Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Признаки активности отдельных фигур



Мы разобрали выгоды игры по ослабленным и слабым полям, познакомились с ком­бинационной стороной игры. Такие неординарные события происходят на доске нечасто. Нам теперь необходимо вы­работать более общие рецепты активности фигур, пригодные и для рядовой, будничной обстановки.

Вспомним (см. разд. 1.4), что активность фигуры на сво­бодной доске оценивается ко­личеством полей, которые эта фигура может контролировать, и ее маневренностью. И в прак­тической ситуации активность отдельно рассматриваемой фи­гуры, проявляемую в данный конкретный момент времени, логично оценивать примерно из тех же соображений. В эти соображения, разумеется, не­обходимо внести поправки.

Вначале — о полях. Мы уже знаем, что поля на доске не­равноценны. При прочих рав­ных условиях более активной будет та фигура, которая рас­положена на стратегически важных пунктах и обстрели­вает поля в неприятельском лагере, особенно вблизи ко­роля. В силу принципа двой­ственности мы также должны ценить фигуру, препятствую­щую фигурам соперника вы­полнять аналогичные функции.

Теперь — о маневренности. От природы, т. е. согласно правилам игры, все фигуры наделены высокой маневрен­ностью. Однако в реальных условиях мы не всегда можем ее использовать в полной мере. Например, сильно скован в движении белый конь на диагр. 19 — вечный сторож проход­ной пешки по линии «а». Фи­гура также может находиться под связкой (см. № 118), быть запертой собственными или неприятельскими пешками и т. д. Реальную маневрен­ность фигуры в практической ситуации называют подвиж­ностью. Не стоит тешить себя надеждой, что малоподвижной фигурой можно делать боль­шие дела. Подвижность — су­щественный признак актив­ности.

Из прочих признаков актив­ности стоит выделить, пожа­луй, способность фигуры дли­тельное время сохранять вы­годное положение, или устой­чивость. Устойчивое положение занимают фигуры, оккупирую­щие слабые поля в позиции соперника, слоны, стреляющие по важным диагоналям из-под пешечного прикрытия и т. п. Влияние устойчивости на ак­тивность проявляется главным образом в следующем. Во-первых, устойчивая фигура мо­жет длительное время обстре­ливать неприятельский лагерь, выгоды чего обсуждались в разд. 2.4. Во-вторых, она не служит объектом атаки, чем ограничивается возможность тактических ударов соперника, а также возможность быстрой активизации его сил за счет нападения на эту фигуру.

Итак, мы выделили три глав­ных признака активности: контроль важных полей, по­движность и устойчивость. Рассмотрим теперь, как эти признаки преломляются через специфику отдельных фигур.

ЛАДЬЯ

В начале партии ладья огра­ничена собственными пешками и непосредственных угроз со­пернику не создает. С разви­тием игры происходят продви­жения и размены пешек, и на доске образуются открытые и полуоткрытые линии.

MKKKKKKKKN
I?@?@?07@J
I$#@?@#$#J
I?@#@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?"?@?J
I!"?@?"!"J
I.?@?@?6?J
PLLLLLLLLO

Линия «d» является открытой. Полуоткрытой ли­нией для белой ладьи будет линия «с», а для черной — «е».

На какое поле следует бе­лым поставить ладью, чтобы ее активность была наиболь­шей? Ответ найти нетрудно: на открытую линию «d» путем 1. Ла1—d1! Действительно, у ладьи на поле d1 все три при­знака активности налицо: во-первых, контролируется наи­большее количество полей, в том числе важные поля в соб­ственном лагере (d2) в центре (d4, d5) и в лагере соперника (d7, d8); во-вторых, ладья обладает высокой подвиж­ностью, угрожая вторжением на седьмую линию (уместно добавить, что открытая линия может быть использована как трамплин — через поле d4 ладья попадает на любой из флангов); в-третьих, положе­ние ладьи на d1 устойчи­во.

После хода 1. Лd1 белые осуществляют вторжение ладьей на седьмую горизонталь по­средством 2. Лd7, что явля­ется крупным стратегическим достижением. Ладья на седь­мой линии сковывает все на­личные силы соперника необ­ходимостью защиты пешек и отрезает черного короля (а короли в эндшпиле являют­ся главными действующими лицами) от центральных по­лей.

