Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А. Основные произведения В.Ирвинга



Ирвинг — товарищ деятельный и разносторонний. Кем только не был: юристом, журналистом, редактором, адъютантом во время войны и даже послом в Мадриде. Совершил много поездок по Европе.

В начале творческого пути — республиканец и федералист. Был увлечен дидактическим рационализмом, юмористической стихией и сатирическими нравоописаниями английского века Просвещения. Наиболее яркие примеры: «Письма Джонатана Олдстайла, джентльмена» (1803) и «Сальмагунди, или Причуды и мнения Ланселота Лэнгстаффа, эсквайра, и других» (1807-8, в соавторстве с братом Уильямом и другом Д.Полдингом). Эти очерки — сатирическое обозрение разнообразных сторон жизни нью-йоркского общества; не просто подражание английским нравоописательным очеркам и эссе, но и пародия на них. За образцы брал Дефо и Свифта, отсюда пародирование некоторых философских истин. В 1809 опубликовал «Историю Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии»; приписал Дитриху Никербокеру, эксцентричному старику — живому олицетворению прошлого (костюм и прочее). Это сатира, перенасыщенная пародиями на современность, причем диапазон событий широк: включая жизнь ранних голландских поселенцев, политика Т.Джефферсона, квазиученые сочинения, американские поселения до цивилизации (индейцев). Здесь Ирвинг пока далёк от романтического освоения истории, и формальное историческое время и события не являются предметом художественного исследования. Однако, по мнению «Истории зарубежной литературы», это произведение писателя-романтика. В нём явственно ощущается романтическая неприязнь к суетливой и поверхностной жизни современного обывателя. Само разнообразие жанров и комико-иронический тон — проявления романтизма.

Затем Ирвинг переживает затяжной идейный и творческий кризис, в ходе которого существенно изменил свои взгляды. Также на это сильно повлияло его затяжное путешествие по Европе (1815-1832), где он имел возможность близко познакомиться с европейским романтизмом. Именно в это время он пишет свои лучшие сборники романтических очерков и рассказов: «Книга эскизов» (1820), «Брейсбридж Холл» (1822), «Рассказы путешественника» (1824), «Альгамбра» (1832). Отказывается от четких жанровых разграничений. Формирование романтической новеллы в его произведениях: увеличение роли исторических, фольклорных, характерологических, сюжетных элементов. Абстрактная медитативность эссе смешивается с конкретикой очерка нравов, живописная картинность — с динамической сюжетностью народных преданий, универсальность просветительских образов — с романтической индивидуализацией характера. Нередко обращался к европейскому материалу, но оценивал его с позиции американца.

Особый интерес для нас представляют «американские» новеллы: «Рип Ван Винкль», «Легенда Сонной Лощины», «Дойльф Хейлигер» или цикл о кладоискателях — авторство опять передаётся Никербокеру. «Бегство в прошлое» Нового Амстердама, воспоминания об условной патриархальной старине. Фабулы оригинальностью не отличаются, но их достоинство и ценность в исторической картине жизни и нравов, в портретах рядовых граждан, а также в особом смешении иронической насмешки над корыстолюбием и эгоизмом голландских бюргеров, их ограниченностью и консерватизмом с ностальгическим сожалением о безмятежности ушедших времён. Оценка действительности осуществляется путём сопоставления с ретроспективной утопией, идеализированным миром ранних голландских поселенцев. При этом писатель осознаёт условность идеала, т. к. пороки современности уходят корнями именно в эту идеализацию. Отсюда такая ироническая тональность при описании. Типично романтический приём: поставить вопрос смехом и при этом всё равно не давать ответа. Романтическая двойственность и состоит в том, что прошлое предстаёт и как условный мир, противопоставленный современности, и как неразрывно связанная с настоящим реальность.

После возвращения в Америку в 1832 Ирвинг опять впал в новый затяжной кризис, из которого уже не выбрался, в том смысле, что больше ничего значительного не написал. Пытался использовать романтическую стилистику для воплощения антиромантических по существу замыслов — принятию капиталистического прогресса во всех сферах, за что его и попинали критики.

Пенталогия романов Купера как вариант создания романтического мира и романтического героя.

Считается создателем американского исторического романа, основоположником «морского» романа в мировой литературе и творцом особого типа романтического повествования, в котором разрабатывались национальные темы границы, судьбы индейских племён и американской природы.

Республиканец, патриот и «националист». Гордился подъемом американской экономики, но общее направление расстраивало и тяготило.

