Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство Италии. Позднее Возрождение (вторая половина XVI века)



Вторая половина XVI века для итальянского искусства становится переходным периодом. В это время происходит затмение и появление новой художественно культуры. Не вызывает потрясений и тот факт, что творчество данной поры крайне сложно и отличается преобладанием противоборства различных направлений.

Феодально-католическая реакция нанесла смертельный удар Высокому Возрождению, но не смогла убить мощную художественную традицию, которая формировалась на протяжении двух с половиной столетий в Италии.

Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями. Канули в лето представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом и ощущение реальности всё же до сих пор присутствуют. Основы искусства XVII столетия были заложены в творческих поисках этих мастеров, благодаря которым были созданы новые выразительные средства. К данному течению относятся немногие художники, но зато именитые мастера старшего поколения, пойманные кризисом на кульминации их творчества, такие как Тициан и Микеланджело. В Венеции, которая занимала неповторимое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направленность присуща и для художников младшего поколения - Тинторетто, Бассано, Веронезе.

Представителями второго направления являются совершенно разные мастера. Их объединяет лишь субъективность в восприятии мира. На лицо разлад с манерами прежних Микеланджело, использовавших всю палитру Ренессанса. Они применяли эти средства в своих произведениях отвлечённо, заменяя диалог с реальностью на игру виртуозных форм. Это и повлекло враждебную настроенность к самой сущности ренессансной художественной культуры [2, С.154].

Данное направление получает своё распространение во второй половине XVI века и, не ограничиваясь Италией, перетекает и в большинство европейских стран. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом».

Маньеристы выражали свою антиренессансную направленность и в теоретических сочинениях. В целом если говорить о второй половине XVI века, то это бесспорно пора оживления литературной деятельности художников и появления любителей и даже знатоков, с большим удовольствием публикующих свои доводы об искусстве, в дальнейшем вытеснявшие художников в сфере теории искусства.

Жанры такой литературы крайне обширны: мемуары («Жизнь Бенвенуто Челлини»), исторические обобщающие труды («Жизнеописаний» Джордже Вазари), теоретические трактаты («Идея храма живописи» Джан Паоло Ломапцо). Теоретические труды выражают собой идею, которая является фундаментом для творчества маньеристов — искусство возвышается над действительностью и на пьедестале стоит не реальность, а сугубо субъективные представления художника, симбиоз творческой фантазии.

Для второй половины XVI века характерным является и возникновение бесчисленных художественных академий. Они существенно отличаются от ранее созданных свободных кружков, которые объединяли художников, стремившихся покончить с цеховым порабощением, и занимались утверждением своего места в социальной иерархии общества. Новые превращения предоставляют им статус общественных учреждений, который обладают правом самостоятельно руководить художественной жизнью [1, С.248].

Италия XVI века насчитывает огромное количество академий. Наиболее знаменитыми являются: витрувианская академия в Риме (основанная в 1542 году), академия рисунка во Флоренции (сформированная Вазари в 1560 году) и Болонская академия братьев Карраччи (1580 г.), которая дала жизнь новому этапу развитии европейского искусства.

В Италии второй половины XVI века маньеризм был распространен повсеместно, но далеко не везде занимал одинаковое место, находясь на лидирующем положении в художественной культуре.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...