проходил в хаотичной манере, в Китае же он проходит в постепенном процессе, при высоком экономическом росте и под полным контролем однопартийной системы. Фактически китайская бюрократия извлекла некоторые уроки из опыта СССР, и начала вводить элементы рыночной экономики еще до падения Берлинской стены. Победа Дэн Сяапина Дебаты в КПК по открытию экономики иностранным инвестициям, начавшиеся в 78-79 годах, вскоре после поражения «банды четырех» (репрессированные в 1976), которые после смерти Мао требовали продолжения «Культурной революции». Дэн предложил создать четыре открытых экономических зон вокруг Гонконга и Макао. Был призыв к китайской диаспоре, около 60 миллионов китайцев на Тайване, Таиланде, Малайзии, Индонезии и даже США, вкладывать туда свои капиталы. Этот процесс был медленным и противоречивым. Первый качественный шаг был сделан в начале 80-х, когда земля, обрабатываемая коммунами, была отдана в длительную аренду крестьянам и в середине 80-х, когда были отменены фиксированные цены на большую часть товаров и услуг. Сельскохозяйственное производство быстро росло, и начали поступать иностранные инвестиции. Одновременно быстро начала расти инфляция. Между 80 и 85 было куплено 100 миллионов телевизоров. Между 85 и 90 также были проданы 50 миллионов стиральных машин и 40 миллионов холодильников. Именно в этот период отпрыски высокопоставленных бюрократов начали учиться за границей, главным образом в США и Британии.Первая Фондовая биржа открылась в Шанхае в 1988. В это же время произошла резня на площади Тяньаньмынь, когда армия убила сотни рабочих и молодежи. Эта резня положила конец движению протеста, против роста цен и коррупции, начавшегося месяцем раньше. Движение вовлекло миллионы студентов и рабочих, и даже имело симпатии большого слоя партийного аппарата и государства. Генсек КПК, ЦзяоЗиянг, не согласился с репрессивными мерами, Дэна, считая, что некоторая политическая открытость. За это он был смешен со своего поста и посажен под домашний арест.Дэн без колебаний сокрушил движение, которое угрожало сталинсткому режиму. После года дискуссий, часть аппарата так и не признала их, не желая движения Китая к капитализму. Что бы преодолеть тупик, который породили репрессии, он решил открыть прибрежные зоны и Пекин для иностранного капитала. На острове Падонг в Шанхае (500 кв. км.) планировалось создать новый Манхэттен. Сегодня это самый крупный и влиятельный коммерческий центр Китая, с его 4 миллионами кв. м. Небоскребов, построенных за десять лет. «Социалистическая рыночная экономика» Уже к 1991 количество безработных в сельских районах превысило 100 миллионов, и их участь жить за счет родственников, так как, они не имеют пособий по безработице и пенсий. В том же году иностранные инвестиции достигли $6 миллиардов, 20% пришли из Тайваня.В октябре 1992 на XIV съезде КПК этому курсу дали название «социалистическая рыночная экономика». В 1993 ВВП вырос на 13.7%. С тех пор ежегодный рост составлял 8%. Пленум ЦК 14 ноября 1993 одобрил документ «Решение относительно некоторых вопросов, касающихся построения социалистической рыночной экономики».В нем можно прочитать следующее: «хотя государственная собственность остается основой народного хозяйства, для развития экономики используются все формы собственности». И далее: «необходимо придерживаться принципа развития всех секторов экономики, в которых общественная собственность играет доминирующую роль, необходимо изменить методы управления государственных предприятий, построив современную предпринимательскую систему, которая будет отвечать потребностям рыночной экономики». К 1996 остатки централизованного планирования были отброшены.

