![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Прорыв
Открытая масса это масса в собственном смысле слова, которая свободноотдается своему естественному стремлению к росту. Открытая масса не имеетясного чувства или представления, насколько большой она могла бы стать. Онане привязана ни к какому заранее известному помещению, которое ейтребовалось бы заполнить. Ее размер не определен; она склонна расти добесконечности, а для этого ей нужно лишь одно: больше и больше людей. В этомголом состоянии масса особенно приметна. При атом она воспринимается какчто-то необычное, а поскольку она рано или поздно распадается, ее трудносполна оценить. Наверно, к ней и дальше не относились бы с доста1 очнойсерьезностью, если бы чудовищный прирост населения и быстрое разрастаниегородов, характерное для нашей современной эпохи, не способствовали всеболее частому ее возникновению. Закрытые массы прошлою, о которых еще будет идти речь, превратились ворганизации для посвященных. Своеобразное состояние, характерное для ихучастников, кажется чем-то естественным; ведь собирались всегда радикакой-то определенной цели: религиозной, торжественной или военной, исостояние, казалось бы, определялось этой целью. Пришедший на проповедьнаверняка пребывал в искреннем убеждении, что ею интересует проповедь, и онбы удивился, а может быть и возмутился, скажи ему кто-то, что больше самойпроповеди ему приятно множество присутствующих. Смысл всех церемоний иправил, характерных для таких организаций, в сущности, yдержание массы:лучше надежная церковь, полная верующих, чем весь ненадежный мир.Равномерность посещения церкви, привычное и неизменное повторениеопределенных ритуалов обеспечивали массе своего рода массовые переживания,только введенные в какое-то русло, рамки. Исполнение этих обрядов в строгоопределенное время заменяет потребность в чем-то более суровом и сильном. Возможно, таких учреждений было бы достаточно, оставайся число людейпримерно одинаковым. Но в города прибывает все больше жителей, ростнародонаселения в последние сто лет происходит нарастающими темпами. Темсамым создавались и предпосылки для образования новых, более крупных масс, иничто, в том числе самое опытное и умелое руководство, не способно было притаких условиях остановить этот процесс. Выступления против традиционного церемониала, о которых рассказываетистория религии, всегда были направлены против ограничения массы, которая вконечном счете хотела вновь ощутить свой рост. Вспомним Нагорную проповедьНового завета: она звучала под открытыми небесами, ее могли слушать тысячи,и она была направлена в этом нет никакого сомнения против ограничительногоцеремониала официального храма. Вспомним стремление христианства во временаапостола Павла * вырваться из национальных, племенных границ еврейства истать универсальной религией для всех людей. Вспомним о презрении буддизма ккастовой системе тогдашней Индии. Событиями подобного рода богата и внутренняя история отдельных мировыхрелигий. Храм, каста, церковь всегда оказываются слишком тесными. Крестовыепоходы порождают массы таких размеров, что их не могло бы вместить ни одноцерковное здание тогдашнего мира. Позднее флагелланты устраивают своидейства на. глазах у целых городов, причем они еще путешествуют из города вгород. Проповедник Весли * еще в XVIII веке организует свое движениеметодистов, устраивая проповеди под открытым небом. Он прекрасно сознает,как важно привлечь к себе большие массы, и не раз отмечает в своем дневнике,сколько людей слушало его на этот раз. Прорыв из закрытых помещений, гдепринято собираться, всегда означает желание массы вернуть себе прежнююспособность к внезапному, быстрому и неограниченному росту. Итак, прорывом я называю внезапный переход закрытой массы в открытую. Такое случается часто, однако не следует понимать этот процесс как чистопространственный. Порой впечатление такое, как будто масса вытекает изпомещения, где она была надежно укрыта, на площадь и па улицы города, гдеона, все в себя вбирая и всему открытая, получает полную свободу действий.Но важней этого внешнего процесса соответствующий ему процесс внутренний:неудовлетворенность ограниченным числом участников, внезапное желаниепривлечь к себе других, страстная решимость вобрать всех. Со времен Французской революции такие прорывы приняли форму, которуюможно назвать современной. Очевидно, потому, что масса в значительной мереотказалась от связи с традиционными религиями, нам стало с тех пор легченаблюдать ее, так сказать, в голом, биологическом виде, вне трансцендентныхтолкований и целей, которые она позволяла себе внушать прежде. Историяпоследних 150 лет отмечена быстрым возрастанием числа подобных прорывов; этоотносится даже к войнам, которые стали массовыми. Массе уже не достаточноблагочестивых правил и обетов, ей хочется самой ощутить в себе великоечувство животной силы, способность к страстным переживаниям, а для этоговсегда можно и< пользовать любой повод, любое социальное требование. Важнопрежде всего констатировать, что масса никогда не испытывает насыщения. Покасуществует человек, ею не охваченный, она проявляет аппетит. Сохранит ли онаего, если действительно вберет в себя всех, никто не может сказатьнаверняка, но это весьма вероятно. В ее попытках удержаться есть что-тобессильное. Единственный перспективный путь тут образование двойной массы,когда одна масса может сопоставлять себя с другой. Чем ближе обе по силе иинтенсивности, тем дольше, меряясь друг с дружкой, смогут они продлить своесуществование.Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы