Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Темы семинарских занятий. 1. 1.Характеристика периода



ТЕМА 1. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО II– IV вв. И ЕГО

ОСОБЕННОСТИ

1. 1.Характеристика периода.

2. Христианские катакомбы II–IV вв. н.э.

3. Живопись катакомб. Приверженность катакомбного искусства новым задачам: становиться средством передачи скрытого смысла событий. Символика – характерная особенность катакомбной живописи

4. Тематика, характер исполнения и композиционные приемы живописи катакомб и рельефов саркофагов. (Уход от декоративности, от стремления к эффектам, от верности натуре).

5. Раннехристианская архитектура: базилики, баптистерии, мавзолеи. Ветхозаветные и новозаветные композиции в раннехристианских храмах. Отличия росписи храмов от живописи катакомб IV–V вв.: постепенное преодоление античной классической традиции. (Памятники: Церковь Сан Паоло фуори ла Мура в Риме IV– V в. н.э. Мозаики церкви Св. Пуденцианы в Риме, IV в.)

6. Раннехристианская книга. Особенности миниатюры (иконография религиозных образов и сюжетов, стилистика миниатюрного искусства).

Список литературы к семинару 1

1. Дворжак М. Живопись катакомб. Начало христианского искусства. \\ М. Дворжак. История искусства как история духа. СПб., 2001

2. Дмитриева Н.А. История искусства. Очерки. От древнейших времен до ХУ1 века. М., 1989

3. Нессельштраус Ц.Г.. Искусство раннего Средневековья. СПб., 2000.

4. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Центральной Европе. М., 1981.

Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

Одним из сложных периодов для изучения и для анализа памятников изобразительного искусства является период «Раннехристианского искусства», в том числе период формирования катакомбного искусства. Знакомясь с историей развития искусства и с памятниками этого периода, следует понять и усвоить принципы формирования раннехристианского искусства, которые были противоположны и непонятны античности, ищущей во всем наглядности и красоты. Работая над анализом памятников катакомбной живописи и пластики, следует обратить особое внимание на то, что, став средством передачи скрытого смысла событий, катаком б ное искусство уходит от декоративности, от стремления к эффектам, от верности натуре.

Для достижения цели в этом виде работы студентам следует усвоить принципы работы с памятниками искусства, в частности, с произведениями катакомбного искусства: составлять для начала внешнее описание того или другого произведения изобразительного искусства, обязательно обращать внимание на знаковость изображений, учиться находить значение различных антропоморфных, анималистических или природных символов, которые не только раскрывают религиозные и литургические взаимосвязи произведения, но и помогают понять воспитательное и духовное значение христианского искусства (используя для этого различные энциклопедические словари, в том числе словари символов, которые прилагаются в списке литературы). Ибо без знания главных евангельских сюжетов разобраться в сущности катакомбного искусства достаточно сложно. Наконец, после освоения и усвоения характера изображений следует пытаться сформулировать то, в чем проявляется гармония, пропорциональность, число, формирующие новый образ, новый идеал.

Одной из сложных задач, которую приходится решать студентам при самостоятельной работе – это работа с памятниками книжного искусства, точнее – постигать искусство средневековой книжной миниатюры. Студентам предстоит работать с понятиями, имеющими отношение к репертуару западноевропейской средневековой книги, к искусству создания книги, к иконографии сюжетов (значительная часть которых принадлежит ветхозаветным, новозаветным и житийным композициям). Очень важно целенаправленно работать со словарем, составлять собственные словари, беря за основу ту или иную типологию, тем самым, расширяя собственное знаточество.

В изучении книжного искусства средневековья студенты должны усвоить этап перехода от свитка к кодексу в период раннего средневековья, понять характер формирования раннехристианского кодекса.

ТЕМА 2. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО XIII– XV вв.

1. Формирование и развитие искусства готики в Западной Европе как искусства периода роста городских коммун. Воздействие идеологии бюргерского сословия на формирование готического стиля: усиление рационалистических и реалистических тенденций.

2. Происхождение термина «готика», условность его значения.

3. Доминирующее развитие в искусстве XIII– XV вв. архитектуры и ее влияние на остальные виды изобразительного искусства. Религиозное и светское готическое искусство.

4. Формирование принципов готической конструкции и вытекающих из нее форм. Отражение мировоззренческих представлений о мироздании и о судьбах человека в готическом храме.

5. Органическая связь конструктивных приемов и декоративных форм

6. Скульптура. Развитие монументальной скульптуры и ее место в общем облике готического собора.

7. Живопись. Специфика данного вида искусства в готике: формирование монументальной живописи в форме витражного искусства: технические и композиционные приемы.

8. Искусство миниатюры готического периода. Создание с XIII века светских скрипторных мастерских. Влияние новой среды на искусство миниатюры – усиление реалистических элементов, изменение тематики иллюминаций и характера орнамента.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 280 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...