Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ГНОСТИЦИЗМ 5 страница



Билет 42. Джайнизм.Джайнизм — индийская религия, возникшая около VI в. до н. э.
Основоположник — Махавира. ДЖАЙНИЗМ исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала и будет вечно существовать.
Бесконечные изменения мира происходят благодаря действию естественных сил природы и не связаны с каким-либо божественным вмешательством.
Согласно Джайнизму, Вселенная проходит чередующиеся циклы развития, восходящие и нисходящие, каждый из которых продолжается не поддающееся счету время.
Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху.
В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара (перевозчик через океан бытия), 12 главных императоров и 64 великих человека.
В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, длительнее становится его жизнь, отсутствует необходимость в законах или собственности, поскольку существуют условия для удовлетворения всех его потребностей.
В период упадка уменьшаются размеры тела человека, уменьшается его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока он не превращается в слабовольное существо.
Сейчас человечество живет в эпохе упадка, и последний из 24 тиртханкаров пришел и уже ушел.
У Джайнизма есть своя литература.
Они считают, что Веды и Брахманы не заслуживают доверия и как источник знания они не имеют ценности.
Реальность характеризуется ими как «множественность», или «многосторонность», она находится по ту сторону ограниченного разума; все наши суждения носят относительный характер, все наши знания преходящи (временны) и условны.
Не существует уверенности в любом знании, и поэтому метод возможного — самый лучший метод.
На каждое утверждение правильный ответ: может быть или может не быть, или да — нет.
Джайнизм считает, что утверждение А есть Б не исключает возможности того, что А не есть Б, потому что вещь может рассматриваться со многих сторон (существует 350 различных точек зрения).
Джайнизм принимает дуалистический принцип — джива (духовные, живые вечные существа) и аджива (неживая природа).
Джива действует, сама познает; аджива носит атомистический характер и не сознает себя.
Аджива существует в различных отношениях.
Любой материальный объект имеет по крайней мере одну адживу; растения и деревья имеют две адживы, животные — три или более.
Джайнизм разрешает есть только то, что имеет две адживы — молоко, воду, фрукты, орехи и овощи.
Есть пищу, содержащую три адживы, категорически запрещено, поскольку это нарушает основной закон ахимсы — непричинения вреда.
В конце I в. (около 80 г.) окончательно закрепилось разделение между двумя основными направлениями Джайнизма — шветамбары (наиболее многочисленная, выступает против полной обнаженности, жестко выполняет кастовые правила, более ортодоксальна и стоит ближе к исходному Джайнизму) и дигамбары (ее представители ходят почти обнаженными, в настоящее время это делают только святые; низко оценивают женщин, считая их величайшим соблазном в мире и причиной греха, не допускают их в храмы, отрицают каноны шветамбаров).
Цель существования человека, по Джайнизму, связана с тремя драгоценностями (триратна):
1) правильным воззрением,
2) правильным знанием,
3) правильным поведением, или абсолютно безупречной жизнью, связанной с освобождением от сансары (переселения души).
Только высшие и наиболее совершенные достигают освобождения, поэтому они называются джина — победившие, превозмогшие, преодолевшие.
Они служат примером для всех других.
Система обетов Джайнизма требует от мирян воздерживаться от лжи и воровства; хранить тесные узы верности в супружестве.
Чувственные удовольствия рассматриваются как грех, культивируется безразличие к удовольствию и боли.
Миряне обязаны соблюдать периоды медитации, посвящения и аскетизма.
Поскольку основной принцип поведения — ахимса, или непричинение вреда всему живому, джайны создают ашрамы для сирот и вдов, дхармшала — гостиницы для паломников, лечебницы для животных.
Для Джайнизма характерна пратикрамана — публичная исповедь, на которой человек исповедуется в своих грехах, выражает желание стать лучше и духовно очиститься.
У многих джайнов существует кастовая практика и есть брахманы, выполняющие религиозные обряды в домах и храмах.

Билет 43.Тантризм.Тантризм (от санскр. тантра — непрерывность, пряжа, нить, традиция) — виндуизме и буддизме: учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала и связанная с этим учением система телесных и психических практик. Термин «тантризм» также применяется для обозначения разнородных учений и практик в новых религиях и культах, в психотерапии, а также в других сферах. Происхождение тантризма до конца не выяснено; некоторые исследователи возводят его к древнейшим доарийским культам Индии и считают источником йогии других религиозных практик. Наивысшего развития тантризм достиг с 700 по 1200 г. в восточной Индии (в пограничных районах с Афганистаном и Кашмиром, в границах штатов Уттар-прадеш, Бенгал и Ассам). Дальнейшее развитие тантризма происходило в Непале, Бутане и Сиккиме. Формирование доктрины тантризма связывают с Китаем, поскольку именно там были созданы 64 из 192 канонических тантр. Тантризм оказал влияние на все важнейшие учения и культы Древней Индии. В основе индуистской тантрической традиции лежит попытка самореализации человека через религиозные ритуалы, основанные на взаимоотношениях богов Шивы и Шакти, поскольку считается, что только в единении с Шакти Шива получает творческую силу. В отличие от других духовных учений, тантризм не рекомендует избегать желаний, считая их естественной движущей силой, присущей человеку, — ведь чем активнее подавляются желания, тем сильнее они становятся. В тантризме желания связывают с шестью психическими центрами — чакрами. Седьмая чакра пребывает вне сферы желаний. Для преодоления желаний предлагается путь подъема энергии «кундалини» от нижней (корневой) к верхней (седьмой) чакре. В качестве практических методов подъема кундалини предлагаются дыхательные упражнения (пранаяма), медитации, созерцания и пение мантр. Главным среди культов индуистского тантризма считается Каула, связанный с богиней Кали и ритуальным нарушением сексуальных запретов. Предполагается, что Шива открыл особые тексты, предназначенные для Кали, и для последователей тантризма они более значимы, чем Веды. Большинство произведений тантризма написано в форме диалога между Шивой и его женой. Ранние тантры были созданы в VII-VIII вв., наиболее важные написаны в XII-XVTI вв. До наших дней дошли лишь тантры относительно позднего происхождения. Исследователи отмечают связь тантризма с оккультизмом. В буддизме тантризм определяет характер техник ваджраяны, связанных с практикой пограничных состояний, «просветлённых» состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением. Тантра понимается как практика достижения «состояния Будды». В буддистском тантризме активно используются сложная символика, медитации, мантры, янтры, ритуалы. Занятия тантрой (индивидуальные и коллективные) должны осуществляться только под руководством опытного гуру (ламы), разглашение и популяризация деталей тантрической практики не приняты. Важнейшим условием для занятий тантрой является принятие обетов Бодхисаттвы, стремления спасти от страданий сансары все живые существа. Тантра считается самым коротким, но и самым опасным путём достижения этой цели (сексуальные наслаждения могут стать самоцелью).




Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 136 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...