25. Пять столпов ислама. Пять столпо́висла́ма (араб. أركانالإسلامخمسة‎‎ аркя́нуль-исля́мха́мса) — основные предписания шариата, образующие основуислама, и обязательные для всех верующих мусульман.Учение о пяти столпах основывается на известном хадисе, содержащемся в основных сборниках мусульманского Священного Предания: Пять основ религии располагают в следующем порядке по степени значимости: Свидетельство веры (араб. الشهادة‎‎ ‎аш-шаха́да(т) — «свидетельство») — Свидетельство, о том, что «Нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб Его и посланник Его». Молитва (араб. الصلاة‎‎ ас-саля́(т) — «молитва») — Совершение ежедневной пятикратной молитвы. Пожертвование (араб. الزكاة‎‎ аз-закя́(т)‎ — «очищение») — выплата очистительного пожертвования. Пост (араб. الصوم‎‎ ас-са́ум — «пост»‎) — пост в течение месяца Рамадан. Паломничество(араб. الحج‎‎ аль-хадж — «паломничество») — паломничество к храму Каабы в Мекке. Свидетельство веры — Шахада В переводе с арабского языка шаха́да(т) означает «свидетельство». Первая часть свидетельства, «А́шхаду ан ля иля́хаилльАлла́х», дословно переводится: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха» и означает, что человек, произносящий эти слова, обладает знанием и убеждением в том, что никто не достоин поклонения, кроме одного Бога, у которого нет сотоварищей (сотворцов). Вторая часть, «ваа́шhадуа́ннаМуха́ммадан ‘а́бдухуварасу́люх», дословно переводится так: «и свидетельствую, что Мухаммад — раб его и посланник его». Этим произносящий подтверждает свое убеждение в том, что бог послал пророка своего Мухаммада ко всем людям с радостным известием о рае и призывом к Единобожию, поклонению одному богу и подчинению только ему — господу миров. Человек, произнося это свидетельство искренне во имя Всевышнего, становится мусульманином. Молитва — Салят «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите». (Сура 29.Паук аят 45). «Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.» (Сура Бакара, 238 аят) На постсоветском пространстве широкое распространение получило слово намаз, означающее молитву. Для каждого мусульманина, молитва (намаз) является обязательной, если он здоров и способен её совершить. Первое за что Аллах спросит своих рабов в день суда, будет молитва. Молитва в исламе подразделяется на: Обязательные (фард/ваджиб); Одобряемые (сунна); Дополнительные (нафиля). Обязательных молитв пять. Фаджр, зугр, аср, магриб и иша. Все они совершаются в определенное время суток, и состоят из определенного количества ракятов (повторяющихся циклов). Мусульманин, не соблюдающий этот вид молитв является большим грешником, а отрицающий обязательность их совершения — кяфиром (неверующим, не мусульманином). Одобряемыми и дополнительными называют те молитвы, за совершение которых Аллах дарует вознаграждение, а за их оставление не подвергает наказанию. Выплата очистительного пожертвования — Закят «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные.» (Сура Бакара, 177 аят) Один раз в году состоятельный мусульманин обязан выплатить очистительное пожертвование, размер которого определяется в зависимости от вида имущества и объёма его доходов. На различные виды имущества существует различная доля. Что касается денежных доходов, то с них выплачивается закят в размере 2,5 %. Пост в месяц Рамазан — Ураза «Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамазане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, — быть может, они устрашатся.» (Сура 2 «Аль-Бакара», 187) «Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто был перед вами» (Сура 2 «Аль-Бакара», 183) Каждый мусульманин обязан один раз в году в течение 30 дней месяца рамазан держать пост, который заключается в воздержании от еды, питья, половой близости и всего, что может нарушить благочестивое поведение человека. Время поста длится с восхода зари до захода солнца. Существует шесть столпов веры:Вера в Аллаха;Вера в Его Ангелов;Вера в Его Книги;Вера в Его Посланников и Пророков;Вера в Судный день;Вера в Предопределение;

