Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Термин «Догмат» имеет дохристианскую историю. Им выражались философские аксиомы, т.е. утверждения, постулаты, не требовавшие доказательств. Естественно, в разных школах были свои догматы. В Новом завете мы находим два смысла употребления слова «Догмат». Первое – это некое постановление, в т. ч. Лк 2:1 – «догмой» назван указ Октавиана Августа о проведении переписи, а в книге Деяний – постановления первого Иерусалимского апостольского собора (Деян. 16:4). Второе – употребление апостолом Павлом в Кол. 2:14 и Эф. 2:15 «догмата» как христианского учения во всей полноте. Именно такое понятие догмата и было характерно для ранней церкви 2 - 4 веков. В этом смысле термин употребляется Оригеном, Климентом Александрийским, Иустином Философом, Игнатием Антиохийским. Изменяется смысл в середине 4 века, когда св. отцы делят христианские истины на вероучительные и нравоучительные. «Догмат» становится истинами вероучительными (Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст). В дальнейшем под догматами стали понимать только те вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских соборах.
Свойства догмата.
1. Теологичность (вероучительность). Это свойство догматов по содержанию.Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т. е. главный предмет, о котором говорит нам догмат — это Бог, а все остальные предметы, которые присутствуют в содержании догмата, т. е. человек или мир, находят себе здесь место лишь постольку, постольку, они имеют отношение к Богу.Именно этим догматы отличаются от других истин христианства, т. е. истин нравоучительных, литургических, канонических и т. д. Догматы суть истины веры, которые стоят выше человеческого опыта и превышают познавательные способности человеческого разума, поэтому дать им твердую опору, и возвести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Откровение.
2. Богооткровенность – есть свойство догматов по способу их получения, т.е. догмат не есть плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения. Любые научные и философские истины в большей или меньшей степени являются относительными и по мере развития человеческого знания могут либо отвергаться, либо изменяться. Догматы, как основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа»(Гал. 1: 11-12). Поскольку свойством догмата является Богооткровенность, догматом может почитаться только такая вероучительная истина, которая непосредственно преподана Иисусом Христом и была проповедана его апостолами. Так, мнение, высказанное каким-нибудь даже очень уважаемым отцом церкви, само по себе не может быть возведено на степень догмата веры.
3. Церковность – есть свойство догматов по способу их существования. Оно означает, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной христианской истиной веры догматический авторитет и значение. Поэтому апостол Павел называет Церковь «столпом и утверждением истины». Только Церковь, как хранительница Предания, способна к правильному истолкованию Священного Писания, и устанавливать за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры.
4. Законообязательность – это свойство характеризует отношение христианина к догматам и их содержанию. Формальная законообязательность догматов проявляется в том, что признание истинности догматов – это обязательность всех членов Церкви. Но она обусловлена их сотериологическойзаконообязательностью, т.е. догматы имеют непосредственное отношение к человеческому спасению, это фундамент.на котором строится духовная жизнь христианина.
Догматы появляются по причине возникновения ересей с целью защиты церковного учения от еретических искажений. Само значение слова, которым в эпоху Вселенских Соборов обозначали соборные вероопределения, греческое слово «Орос» (όρος) и соответствующее ему латинское «терминус» (terminus), буквально означают «граница», т. е. догматы — это те границы и пределы, которые устанавливает Церковь для человеческого разума, чтобы он, выйдя за эти границы, не уклонился от правильного богопочитания, пределы, которые отделяют истину от еретических искажений и показывают человеческому уму как он должен мыслить о Боге. Назначение: «Оросы» Вселенских Соборов не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанного гроба навек закристаллизованной и окаменелой истины. Наоборот, это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная в ее неудержимых и беспредельных поисках ответов на теоретическо-богословские и прикладные жизненно-практические вопросы» (А. Карташев); «Богословские системы… можно рассматривать в их самом непосредственном отношении с жизненной целью, достижению которой они должны… способствовать, иначе говоря, способствовать соединению с Богом» (В. Лосский).
Богословский термин – искусственно созданное понятие с совершенно точным содержанием, который позволяет четко выразить богооткровенную истину средствами человеческого языка.
Богословское мнение – это суждение по вопросам веры, которое может быть высказано или какие-то церковным органом, например собором, или каким-то отдельным богословом или группой богословов, т.е. суждение по вопросам веры, которые не имеют общецерковного признания.
Догматическая формула – это словесное выражение онтологической, вероучительной истины, так сказать языковая плоть, в которую облекается истина.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1685 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!