Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел 2. Истоки научного исследования религии



Тема 2. Философия религии и эмпирическое знание о религии от античности до нового времени.

Духовная жизнь древности, античности и Средних веков и термин «религия». Собирание знаний о религии и мифологии в древности. Античные философы и историки о религии. Проблема происхождения религии в античности. Тематизация истории религии в патристике. Этимологии «религии»: Цицерон, Лактанций, бл. Августин. Схоластика как богословский метод и потеря интереса к истории религии в Средние века. Философская, историческая, филологическая критика священных текстов в эпоху Возрождения. Идея «естественной религии».

Литература:

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1988.

Антонов К.М. Феномен религиозного обращения в истории античной философии // Религиоведение. № 1. 2006.

Шичалин Ю.А. История античного платонизма. М., 2000.

Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. СПб., 2009.

Иустин Философ. Первая апология. // Раннехристианские церковные писатели. М., 1990.

Григорий Богослов, св. Собрание творений. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

Фома Аквинский. Сумма против язычников. М., 2005.

Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981.

Мейендорф И. прот. Введение в святоотеческое богословие. М., 1992.

Августин. Град Божий.

Шохин В.К. Исторический генезис философии религии: проблема и ее наиболее вероятное решение // Философия религии: альманах. М., 2007.

Тема 3. Философия религии Нового времени и истоки науки о религии.

Спиноза и исторический подход к Св. Писанию. Просвещение и понятие «предрассудка». Д. Юм: концепция «естественной религии» и эволюционизм. Философия религии И. Канта и ее влияние на богословие и науку о религии XIX века. Романтизм и пиетизм, как реакции на Просвещение: Шлейермахер и идея религиозного опыта. Идея историзма в творчестве Гердера, Шеллинга, Гегеля. В. фон Гумбольдт и сравнительное языкознание. Новая тюбингенская школа и младогегельянство 30-40-х гг. XIX века: история религии и возникновение христианства. Возникновение позитивизма и предпосылки научного изучения религии.

Литература:

Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Трактаты. М., 1998.

Юм Д. Сочинения в 2-х тт. М., 1965.

Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.

История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 2. М., 1997.

Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. М. 1980.

Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения в 6 тт. Т.4. Ч. 1. М. 1966.

Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М. 1966.

Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х тт. М. 1987, 1989.

Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Тт.1-2. СПб., 2000, 2002.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб. 1992.

Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Тт. 1-2. М. 1976.

Шлейермахер Ф. Речи о религии. М., 1994.

Соловьев В.С. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М. 1988.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Тт. 1-2. М., 1995.

Булгаков С.Н. Два града. СПб., 1997.

Писарев Д.И. Сочинения. М., 1989.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2005.

Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.

Религиоведение. Хрестоматия. М., 2000.

Раздел 3. Становление религиоведения в Европе и в России в XIX – начале XX века.

Тема 5. Рождение религиоведения из духа богословия и идеалистической философии: мифолого-филологические исследования и история религии.

Научно-филологическое и философское изучение мифов (Геррес, Крейцер, Шеллинг) и история религии в католическом, протестантском и православном богословии начала и середины XIX века. Мифология, религия и фольклор: Я. Гримм. Становление отечественной фольклористики: мифологическая и историческая школы в России: П. Киреевский, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.Н. Веселовский и др. Деятельность и идеи М. Мюллера: сравнительно-исторический метод; чувство бесконечного, как основа религии; религиоведение и лингвистика. Восприятие идей М. Мюллера в России. Обособление истории религии как дисциплины: О. Пфлейдерер, К. Тиле, архим. Хрисанф, Вл. Соловьев. Историзм, эволюционизм и прамонотеизм в истории религии.

Институциональный аспект: кафедры, исследования, публикации.

Литература:

Мюллер М. Введение в науку о религии. М., 2002.

Соловьев В.С. Мифологический процесс в древнем язычестве // Соловьев В.С. Полное собрание сочинений. Т. 1. М., 1999.

Самарин Ю.Ф. Замечания по поводу сочинения М. Мюллера по философии религии // Сочинения. Т. VI. М., 1889.

