Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные особенности национально-государ-ственных религий



Национально-государственные религии (или просто национальные религии) – это религии, присущие конкретному народу или государству, с его историческим опытом, с его определенным уровнем материального и духовного развития, определенным географическим расположением и т.д. Процесс возникновения национальных религий начался в IV тысячелетии до нашей эры и был связан с переходом от первобытного общества к цивилизации, к классовому обществу. В этот период возникает частная собственность, социальное неравенство, государство, право… Главными объектами в национальных религиях являются уже не безличные сверхъестественные силы, духи или демоны, а боги, т.е. более совершенные духи, персонифи-цированные, носящие имена, и от них зависела жизнь людей, природы и сверхъестественных сил. Еще особенность национальных религий – политеизм (многобожие), в сочетании с постепенно выстраивающейся иерархией богов, которая воспроизводила социальную иерархию. Боги являлись не только воплощением сил природы, но и общественных отношений, покровительствовали определенным человеческим занятиям. В некоторых религиях зарождается представление о причинно-следственной связи между поведением людей в их земной жизни и их посмертной судьбой. Культовая деятельность специализируется, к культовой практике, как правило, не допускали низы общества. Появились постоянные культовые сооружения, установился религиозный ритуал. Ритуалы стали осуществляться определенными людьми, которые выделились в отдельную социальную группу. Для национальных религий характерна развитая практика жертвоприношения (их смысл – и воспитательный, и очистительный, и благодарность богам, стремление их задобрить, укрепить миропорядок). В целом, четкое соблюдение ритуала было важнее духовной сущности религии.

К ранним национальным религиям относятся древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская, древнеиндийская, древнеславянская и др. К поздним национальным религиям относятся иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, джайнизм, сикхизм.

На самостоятельное изучение выносятся следующие вопросы: основные особенности ранних национальных религий (особенное внимание следует уделить верованиям древних славян), их сравнительный анализ; основные особенности даосизма и конфуци-анства, синтоизма, зороастризма, джайнизма, сикхизма.

Рассмотрим основные положения вероучения иудаизма. Само слово “иудаизм” употребляется для обозначения еврейской культуры, а в узком смысле - для обозначения религии евреев. Это национальная религия, перешагнувшая национальные рамки, повлиявшая на возникновение христианства и ислама.

Иудаистический (почти одно и тоже, что “ветхозаветный”, как его называют христиане), канон (от греч. “норма”, “правило” - т.е. свод положений, имеющих догматический характер и возведенных в закон) формировался на протяжении от 13 - 12 до 2 вв. до н.э. Этот канон делится на три части:

1) Тора (на иврите означает “учение”, “теория”, “концепция”), или Пятикнижие Моисеево, включающая такие книги:

“В начале” (в Библии, в синодальном переводе – это “Бытие”), из которой мы узнаем о сотворении мира Богом, о сотворении Им человека, о жизни в раю и о грехопадении первых людей, о роде человеческом далее, о великом потопе, о родоначальнике еврейского народа Аврааме, о его дальнейших родственниках, о поселении евреев в Египте;

“Имена” (“Исход”) - о жизни и деятельности Моисея, об освобождении евреев из египетского плена, Декалог и др.;

“И сказал” (“Левит”) - религиозное законода-тельство;

“В пустыне” (“Числа”) - законодательство и история евреев после выхода из Египта и до завоевания ими Палестины, т.е. “земли Ханаанской”;

“Слова” (“Второзаконие”) - религиозное законо-дательство.

2) Пророки (в эту часть вошли книги Иисуса Навина, Судей, 1 - 4-я книги Царств, излагающие историю Палестины по начало 6в. до н.э., сборники речей пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля и др.).

3) Писания (сюда вошли псалмы (антология культовых гимнов первого тысячелетия до н.э.), притчи Соломона, книга Иова, Плач Иеремии, сборник свадебной лирики Песнь Песней, книга Екклесиаста и другая литература).

Тора может пониматься и шире, а именно как все три части канона вместе (Танах), т.е. как Письменная Тора.

В иудаизме есть и Устная Тора, в основе которой лежит другой вид священной литературы - Талмуд. Талмуд (от древнеевр. “изучение”) - это священные трактаты, сложенные с 4в. до н.э. до 4в. н.э. и записанные с 3в. н.э. до 5в. н.э. В Талмуде отразились, в том числе, и такие идеи, которые не нашли широкого развития в Торе, а именно: идея о конце света, о воскресении из мертвых, о страшном суде, о загробном воздаянии. Талмуд содержит и культовые, религиозно-правовые представления.

