Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Карл Густав Юнг



- критиковал Фрейда за абсолютизацию либидо.

"надо рассматривать не индивидуальное, а коллективное бессознательное ".

у католиков - от отца и сына

у православных - от отца

у католиков

телесное вознесение девы марии у католиков

непорочные зачатие марии анной

непогрешимость папы

лат

у правосл

церковнослав, греч

24 апреля

Философия экзистенциализма

экзистенция - существование

главная проблема - свободы.

1) необходимость - причинно-следственные связи

свобода - отсутствие необходимости, произвол человека

2) свобода как осознанная необходимость

первым связь между свободой и необходимостью увидел спиноза

для спинозы свобода - созерцать необходимость и не вмешиваться

эту позицию потом изменили марксисты: человек не просто должен познавать мир, а использовать своё знание, чтобы быть более свободными

из проблемы свободы вытекает проблема соотношения сущности (эссенции) и существования (экзистенции)

1) (классический подход)

сущность - качественное своеобразие вещи (человек)

существование - многообразные проявления этой сущности (женщина)

классики: сущность определяет существование

2) (экзистенциалисты)

Бердяев: человек рождается без к-л сущности, единственное, что ему дано - свобода выбора.

свобода рассматривается в единстве не с необходимостью, а с ответственностью

не обстоятельства, а сам человек ответственен за свой выбор

выбирая, человек формирует сам себя

человек страдает от одиночества.

всё его познавательная и другая деятельность - ради человека.

человек сам для себя

Бердяев - Хайдеггер - Камю - Сартр

согласно Э, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, которая формируется под влиянием естественной или социальной необходимости, а "выбирал" самого себя, формировал каждым своим действием, своим поступком.

тем самым свободный человек несёт ответственность за всё совершённое им, а не оправдывает себя обстоятельствами.

по бердяеву, чувство вины за всё совершающееся вокруг него - это чувство свободного человека. человек - не винтик в машине, а свободная личность, которая несёт ответственность за всё, что происходит вокруг.

Феноменология

Эдмунд Гуссерль

существуют феномены чистого сознания, от которых зависит познание окружающего мира.

Ф подразумевает беспредпосылочное описание опыта. Любой предмет воспринимается исходя из какой-то точки зрения.

Гуссерль: "Назад к самим вещам!".

Гуссерль предлагает отказаться от классического понимания.

1) мы должны воспринять вещь, как будто бы мы про неё ничего не знаем.

2) когда мы разбираем вещь, мы абстрагируемся, опираемся на её идеальный образ

3) мы отметаем все сопутствующие предметы, условия, обстановку, наши собственные установки итд

Задача Ф - познание полной системы образования сознания.

метод феноменологии состоит из непосредственного созерцания и феноменологической редукции

она происходит в три этапа:

1) отвлечение от естественной установки (наш опыт, т.з. итд). (всё внимание переносится на акт познания)

2) восприятие предмета как идеальной сущности

3) как сознание воспринимает эту идеальную сущность

критерий очевидности - аподиктические суждения, то есть немыслимость небытия вещи

мир мы не можем познавать, потому что его несуществование немыслимо.

эпохе - воздержание от предварительных суждений о реальном мире.

чистое сознание - когда мы весь эмпирический опыт убираем за скобки

Герменевтика

- толкование текстов.

(от имени Гермеса - передатчика бож. воли смертным)

теория интерпретации литературных текстов.

герменевтический круг:

перед нами текст. мы пытаемся понять его смысл, исходя из частных суждений. смысл частных суждений мы понимаем из всего текста. (=круг) чем больше понимаем части, тем больше целое. чем больше целое, тем больше части.

реальность рассматривается через призму культуры.

Фридрих Шлейермахер - процесс понимания никогда не завершается, это спираль. постоянное возвращение от целого к части и наоборот постоянно углубляет понимание части и расширяет понимание целого

Вильгельм Дильтей - воспринимаются так не только тексты, но и весь мир. Пытаясь понять некое явление, мы должны встать на точку зрения автора, вжиться в его роль.

Хайдеггер - мы постигаем всеобщее, имея дело только с отдельным. Мир можно познать только по частям.

Гадамер - наша задача - правильно войти в герменевтический круг. Это можно сделать благодаря интуиции, которая ведёт нас.

Интерпретация бесконечна. Круг целостен, никогда не порвётся.

12 мая

семинар

№55

в ф.истории выделяется 2 осн подхода

1 цивилизационный (Данилевский, Тойнби, Шпенглер) - одновременно развиваются несколько цивилизаций. - эволюционное развитие цивилизаций - "гуманитарный" подход.

2 формационный (Маркс), смена путём революции. отношение произв.сил (человек, орудия труда) к произв.отношениям (отношения, в которые люди вступают в процессе производства)

между 2 подходами отношения диал. противоречия/единства.

56. Общественный прогресс и его критерии.

критерий развития общества - свобода.

революция - закон перехода от одной формации к другой. это полное изменение большинства или всех сторон обвенной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

революция - переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в развитии обва.

причина наступления революции - конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

революция - активное политическое действие нар.масс, направленное на изменение

реформа - преобразование, переустройство, изменение к-л стороны обвенной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры и оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

Бердяев: "все революции кончаются реакциями".