Введенский А.И. К вопросу о происхождении религии. Изложение и разбор теории М. Мюллера. Харьков. 1886.

Хрисанф (Ретивцев), архим. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Тт. 1-3. СПб., 1873–1878.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.

Хоффман Х. О религии и религиоведении. Севастополь. 2006.

Смирнов М. Ю. Религиоведение в России: проблема самоидентификации // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2009. № 1. (январь–февраль). С. 90–106.

Забияко А.П. Контуры религиоведческих разысканий А.Н. Веселовского // Религиоведение. № 1. 2005.

Религиоведение. Хрестоматия. М., 2000.

Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.

Тема 6.

Рождение религиоведения из духа позитивизма: этнолого-антропологическое направление в религиоведении.

Методологические предпосылки британской социальной антропологии: эмпиризм, эволюционизм, концепция «пережитка». Позитивизм, дарвинизм и общая антирелигиозная направленность ранней антропологии. Антропология и библеистика: Робертсон Смит. Вопрос о происхождении религии и поиски «минимума религии»: фетишизм (Де Брос), культ предков (Г. Спенсер), анимизм (Э. Тайлор), формула «табу – мана» (Маретт). Религия и ее место в духовной истории человечества: магия, религия, наука (Дж. Фрезер). Проблема источников. «Мистичность» первобытного мышления по Л. Леви-Брюлю. Роль христианской миссии в становлении антропологии (Р. Кодрингтон, прот. В. Вербицкий). Антропологические исследования в отечественной науке (Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз-Тан). Кризис эволюционизма. Антропология и история религии: диффузионизм и концепция «прамонотеизма» в антропологии: панвавилонизм, панегиптизм, Ратцель, Э. Лэнг.

Британская социальная антропология: терминологический и институциональный аспект.

Литература:

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986

Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М. 1985.

Делич Ф. Библия и Вавилон. Спб., 1911. (М., 2007).

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

Религиоведение. Хрестоматия. М., 2000.

Штернберг Л.Я. Сравнительное изучение религии // Брокгауз…

Вербицкий В., прот. Записки миссионера. Новокузнецк. 2008.

Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.

Никишенков А.А. История британской социальной антропологии. СПб., 2008.

Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

Эванс Притчард Э. История антропологической мысли. М., 2003.

Шахнович М.М. Антропологическое религиоведение в российской академической науке первой четверти XX века // Петербургская Академия наук в истории академий мира. Материалы международной конференции. Т. IV. СПб., 1999. С. 96 – 100.

Тема 8. Религиоведение в конце XIX — начале XX в.: расширение проблематики.

Социология религии и ее роль в становлении религиоведения. Социология, социология религии, религиоведение: проблема взаимоотношений. Социология религии в Германии: Зиммель, М. Вебер. Концептуальные аспекты теории Вебера: религия и смысл; религия и хозяйственная этика; протестантская этика и капитализм. Методологические аспекты теории Вебера: «понимающая социология», концепция «идеальных типов», концепция рациональности. Э. Дюркгейм: религия как «социальный факт»; функции религии в обществе.

Психология религии и ее роль в становлении религиоведения. Психология, психология религии, религиоведение: проблема взаимоотношений. Американская школа психологии религии: тематизация религиозного обращения; концепция «религиозного опыта» У. Джеймса. Французская школа психологии религии: П. Жане, Т. Флурнуа.

Социологические и психологические подходы к изучению религии в российской мысли: А.И. Введенский, С.Н. Булгаков.

Психология и социология религии: институциональный аспект.

Литература:

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

Введенский А.И. Религия и социология: религия как явление социальное. М., 1900.

Введенский А.И. Психология веры (Религиозная вера, как биогенетический принцип в психологии) М., 1899.

Булгаков С.Н. Два града. СПб., 1997.

Жане П. Случай одержания бесом и современное заклинание бесов // Religo. Альманах Московского религиоведческого общества. М., 2008.

Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии // Religo. Альманах Московского религиоведческого общества. М., 2008.

Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.

Религиоведение. Хрестоматия. М., 2000.

Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2005.

Гараджа В.И. Социология религии. М., 2007.

Происхождение религии в понимании буржуазных ученых. М., 1932.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 518 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...