Иудаизм – это монотеизм, вера в единого Бога Яхве. История становления иудаизма является отражением истории еврейского народа. Поэтому хотя бы в общих чертах познакомимся с нею.

В первой половине второго тысячелетия до нашей эры предки древних евреев представляли собой скотоводческие племена, которые вели кочевой образ жизни. У них были развиты такие культы: культ родовых покровителей (о чем свидетельствует упоминания в текстах Ветхого Завета про идолы-терафимы, про родственные жертвоприношения, а также предания о патриархах - Аврааме, Моисее и др.); культ богов - покровителей земледелия, скотоводства, источников, рощ - т.е. культ ваалов, идолы которых устанавливались на холмах, под сенью дубов; культ деревьев (дуб, ливанский кедр); культ гор, скал, камней, почитание священных столбов – ашер; погребальный культ (сведений о нем сохранилось мало, умерших, скорее всего, зарывали; представления о загробной жизни были смутными; веры в загробной воздаяние не было - бог наказывал людей и их потомство при их жизни); скотоводческий культ. Со скотоводческим культом был связан праздник весеннего жертвоприношения первого приплода стад - праздник пасхи вначале был скотоводческим. Доказательством может служить книга Исход, глава 12, стих 21-23. Пасха (по-арамейски), или песах (по-еврейски), означает “переход”. Уже позже, когда еврейские племена начали заниматься земледелием, пасха превратилась в праздник начала уборки хлебов. Богов-покровителей стали угощать плодами нового урожая (см. Левит. 23,4-6). Следы скотоводческого культа можно усмотреть в истории о козле отпущения (так он называется в синодальном переводе), или о козле Азаела (Азазела). Азаел был богом (духом, демоном) пустыни (см. Левит. 16,8 и далее). В скотоводческом культе можно усмотреть следы тотемизма. Были также развиты культы луны, звезд, особенно солнца, культ богини неба, источников. Ритуал обрезания, идущий от Авраама, свидетельствует о существовании у древних евреев раннеплеменного культа (инициации).

Одним из древнейших культов был культ Яхве - Бога, который позже станет общенациональным Богом евреев. В книге Исход (гл. 3, стих 14) рассказывается о том, что Моисей спросил Бога, как Ему имя. И получил ответ: “Я есмь сущий” (т.е. “Яхве”). Бог есть, существует, и из Его бытия проистекает все. По преданию, имя Бога произносилось очень тихо один раз в году первосвященником в День Очищения. С 3в. до н.э. произнесение имени было табуировано (запрещено). Тот, кто знает тайное имя Бога, может воспользоваться магической властью, которую оно дает. Если имя встречается в текстах, то вместо него произносится “Адонаи” (в русском переводе передается как “Господь мой”). Однако Бог назывался разными именами, которые не следует произносить всуе. Аврааму, Исааку, Иакову Бог являлся под именем “Эль-Шаддай” (“Бог всемогущий”). Бог мог являться под именем “Элохим” (“божественный закон, суд, справедливость”), “Саваоф” (“Господь воинств”). Что означает часто слышимое сегодня имя Иегова? Скорее всего, это неправильная транскрипция Яхве. В еврейском алфавите нет гласных. При огласовке текста масоретами (редакторами и комментаторами) приблизительно в 7 или 8 в. н.э. к согласным имени Яхве были добавлены гласные от Адонаи, вот и получилось неправильное произношение Иегова. А впрочем, это только одна из версий.

Кем был Яхве до того, как превратился в общенационального Бога евреев? Существуют различные мнения. Может быть, это был один из племенных богов; может, он первоначально был духом - олицетворением пустыни. С.А. Токарев, например, считает, что Яхве был первоначально покровителем инициаций. Может быть, он был богом огня или плодородия. С распадом родовой организации на Яхве были перенесены качества и функции других богов. Он и заботится об урожае, и является наставником в ремесле, и защищает на войне, и очищает от грехов. Так постепенно формируется представление о едином общенациональном Боге, творце мира, создание которого продолжается. Каков Бог? Он нематериален, сущность Его духовна, Он вездесущ, всемогущ, всеведущ. От Него невозможно ничего утаить. Это Бог еврейского народа, но, вместе с тем, Ему дорог каждый человек. Это Бог любящий свой народ, однако, любящий ревностно: “Взыщите меня – будете живы”. Он строго следит за верностью себе и требует жертв для очищения от грехов (грехи – идолопоклонство, взятки, притеснение бедных, распутство, несправедливость...). Карает Он и за недостаточную жестокость к грешникам. В книге пророка Захарии говорится о том, что две части земли за грехи будут истреблены, а третья, очищенная, будет призывать Бога (“взыщет”), и, в конце концов, будет жить праведно, зла не будет, а Бог будет среди народа. Так как Бог нематериален, существует запрет на Его изображение.