26. Суннизм и шиизм – два основных направления ислама. Первоначально ислам представлял собой единое и цельное учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али — шиитов стала настаивать на исключительном праве потомков пророка — алидов (т.е. наследников Али и Фатимы) на высшую духовную и светскую власть. С этого времени ислам разделился на ортодоксальный - сунниты и оппозиционный - шииты. Уже в VII в. шииты разделились на два направления — умеренные и радикальные. После трагической гибели Али, который пал под ударом кинжала бывшего своего сторонника, хариджита, в 661 г. сторонники движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве. Особенности религиозного учения шиитов оформились к середине VIII в. Оно основывалось прежде всего на священной книге всех мусульман — Коране, на который опирались идейные источники шиитов: сборник изречений халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской догматики. Как и все мусульмане, шииты признают в качестве второго источника вероучения Сунну, но отвергают те предания Сунны, которые составлены противниками Али. Шииты считают, что во время фиксации Корана было изъято несколько аятов из ряда глав и целая глава «Два светила», в которых обосновывались особые права Али на халифат. Они составили свои воспоминания о пророке Мухаммеде и Али и назвали их Ахбарами. Шииты считают, что в телах 12 имамов (руководителей общины) по имени Али обитала душа пророка Мухаммеда. После смерти 11-го имама Хасана аль-Аскари в 873 г. новым имамом стал его малолетний сын Мухаммед, ставший 12-м имамом. Мухаммед исчез в пещере недалеко от города Самарра в Ираке, по он все-таки присутствует невидимо для всех на земле и вернется к людям в образе мессии — Махди, который установит царство справедливости на земле, откроет истинный смысл Корана и единобожия и низвергнет узурпаторов. В шиизме широкое распространение получил культ мученичества, связанный с трагической судьбой ряда шиитских имамов, начиная с Али и его сыновей — Хасана и Хусейна, которые были убиты сторонниками правящей партии. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такия (осмотрительность, благоразумие) — благоразумное скрывание своей веры, т.е. право говорить и совершать то, что противоречит вере, из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии. Этот принцип был обусловлен тем, что на протяжении своей истории шииты часто оставались в меньшинстве и служили объектом преследований. В XVI в. шиизм был провозглашен государственной религией Ирана, в качестве которой существует и до настоящего времени. Шииты составляют почти половину населения Ирака, их общины проживают в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и других странах распространения ислама. Направления шиизма Согласно одной из широко распространенных классификаций шиизм подразделяется на пять крупных сект, которые со временем дробились на более мелкие образования: кайсаниты, зейдиты, имамиты, крайние шииты и исмаилиты.С направлением шиитов тесно связано другое направление в исламе — хариджиты (вышедшие, выступившие). Это направление считается первым отделившимся от ортодоксального ислама. Хариджиты поддерживали Али в его борьбе за власть, но когда Али выразил нерешительность и пошел на переговоры с противником, 12 тыс. человек отделились от его войска и отказались его поддерживать. Хариджиты внесли свой вклад в разработку вопросов, связанных с теорией власти в исламе. Они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. Если он не отвечает своему назначению, община вправе его низложить или даже убить. Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности. Главные требования к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульманской общины и способность отстаивать ее интересы с оружием в руках. Халиф рассматривался как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель, ему не приписывается никакого сакрального значения. Если общины находятся далеко одна от другой, то каждая может избрать для себя халифа. В религиозном отношении хариджиты выступали как непримиримые поборники «чистоты» ислама и строгого следования обрядности. В настоящее время небольшие хариджитские общины сохраняются в Омане. Алжире и Ливии. Суннизм Суннизм — самое крупное направление в исламе. Почти 90% мусульман в мире исповедует суннитский ислам. Полное название суннитов — «люди Сунны и согласия общины». К основным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести канонических сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма. Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о божественной природе Али и праве его потомков на духовную власть. Хронологически суннизм оформился как негативная реакция на становления шиизма. В рамках суннизма не возникали особые секты.

