Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Источники формирования норм и правил, используемых в этическом кодексе социального работника



Исторический опыт свидетельствует о том, что требования морали в сфере нравственной жизни профессиональной группы традиционно оформлялись в виде кодекса.

Профессиональные кодексы стихийно формировались как средство поддержания морального престижа профессиональной группы, обеспечивая при этом благоприятные нравственные предпосылки ее упрощения в обществе.

Кодекс профессиональной этики наряду с обычаем и традицией способствует формированию нравственного облика личности путем особой формы усвоения моральной информации. При этом необходимость письменной фиксации принципов и норм кодекса возникает как в связи с воспитательными и регулятивными задачами внутри самой профессиональной группы, так и в связи с потребностями общества в совершенствовании и развитии профессиональной морали.

Выделяют шесть основных источников формирования этики социальной работы и жизни в социуме.

1. Общечеловеческие ценности, которые вытекают из сформулированных взглядов на вечные ценности, заложенные, в том числе во Всеобщей декларации прав человека: право на жизнь, здоровье, отдых, образование, социальную защиту, обеспечивающую достойный образ жизни, необходимый для человека как социального существа, а не только биологического.

2. Этические традиции благотворительности. Они имеют тысячелетнюю историю, отрабатывались на основе идей христианства: любовь к ближнему; милосердие; благотворительность. Вначале это развивалось стихийно, потом зафиксировалось в указах киевского князя Владимира, статуе ВКЛ, указах Петра I, Екатерины II и т.д.

3. Этические ценности современного общества. Они сформировались на базе исторических традиций милосердия, а также на основе основ морали советского общества, где действовал принцип распределения благ, и порой не оставалось места для традиционной благотворительности, а также принципов, появившихся в условиях перехода к рынку, где соперничество, конкуренция, материальные средства рождают свое представление об этике.

4. Этические нормативы зарубежных стран. В последние десятилетие, особенно с развитием Интернет, культурных и деловых связей с зарубежными странами, появилась возможность пользоваться этическим опытом, используемым в принципах социальной защиты Запада и Востока. (Например, у нас норма – защита через пенсию, а в Германии (Бисмарк, 19 в.) введен принцип приоритета реабилитации перед пенсией, что создало совершенно новые условия для защиты, на других этических принципах).

5. Специфические ценности современной социальной работы в Республике Беларусь и в Российской Федерации. Россия наиболее близка Республике Беларусь по социальным подходам, хотя последние годы наблюдается увеличение в расхождениях. Так, в РФ – защита инвалидов осуществляется через помощь, поддержку, реабилитацию. В РБ – (з-н о предупреждении инвалидности и реабил.) – профилактика ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. Это направление влечет за собой формирование новых этических традиций.

6. Личностные ценности и идеалы специалистов. Личностные ценности и идеалы специалистов профессионалов и не профессиональных работников, работающих в данной профессии, существенно различаются. Этика требует учета этих особенностей, т.к.:

- новые специалисты имеют профессиональную и этическую подготовку и интерес для дальнейшего проф.роста, что требует создание соответствующей профессиональной и этической среды, адекватной запросам и ценностям специалистов.

- совершенствование этических подходов требует дополнительных затрат времени и эмоций, что диктует необходимость увеличения материального вознаграждения за проф.деятельность в среде социальных работников – профессионалов.

Можно отметить, что основные источники формирования этического кодекса социальной работы базируются на основательном этическом опыте, что делает кодекс эффективным средством повышения результативности социальной работы за счет основных этических идей – милосердия, социальной справедливости и т.д.


Этика и общественная социальная защита (понятие, содержание, ожидаемые позитивные эффекты).

Совершенствуя этические принципы и аспекты в работе социальных служб, можно ближе прийти к реализации идеи создания общественной социальной защиты, когда в защите отдельных членов и социальных групп общества участвуют наряду с социальными службами и остальные слои общества и социальные группы, которым тоже нужна защита.

Общественная социальная защита – принципиально новый взгляд на теорию и практику социальной защиты. Она требует серьезных усилий по разработке. Однако усилия будут оплачены тем, что функции государственных структур, решающих социальные проблемы преимущественно через вкладывание материальных средств налогоплательщиков, будут жестче разделены с функциями общественности, которые решают проблемы в основном за счет повышения моральности в межличностном общении и, конечно, добровольного, по возможности физического, морального и материального решения социальных проблем.

Общественная социальная защита – комплекс мер, принципов и технологий профессиональной социальной работы, обеспечивающих участие государственных и негосударственных структур общества и отдельных граждан в достижении более высокого уровня социальной защиты населения. Вследствие сложности и несовершенства нормативно-законодательной базы, сдерживающей широкое применение социально-экономических мер, общественная социальная защита, на начальном этапе формирования профессиональной службы, может преимущественно формироваться на основе нормативной этики.

Основные задачи общественной социальной защиты населения:

1. Совершенствование истинной социальной ориентированности и социальной справедливости в развитии социальных институтов общества. Это потребует пересмотреть социальные взгляды ряда социальных институтов – культура, здравоохранение, сама система социальной защиты и труд, образование, информация, физическое и духовное воспитание…

2. Обеспечение условий в обществе для истинной интеграции в него людей с ограничениями жизнедеятельности, вызванными физическими, психическими, социальными факторами. Защита этих людей будет обеспечиваться подготовленным к этому обществом. Должна уменьшиться потребность в домах-интернатах и других центрах, требующих на содержание изолированных от общества людей значительных денежных средств, изымаемых от налогоплательщиков. По крайней мере, содержание работы и эффективность стационарной социальной помощи должна значительно повыситься.

3. Повышение толерантности и эмпатии общества к социально незащищенным слоям. На этическом контакте широких слоев населения с социально незащищенными группами людей оттачивается толерантность населения и гуманистические принципы в отношении общества к социально незащищенным группам людей. Это создает потенциальные возможности для постепенного формирования более высокого уровня этического функционирования общества.

4. Формирование методологии, методов, принципов, технологий повышения социальной и этической грамотности населения, что должно существенно потеснить пропаганду через СМИ насилия, ужасов, низкопробной развлекаловки, бездуховных ценностей, известных факторов риска наиболее распространенных неинфекционных заболеваний (алкоголь, курение, наркотики), за чем стоят интересы соответствующих монополий и торговцев, а не населения страны.

5. Общественное содействие выработкеновых стандартов содержания социальной работы, новых организационных форм и принципов распределения материальных средств в социальной политике государства, предупреждении асоциальных явлений и социальной реабилитации лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

6. Формирование более этичной социальной среды для социально незащищенных лиц, что повышает качество их социальной защиты без существенного увеличения финансовых затрат.

7. Общественная социальная защита должна становиться регулятором, который не позволит институту социальных служб развиваться непропорционально в сторону собственных утилитарных интересов, где забота о собственном процветании может заслонить или отодвинуть на второй план заботу о клиенте и социальной безопасности общества.

8. Усиление роли процесса социализации личности в становлении ее социальной успешности.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 517 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...