49. Общество как целостная система. Структура общества.

общество - сложная система специально организованной общественной жизни. состоит из нескольких подсистем. сферы обвенной жизни - устоявшиеся формы деятельности человека.

социальная - народы, нации, классы, половозрастные группы.

политическая - партии, движения

экономическая - произв. силы и отношения

духовная - религия, мораль, образования, наука, ис-во

социальные отношения возникают при прозиводстве жизни и человека как социального существа.

в соц.сферу входят различные соц.общности.

общество - организованная форма существования и воспроизводства социальности.

общество может рассматриваться на 3 уровнях:

1 конкретно-социологический уровень

2 типологический уровень

3 общесоциологический - обво рассматривается со стороны

4 системы обвенной жизни:

хозяйственная

организационно-политическая

социальная

духовная

существует спор между методологическим индивидуализмом и методологическим коллективизмом: возможно или невозможно рассматривать об-во как самостоятельный субъект?

это вопрос о соотношении обвенных и индивидуальных интересов.

социальная философия - это

1 социальная онтология - исследует закономерности обвенной жизни

2 соц гносеология

3 соц аксиология - закономерности ценностей, объясняет ценности

4 соц праксеология - практические пр-мы обвенной жизни

социальная ф - обобщающее знание, которое основывается на ф, истории, социологии, этнологии.

общество - синтез изменчивости и неизменных начал.

56. Общественный прогресс и его критерии.

сложно определить критерии. субъект и объект сложные. многоплановость и многокачественность об и суб.

1 свобода, положение личности, уровень гуманизации общества, степень политического, экономического и социального освобождения личности. уровень удовлетворения её потребностей. состояние психофизического и социального здоровья

общество меняется. каждая следующая ступень должна быть прогрессивнее. человек должен восходить на всё высшую ступень. содержание прогресса - очеловечивание человека. оно достигается путём противоречивого развития общественных сил.

2 развитие материального производства.

техницисты - критерий: развитие техники

сциентисты - критерий: развитие научного знания

51. Специфика социального познания.

связана со спецификой объекта (общество)

в обществе сфера эксперимента ограничена (моральными соображениями)

природа как объект находится перед субъектом

общество - вокруг субъекта

также на исследователя воздействуют его интересы, ценностные ориентации итд

в связи с этим исследование усложняется

особенности познания соц. явлений

1 это самый сложный объект изучения, так как имеется слишком много факторов

2 исследуются не только материальные, но и духовные отношения

3 объект и субъект познания - общественные. субъект - часть общества

4 используются общенаучные методы, но с учётом специфики

5 понятие истины расширено. истина не может быть однозначна. она мб абсолютна, относительна, объективна и конкретна.

относительная истина "для каждого своя"

объективная -

конкретная - только в этих условиях

подходы к опр-нию истины:

1 классический

истина корреспондирующая

соответствие между знанием и реальностью

2 прагматический

в экономике и ИТ

истина - то знание, которое приносит пользу

3 конвенциональный

истина - то, что учёные договорились считать истиной

4 взаимосогласованность знаний в математике и логике.

если истины совмещаемы, они не могут быть ложыми

специфика гуманитарного знания

гум.знание своеобразно. существуют два понятия:

1 объяснение - просто объясняет, описывает

2 понимание - выше объяснения. интуитивное постижение некой духовной целостности, которая противоположна внешнему объяснению, описанию

общество нельзя описать, объяснить. человек должен понимать глубинную суть общества.

познание истории данного общества - одновременно процесс формирования и выражения внутреннего мира того, кто осуществляет познание. познавая общество, человек познаёт себя.

в гуманитарном знании важно понятие ценности.

54. Личность и общество.

три варианта взаимодействия

1 табула раса: хорошая среда создаёт хорошего человека, плохая - плохого. поскольку среда создаёт человека, он не может ничего изменить.

2 фейербах: антропоцентризм. вначале поменять сознание, потом поменяем среду.

3 маркс: изменение человека происходит в процессе изменения общественного бытия. это взаимосвязанный процесс.

социальная среда воздействует на человека на 3 уровнях:

1 мегасреда - эпоха

2 макросреда - общество, страна

3 микросреда - группа

нужно учитывать воздействие всех 3 слоёв.

человек влияет на 1-3, больше всего на микросреду.

существует 3 типа личности и 3 типа отношений

1 отношение личной зависимости - деятельность обязательно координируется группой человека (род, племя)

2 отношение вещной зависимости - человек зависит от вещей (капитализм)

3 свободная личность - отношение свободных индивидуальностей.

1 человек подавлен как личность (род, племя, пастор, гильдии, цеха, тоталитарное общество) зависимость проявляется не только в поведении, но и в сознании.

2 капитализм, с одной стороны, нуждается в лично свободном труженике. с другой стороны, кап-зм нуждается, чтобы человек продавал свою рабочую силу. человек заботится, чтобы продать свой труд

3 прогресс нуждается в появлении свободных индивидуальностей для производства всего. индивиды, развитые в всех отношениях.

свобода

-политическая

-экономическая

-совести

-гносеологическая

свобода каждого человека не может быть универсальной. так как человек часть общества, есть другие люди с другими свободами и желаниями.

зависимость ответственность-свобода





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 231 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...