27.Вероучение ислама Источниками вероучения ислама явдяются Коран и Сунна. Мусульмане считают Коран (от араб, «кур’ан»—чтение) высшим и наиболее полным из священных писаний, к которым они относят Тору и евангелия. Согласно исламской традиции, Коран был прочитан избраннику бога Мухаммеду ангелом Джебраилом по вечному оригиналу, находящемуся па небе. Содержание Корана разнородно, противоречиво. «Здесь изложены основы вероучения, нравственности, законодательства, а также обрядовые наставления. Текст Корана, впервые появившийся при правлении халифа Османа (644—656), изменялся вплоть до VIII в. Коран разделен на 114 сур (глав) по внешнему признаку: первые суры (кроме самой первой) — наиболее длинные, последние — наиболее короткие. Уже через несколько десятилетий после доставления Корана стало ясно, что необходима конкретизация положений ислама, изложенных в Коране, в частности этического учения. Подробнее нравственное учение ислама изложено в Сунне — сборнике преданий (хадисов) о том, как поступал Мухаммед в различных случаях жизни при решении нравственных, правовых, житейских вопросов. Сунна тоже изменялась, включая все новые элементы. Начало Сунне положили сподвижники Мухаммеда; кодифицирована она была в IX в. В Сунну включен материал из различных источников: из Торы, евангелий, сочинений персидских и индусских мыслителей; все это приписывалось Мухаммеду. Сунна стала главным источником мусульманского права — шариата, записанного в четырех сборниках (по числу школ шариата — мазхабов), мало чем отличающихся друг от друга. Основные идеи ислама, изложенные в священных книгах, таковы.
Ислам требует веры в единого бога — Аллаха; положение «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его» является вероисповедной формулой ислама. Принцип монотеизма в исламе проведен более последовательно, чем в других религиях. На основании этого современные мусульмански е богословы утверждают, что ислам — наиболее совершенная из всех религий. Коран не признает христианского учения о триединстве бога. Аллах един, неразделен и единствен. Однако монотеизм в исламе, как и в других религиях, относителен, поскольку он допускает существование других сверхъестественных существ — ангелов и демонов, а также пророков, которые почитаются как божества. Вместе с тем бог рассматривается в Коране и как безличное существо (под влиянием гностических учений): он вечей, первый, последний и т. д. Трактовка Аллаха как безличного бога в настоящее время приобретает все больше сторонников среди богословов, стремящихся придать исламу вид религиозно-философского учения. Они говорят о боге как вездесущем, невидимом и непознаваемом духе, находящемся «везде и нигде». Ислам принял от монотеистических религий учение о посреднике между богом и людьми, отвергнув христианский догмат боговоплощения. В духе несториаиства ислам-отказывается признать Мухаммеда, не говоря уже об Иисусе и более ранних «пророках», единосущным богу, пытаясь сохранить «чистоту» единобожия. С точки зрения мусульманского богословия Мухаммед — человек (индонезийские мусульмане, правда, признают его полубогом), избранный богом, а потому способный видеть и слышать то, чего не могут видеть и слышать другие, разговаривать с богом и ангелами. Следовательно, фактически Мухаммед наделяется сверхъестественными свойствами. Он передает людям откровение божье — Коран, который якобы не сотворен, но существует вечно. Догмат о вечности и несотворенности Корана должен был придать «священный» характер нравственным и правовым установкам феодального общества и восполнить недостаток божественности проповедника ислама. С монотеизмом тесно связана важная в исламе идея абсолютной покорности богу, послушания и смирения (в переводе с арабского ислам означает «покорность»). Покорность здесь носит всеобъемлющий характер: человек должен покоряться богу, правителям, установившемуся порядку вещей, дети — родителям, женщины — мужчинам. Нетрудно увидеть социальный смысл требования покорности существующим порядкам. Ислам санкционировал классовое угнетение, от имени бога провозглашая: «Мы… возвышаем одних над другими в степенях, так что одни.., держат других подвластными себе невольниками». Вероучение Понятие “дин” неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, “дин” — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов: 1) веру в единого и единственного Бога, 2) ангелов, 3) Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада), 4) Божьих пророков и посланников, 5) Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание. Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения) — вера в предопределение (все происходящее в мире — как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего). Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего “пять столпов ислама”: 1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: “Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — раб Его и Посланник Бога”; 2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день; 3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся; 4) пост в месяц рамадан (Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток; 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий. После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама. Второй по значимости мусульманский праздник — ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. Очень кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и религиозных обязанностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате (стихе): “Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие — кто уверовал в Бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные” (Коран 2:177). В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий “Божьего” и “кесарева”, что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что “ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал”, или в известном девизе современных Братьев мусульман: “Ислам есть религия и государство”).





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 152 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...