Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Утверждаю



Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ОПЕРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА»

(ГОС-2002)

для студентов очной формы обучения по специальности 051700 – Кинооператорство

Квалификации: кинооператор, телеоператор

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины ««История кинооператорского мастерства ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. Х с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

  Автор: Заслуженный деятель искусств, доцент А.Е. Лесников
  Рецензент:   Заведующий кафедрой звукорежиссуры, продюсерства кино и телевидения   В.И. Макеранец
Одобрена на заседании кафедры звукорежиссуры, продюсерства кино и телевидения Протокол от _________________ №__________________________

Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от ____________ №____________________

  Председатель методической комиссии    
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор Института Искусств   . Костерина А.Б.
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Место для ввода текста., 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение истории кинооператорского мастерства имеет важное значение в подготовке будущего кинооператора, в его творческом становлении.

Цель преподавания дисциплины «История кинооператорского мастерства» -

познакомить студентов с историей возникновения и развития профессии кинооператора, ролью кинооператора в создании целостного художественного кинопроизведения, спецификой его работы в разных кинематографических жанрах. В процессе изучения курса у студентов необходимо сформировать целостное понимании истории развития операторского мастерства на примерах отечественного и зарубежного кинематографа. Будущий кинооператор должен осознать важность не только технических моментов, особенностей композиции кадра, освещения и т.д., но и необходимость выработки собственных нравственных, философских и эстетических установок, которые определяют не только личность художника, но и выбор им тех или иных изобразительных средств при создании кинопроизведения.

Студенты должны понять место и значение кинооператора в съемочной группе, особенности его взаимодействия с представителями других кинематографических профессий. Благодаря знакомству с творчеством прославленных мастеров, со всем многообразием их художественной палитры, студент получает не только представление о широких возможностях творческого поиска, которые предоставляет профессия кинооператора, но и серьезный стимул к самостоятельному творчеству.

В процессе изучения курса рассматриваются следующие вопросы:

· Развитие операторского мастерства в немом кинематографе. Роль оператора в формировании языка немого кино, в образовании различных школ и направлений;

· Мастера операторского искусства 20-х годов;

· Изменение роли кинооператора с появлением звука и превращением кино из поэтического, монтажно-изобразительного, «режиссерского»

в прозаически-повествовательное, «актерское»;

· Наиболее яркие примеры операторского мастерства на общем фоне скромного пластического решения в кинофильмах 30-х, 40-х и начала 50-х годов;

· Новый подъем экранной изобразительности в середине 50-х годов;

· Мастера операторского искусства 60-х годов;

· Роль операторского искусства в возникновении нового «живописного» стиля в киноискусстве 70-х годов;

· Трудности, которые приходилось преодолевать кинооператорам в годы

«перестройки», кризиса, «малокартинья».

· Операторские поиски в современном кино.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс «История кинооператорского мастерства» входит в блок общепрофессиональных дисциплин федерального компонента под общим названием «Основы кинематографического мастерства» и, наряду с такими дисциплинами, как «Кинодраматургия», «Кинорежиссура», «Мастерство художника фильма» и «Звуковое решение фильма», составляет основу профессиональной подготовки специалистов в области аудиовизуальных искусств.

Задача курса «История кинооператорского мастерства» заключается в том, чтобы путем изучения этапов и закономерностей исторического развития данной профессии, особенностей творчества известных мастеров, их художественных открытий - способствовать формированию высокообразованных специалистов в данной сфере художественного творчества, профессионалов, обладающих широким кругозором. В программе учитываются возросшие требования к качеству образования молодых специалистов в области кинематографии, которые должны обладать основательными теоретическими знаниями и достаточными практическими навыками.

История операторского мастерства тесно связана с творческим освоением достижений других видов искусства: художественной фотографии, живописи, сценографии, театральной драматургии и других, с разработкой и утверждением собственного киноязыка, собственных, присущих только кинематографу, средств художественной выразительности и, конечно же, связана с развитием и становлением киноискусства в целом.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1 Из курса «История изобразительного искусства»:

Знания: композиции живописного произведения;

колористического решения живописного произведения;

Умения: анализировать художественное произведение конкретного автора

(принадлежность к тому или иному художественному

направлению, стилю, особенности индивидуальной манеры

автора и др.

2.2 Из курса «Фотография»:

Знания: Специфика изображения в художественной фотографии.

Умения: Анализ художественных особенностей и технических приемов,

используемых тем или иным фотохудожником.

Владения: Владение фототехникой.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Кинооператорское мастерство;

· Кинокомпозиция;

· Киноосвещение.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· историю возникновения и становления профессии кинооператора;

· иметь понятие о кинокомпозиции, особенностях и способах работы с киноосвещением;

· понимать особенности применения различных кинотехнических способов и достижений в работе над экранным образом актера, при съемке пейзажей, декораций, интерьеров;

· разбираться в особенностях творческого стиля мастеров русского и зарубежного изобразительного искусства,

Уметь:

· разбираться в том, какие кинематографические изобразительные средства использовал кинооператор для достижения того или иного «живописного» эффекта в кинокадре;

Владеть:

· навыками самостоятельного анализа кинематографического произведения путем выявления характерных особенностей изобразительных и выразительных средств, использованных при создании фильма;

· понятийным и терминологическим аппаратом;

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестры
1-й 2-й
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
лекции      
практические занятия      
семинарские занятия -    
лабораторные работы -    
другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа      
изучение теоретического курса -    
курсовая работа -    
домашние задания -    
подготовка к экзамену -    
Вид промежуточного контроля   зачет экзамен
4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

Тематический план изучения дисциплины «История кинооператорского мастерства» по очной форме обучения

  Код специальности
Наименование темы дисциплины  
051700 - Кинооператорство
Лекции Семинарские занятия
1. История возникновения профессии и основные этапы ее развития    
2. Дореволюционный период в отечественном кинематографе    
3. Период немого кино в послереволюционные годы    
4. Приход звука в кино (30-е ─40-е годы)    
5. Приход цвета в кинематограф    
6. Развитие киноизобразительного языка в 50-х ─ 60-х годах    
7. Возникновение нового «живописного» стиля в киноискусстве 70-х ─ 80-х годов    
8. Современные тенденции в творчестве кинооператоров    
4.3 Содержание дисциплины





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 588 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...