С разменами значимость оставшихся на доске боевых единиц, очевидно, возрастает. В этом эндшпиле огромная разница в активности ладей делает позицию белых выиг­рышной. Для победы им необ­ходимо подвести короля в центр и объединенными сила­ми атаковать неприятельские пешки. В ход может быть пущен еще один резерв уси­ления позиции — движение пе­шек «е» и «f» с образованием проходной по линии «е». Если бы в позиции на диаграмме право хода принадлежало чер­ным, то они в свою очередь добивались бы стратегически выигранного положения—пу­тем аналогичного маневра: 1... Лd8 и 2... Лd2.

Необходимость обеспечения свободы действий для ладьи, предоставления ей открытых горизонтальных и вертикаль­ных линий рельефно проявля­ется в ладейных окончаниях с проходными пешками. По­лезно запомнить старое муд­рое правило: «Ладью ставь сзади проходной пешки, все равно, своей или чужой».

104. Липницкий — Смыслов Москва, 1952

MKKKKKKKKN
I?@?@?@7@J
I@?@?@?$#J
I?@?@?@?@J
I@?0?@#@?J
I!@?@?"?"J
I@?@-@?"?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@5@?J
PLLLLLLLLO

Смыслов осуществил сильный защитительный ма­невр:

1.... Лс5—с1+!

2. Крf1—е2 Лс1—а1

3. Лd3—d4

Как показал анализ, не ме­няло дела 3. Лd8+ Kpf7 4. Ла8 Kpg6.

3.... Ла1—а3!

Ладья на а3 расположена идеально: наблюдает за про­ходной пешкой, отрезает бе­лого короля, нацелена на пункт g3. Выигрыш для белых невозможен; их единственный активный план заключается в переброске короля на ферзе­вый фланг, но тогда черные завоюют пешку g3 и также образуют проходную.

4. Kpe2—d2 Kpg8—f7

Пешка g3 обречена.

5.Kpd2—c2

На 5. h5 возможно хотя бы 5... g6 6. h6 (или 6. Лd7+ Кре6 7. Л:h7 gh 8. Л:h5 Л:а4 с ничьей) g5! 7. Лd7+ (не меняет ситуации 7. fg Kpg6) Kpg6 8. fg (при 8. Лg7+ Kp:h6 9. Л:g5 черные полу­чают «бешеную ладью»: 9... Лd3+!! 10. Кре2 Ле3+ 11. Kpf2 Лf3+ 12. Kpg2 Лf2+ 13. Крh3 Лh2+ 14. Kp:h2— пат!) Kp:g5 9. Л:h7 Л:а4 10. Лh8 Kpg6 с легкой ничьей.

5.... Kpf7-g6

6. Kpc2—b2 Ла3: g3

7. a4—a5 Kpg6—h5

8. a5—a6 Лg3—g6

9. а6—а7

Если 9. Ла4, то 9... Лb6+ 10. Крс3 Лb8 с равенством.

9.... Лg6—a6

10. Лd4—d7 g7—g6!

11. Лd7:h7+ Kph5—g4

12. Kpb2—b3 Ла6—a1

13. Kpb3—b4 Kpg4: f4

На доске ничья. Белые после 14. Kpb5 в конце концов мо­гут выиграть ладью за пешку «а», но ввиду удаленности короля им придется отдать свою ладью за пешку «f».

При своем ходе в позиции на диаграмме белые должны применить приведенное выше правило: 1. Ла3! После 1... Ла5 (все равно придется бло­кировать проходную) 2. Кре2 у белых несложный выигрыш. Их король беспрепятственно направляется в центр доски и в зависимости от обстоя­тельств прокладывает дорогу проходной либо (если черный король приходит на помощь ладье) обрушивается на пеш­ки королевского фланга. Вы­игрыш, разумеется, обуслов­лен не магическим действием правила, а тем фактом, что разница в активности ладей коренным образом меняется в пользу белых. Правда, белая ладья не особенно преуспевает, зато ее черная соперница вме­сто прекрасной позиции на поле а3 вынуждена играть незавидную роль сторожа про­ходной пешки. На поле а5 она не только не контролирует важных полей в расположении белых, но и сильно ограниче­на в подвижности.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 242 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...