Традицию американского исторического романа начинает «Шпион» (1821). Модель романа В.Скотта, но со значительными изменениями на чужой почве. Поскольку главные события истории США были у всех на памяти, писатель, бравшийся за их изображение, должен был соблюдать полную точность, то есть в какой-то мере стать историографом. Купер смог достичь её, не жертвуя ни воображением, ни исторической достоверностью. Роман проникнут не только патриотическим пафосом, но и искренним восхищением героизмом простых американцев в годы революции. Истинно исторические персонажи в романе, безусловно, имеются: фигура Вашингтона, имеющий реальный прототип сам «шпион» Гервей Бёрч, а также скиннеры (бродяги и мародёры без политических идеалов). Бёрч — герой типично романтический: обречён быть по другую сторону от людей, хоть и иначе, нежели в Европе. Он разведчик армии Вашингтона, но ему приходится играть роль предателя и сносить оскорбления и преследования от патриотов, чтобы проникнуть в лагерь врага. Кроме того, это героический и трагический образ простолюдина, олицетворяющий мужество, самоотверженность и бескорыстие рядовых участников революционной войны, его патриотизм противопоставлен тупому консерватизму и эгоизму английских офицеров. Однако подлинного историзма в романе не так много, т. к. психология героев условна и не связана с их политическими взглядами (скажем так, если мы поменяем местами роялиста Генри Уортона и республиканца Пейтона Данвуди, ничего не изменится), говорит нам «История зарубежной литературы.

Второе направление - «морской роман», но в вопросе не стоит задача его освещения.

Третье направление — проблематика территориальной экспансии и особый социальный феномен - «пионерство» вкупе с трагической судьбой коренных обитателей континента. Пионер-первооткрыватель, для которого важна природа и свобода — типичная романтическая расстановка. Серия романов о Кожаном Чулке содержит в себе одновременно признаки приключенческого повествования, исторического романа, романа о нравах и философской прозы, причем элементы разных жанров сливаются воедино. Купер заложил традицию синтетического эпоса в прозе.

Центральная проблематика в «Пионерах» (1823): сложная система взаимодействий «природа — человек — цивилизация». Для Купера природа, помимо материальной и эстетической ценности, имеет ещё и нравственную. Природа как мудрый наставник и проводник божественных предначертаний. Уничтожение природы — уничтожение источника мудрости. В романе друг другу противостоят две категории людей: первая — истинные «пионеры» Натаниэль Бампо и его друзья, которые прокладывали дооргу к новым местам благодаря своей силе, выносливости, воинскому и охотничьему мастерству и привыкли уважать это в других. Однако по их следам продвигается новая волна переселенцев, которым не нужно отвоёвывать и разведывать земли, а нужно просто воспользоваться открытиями предшественников. Именно они хищнически уничтожают природные богатства.

В «Последнем из могикан» (1826) жанр повествования сдвигается в сторону четкой выраженности исторической и приключенческой специфики. Здесь поднимается комплекс проблем, связанных с американской природой и американскими индейцами, конфликт пришельцев с естественными навыками и обычаями. Концепция природы та же, что и в «Пионерах», но мотив величия национальной природы звучит сильнее, т. к. действие отнесено немного раньше во времени. Тема индейцев разрабатывалась и до Купера, однако он первым придал ей эпический масштаб; это первое подробное художественное описание жизни, быта и нравов индейцев. В образе Ункаса изображается судьба всего краснокожего населения Америки — погибает не один человек, а целое племя, аллегорически — целая нация.

«Прерия» (1827) подробно рассматривает проблему скваттерства, захватничества. Это та самая вторая категория людей,, причём формально они даже могут считаться противостоящими государственной системе (например, скваттер Буш не признаёт собственности на землю и не считается ни с чьими правами и интересами, кроме своих). В образе Буша воплощаются худшие черты пионерства: страсть к обогащению, нравственный анархизм и преследование личной выгоды.

В начале 40х — ещё «Следопыт» и «Зверобой», где благородству и чистоте духовного мира Бампо и его краснокожего друга Чингачгука противопоставлена алчность и жестокость белых «охотников за скальпами», не связывающих себя никакими моральными ограничениями.

Диалектическая сложность образа Натти Бампо — модель нового человека в его неизбежной обречённости. Во всех книгах о Следопыте в центре повествования характерный для романтизма образ отважного, благородного человека, обречённого на трагическое одиночество. Он всегда в общении с природой, но не может жить в условиях «цивилизации и закона», т. к. они противоречат мудрости природы и стихийному гуманизму. Но перед коренными пороками буржуазной цивилизации он бессилен. В «Пионерах», где герой предстаёт уже дряхлеющим охотником, его трагедия в современном мире обнажается до предела: в новые времена не нуждаются в его мужестве, самоотверженности, военном опыте, в буржуазной Америке уважают не более достойного, а более богатого, в таком мире доблестный человек оказывается не нужен. Купер видит пагубное влияние победивших буржуазных порядков и в том, что они несут гибель значительной личности, делая её невостребованной.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 453 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...