Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Положение русского этноса на территории России



.

За период с 1959 по 1989 г. повсеме­стно сократилась доля русского населения. Особенно значитель­ным было сокращение удельного веса русских в Дагестане - с 20,3 до 7,1% и в Чечено-Ингушетии - с 49,7 до 23,1%, т. е. более чем в два с лишним раза. И одновременно росла доля Коренного населения. Так, за указанный период удельный вес Чеченцев в Чечено-Ингушетии вырос с 29 до 57,7%; ингушей -с 6,7 до 13%.

Значительный интерес, несомненно, представляют данные, Характеризующие численность коренных этносов в регионах Южного округа и их долю в общей численности данной националь­ности в России. По переписи 1989 г. эти данные характеризовались так (табл. 45):

Таблица 45

Численность коренных этносов

Этносы Общая численность в России, тыс. чел. Численность в регионе с коренным этносом }
тыс. чел. % к общей численности в России
1. Чеченцы   735 (Чечено-Ингушетия) 81,6
2. Аварцы   496 (Дагестан) 91,8
3. Осетины   335 (Северная Осетия) 83,7
4. Кабардинцы   364 (Кабардино-Балкария) 94,3
5. Даргинцы   280 (Дагестан) 80,0
6. Кумыки   232 (Дагестан) 82,8
7. Лезгины   204 (Дагестан) 77,9
8. Ингуши   164 (Чечено-Ингушетия) 82,0
9. Калмыки   75 (Калмыкия) 46,8
10. Карачаевцы   130 (Карачаево-Черкесия) 86,1
11. Адыги   95 (Адыгея) 79,1
12. Лакцы   92 (Дагестан) 91,0
13. Табасараны   78 (Дагестан) 86,5
14. Балкарцы   72 (Кабардино-Балкария) 91,0
15. Черкесы   40 (Карачаево-Черкесия) 79,9
16. Рутульцы   15 (Дагестан) 75,0
17. Агулы   14 (Дагестан) 79,8
18. Цахуры 6,5 5 (Дагестан) 77,0

Из 18 коренных народов Южного округа 13 этносов на 80 и более процентов сосредоточены в своих титульных регионах, причем аварцы, кабардинцы, лакцы и балкарцы - на 90%.

По переписи 1989 г., в Южном округе проживали осетины, греки, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, латыши, киргизы, таджи­ки, туркмены, эстонцы, абхазы, коми, марийцы, мордва, бол­гары, корейцы и десятки других.

Изучение национального состава помогает глубже понять де­мографические процессы, происходящие на территории Юга Рос­сии, проанализировать влияние национального фактора на рожда­емость, браки, разводы, на выработку демографической политики.

Рассматривая национальные проблемы Южного округа, необхо­димо иметь в виду, что после переписи 1989 г. в структуре нацио­нального состава населения Чечни, Ингушетии, Дагестана, Ставро­польского края, да и других субъектов Федерации произошли суще­ственные изменения. Например, до минимума сократилось русское население в Чечне, ингушское - в Северной Осетии-Алания.

Наряду с национальным фактором на весь ход социально-эко­номического и политического развития Южного федерального округа существенное влияние оказывает и религиозный фактор. Необходимо подчеркнуть, что за длительный исторический пери­од религия пустила на Северном Кавказе и Нижнем Поволжье глубокие корни, нередко сливаясь с национальными традициями.

При этом надо иметь в виду, что в 90-е гг. в целом ряде регионов Южного округа в межнациональных конфликтах час­то использовались религиозные лозунги, религиозная символи­ка. Резко усилившийся в последние годы рост национального самосознания народов сопровождается повышенным интересом к национальному языку, культуре, истории, роли ислама, буд­дизма, православия, других религий в духовной жизни того или иного народа. Но в этих процессах существуют неоднозначные оценки, суждения, точки зрения. С одной стороны, правоме­рен, естествен интерес людей к своему историческому прошло­му, к духовной культуре, хотя они нередко рассматриваются как проявление национальной ограниченности, узости. С дру­гой - всячески преувеличивается, идеализируется роль религи­озного фактора в судьбах народов.

Особенно обострились межнациональные отношения на Се­верном Кавказе, где определенную роль играет мусульманский фактор.

Подавляющее большинство коренных народов Дагестана, Чеч­ни, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ады­геи исповедует ислам. Среди республик Южного округа лишь в Северной Осетии-Алании и Калмыкии влияние ислама не столь значительно. В Северной Осетии-Алании большинство находит­ся в лоне православия, хотя есть и мусульмане. В Калмыкии распространен буддизм ламаистского толка. Северокавказский ислам в основном суннитского толка. Шиитами являются азер­байджанцы, имеющие собственные мечети. Особенно активно внедрялся ислам в 90-е гг. Если в начале 80-х гг. в Дагестане было 27 мечетей, то на 1 января 1999 г. здесь функционировало их около 1700. В этой республике действовали 25 медресе, 9 му­сульманских высших учебных заведений; при мечетях открыто 650 школ.

По мнению религиоведов, развитие ислама носило двуеди­ный характер. Во-первых, ислам вобрал в себя племенные веро­вания и культы, этнические традиции народов, т. е. произошла определенная этнизация ислама. Во-вторых, ислам накладывал отпечаток на все сферы жизнедеятельности этнических общно­стей, навязывал им социально-экономические, политические, нравственные принципы, догмы, праздники и обряды, т. е. ис-ламизировал этническую общность.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 557 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...