В религиозных представлениях древних евреев можно найти отзвуки тотемизма (скорее всего, тотемом был бык, может быть, еще лев и орел), анимизма (верили в бесов, духов, в души животных и человека; местопребыванием души является кровь, поэтому ее нельзя употреблять в пищу), фетишизма (отзвук его - в ношении тефиллинов, или тфилинов; это 2 плотно закрытых ящичка кубической формы с прикрепленными к их основаниям ремешками, кубики заполняли пергаментом, исписанным ветхозаветным текстом и одевали во время молитвы на лоб и левую руку (кроме субботы и праздников) мужчины (а ранее одевали все, и носили целый день, снимая на ночь); в этом отголосок защитной магии, ношения амулетов). До того, как евреи пошли по пути установления монотеизма, у них были развиты гадания (по печени, по облакам), были чародеи, вызывающие духов, вопрошающие мертвых, терафимов. Была в ходу катартическая магия (очищение огнем). Увы, даже признав единого Бога Яхве, Его избранный народ часто от Него отрекался и принимался за старое, вспоминая и политеизм, и гадателей...

Родоначальником еврейского народа считается Авраам. В 19в. до н.э. он покинул Ур Халдейский и направился в землю Ханаанскую, однако остановился в Харране. К этому времени Авраам самостоятельно отверг политеизм и идолопоклонство. В Харране ему открылся Бог. Бог заключает с Авраамом Завет (соглашение, договор). Согласно Завету, Авраам должен был: 1) всегда ходить перед Богом (т.е. всегда быть открытым для него - и чувствами, и мыслями); 2) быть непорочным (праведным, честным, цельным). Бог в лице родоначальника Авраама создает Свой народ и его благословляет (и все племена земные тоже). Бог обещал Аврааму и его потомкам землю Ханаанскую (Палестину). Символом Завета стало обрезание.

Итак, около 1850 г. до н.э. Авраам с семьей отправился в Ханаан. Он кочевал по Ханаану, проповедуя веру в открывшегося ему единого Бога. Богу он был предан безмерно, доказательством того явилась готовность принести в жертву сына Исаака. Одного из сыновей Исаака звали Иаков. В Торе есть рассказ о том, как Иаков получил имя Израиль, что на иврите означает “боровшийся с Богом”. Это произошло после таинственного ночного поединка (в тексте ясно намекается на поединок с самим Богом). С тех пор слово “Израиль” стало эпонимом (символом) всего еврейского народа. А когда говорят “12 колен Израилевых”, то имеют в виду наследников 12-ти сыновей Иакова. После 1700 г. до н.э. древние евреи переселились в Египет. С этим не согласны некоторые ученые и даже теологи. Никакого египетского рабства, утверждают они, не было, в 15-14 вв. до н.э. евреи уже осваивали Палестину, о чем свидетельствуют таблички из архивов Аменхотепа III и Аменхотепа IV и другие источники. Тем не менее, вернемся к Торе. Существование евреев в Египте было сложным, мучительным. Фараон не собирался их отпускать. Бог призвал евреев идти в страну, обещанную Аврааму, и заступился за свой народ. Об этом можно прочитать в кн. Исход, гл.12. Вывел евреев из Египта с помощью Бога Моисей, величайший из пророков. Бог открылся ему в горящем и не сгорающем кусте (“неопалимая купина”) и открыл свое сокровенное непроизносимое имя. У горы Синай Бог заключил с еврейским народом Завет. Суть Завета осталась та же: евреи станут избранным народом Яхве, Он берет на себя особое попечение о своих людях. А евреи должны ходить перед Богом и быть непорочными. Символом этого Союза стали скрижали (каменные пластины) с текстом Торы. Некоторые считают, что Моисею была открыта и Письменная, и Устная Тора. Скорее всего, были даны 10 основных заповедей, или Декалог. Это и была первоначальная Тора (см. книгу “Исход”, гл.20):





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 2985 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...