Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уровни синтонизма



В синто различают несколько уровней, которые определяются объектами и субъектами культа.

Династийный синто является достоянием императорской семьи. Существуют боги, к которым могут обращаться только члены семьи, и ритуалы, которые могут выполняться только членами семьи.

Культ императора (тэнноизм) — обязателен для всех японцев.

Храмовый синто - поклонение общим и локальным богам, которые есть в каждой местности и охраняют людей, проживающих под их покровительством.

Домашний синто - поклонение родовым богам.

В начале VI в. в Японии становятся известны буддизм и конфуцианство. Постепенно буддизм начинает играть значительную роль в жизни Японии, происходит взаимопроникновение буддизма и синтоизма, их взаимодополнение. Божества буддизма принимаются в синтоизме, и наоборот. Синтоизм с его коллективистским характером обслуживает потребности общины, а буддизм, носящий личностный характер, ориентируется на индивидуальность. Складывается ситуация, которая получила название ребусинто (двойной путь богов). Буддизм и синтоизм мирно сосуществуют на протяжении нескольких веков.

С конца XVIII в. усиливается культ императора и на первое место выходит синтоизм, который становится официальной государственной идеологией. На этой основе растет японский национализм, перерастающий в шовинизм, что и привело к русско-японской войне, а затем вступлению Японии во Вторую мировую войну. После Второй мировой войны в Японии был принят закон об отделении религии от государства.

  1. Символы и ритуалы синтоизма

Синто позволяет символам природы стать нашими учителями. Мышление Синто понимает и выражает природу определенным образом, делающим ее смысл не требующим доказательств. Нет необходимости в объяснении, потому что смысл постигается в ощущении власти самого символа. Эти символы толкуются также другими религиями, но их смысл всегда зависит от контекста, извлеченного из откровений или слов духовного учителя. Синто позволяет им говорить самим за себя.

Ритуалы Синто, связанные с водой, не просто очищают людей. Они могут очистить и окружающую природу. Люди моют по утрам свой «ген-кан» (место перед входом в дом), чтобы не допустить в дом несчастье. Горстки соли можно видеть перед входом в рестораны или офисы до их открытия. Соль — это мощное очищающее средство и выполняет ту же самую роль защиты. Синтоизм склонен рассматривать неудачу, несчастье как одно из самых больших препятствий на пути к счастью, и поэтому ищет способы избежать бедствий. Эти ритуалы не являются суевериями людей, боящихся зла, но — актами, направленными на буквальное и переносное, образное очищение окружающего мира.

Есть что-то освежающее в чистоте чувства, прошедшего через омовение, особенно если символика проточной воды предполагает, что все следы грехов или пороков смываются рекой и исчезают в море. Это рекомендуемый процесс, обоснованность которого подтверждена природой. Именно он делает такой ритуал как «мисоги» — ритуал очищения, выполняемый под водами водопада, — столь многозначительным.

Этот акт и воздействие воды имеют свою собственную выразительную силу, поэтому для полного понимания этот ритуал лучше всего пройти самому, что я объясню позже.

Для более эффективного очищения вода должна быть чистой, без примесей, свежей и искрящейся, что по природным показателям является надлежащим состоянием воды. Конечно, существуют искусственные водоемы, которые не могут всегда содержаться в таком состоянии. Человеческая деятельность неизбежно приводит к какого-либо рода воздействию на окружающую среду.

Хотя образы Синто могут не разрешить проблемы на этом уровне, они помогают поддерживать наши усилия по сохранению чистоты воды и воздуха как связи с природой, которая очищает и обновляет.

Синто показывает нам, как очистить и обновить всю жизнь в духе Божественного, как только мы сможем постичь характер Божественного. Идея преобразования может быть применима не только к индивидуумам, но и к обществу, к культурным традициям. Даже сама цивилизация может быть подвергнута обновлению. Преобразование также может, конечно, применяться к любой религии, которая является позитивной в своей основе и стремится к достижению процветания человечества. Религии, направленные на другие цели, вряд ли достойны этого названия. Великие западные религии откровения могут искать эти преобразующие силы, которые являются великим вкладом Синто — пути Божественного Духа. В отличие от религий откровения Синто не является идеей, ниспосланной Богом. Это просто путь, с помощью которого люди настраивают себя на зов природы и таким образом ищут Божественное.

  1. Синтоизм в современной Японии

В XIX в. установление военной диктатуры микадо привело к тому, что синтоизм был объявлен государственной религией, а буддизм подвергся запрету. Это объяснялось наличием в синтоистской религии безоговорочного одобрения любых действий, совершаемых императором. Но взаимодействие двух этих религий оказалось настолько прочным, что уже в 1889 г. в Японии был издан закон, официально провозглашавший свободу вероисповедания.

В современной Японии синтоизм продолжает играть ведущую роль в религиозной жизни страны, хотя область его распространения больше ограничивается сферой семейной жизни, нежели публичными церемониями, которые носят скорее праздничный, чем религиозный характер. Несмотря на то, что синтоизм не является единой религией, а распадается на множество отдельных течений, борьбы между ветвями синтоизма нет, поэтому каждая японская семья вольна придерживаться той версии синтоизма, к которой принадлежали ее предки, либо изменить ее в соответствии со своими собственными намерениями.

В Японии на сегодняшний день имеется около 80 тысяч синтоистских храмов и два университета синто, где готовят синтоистских священнослужителей: Кокугакуин в Токио и Кагаккан в Исэ. В храмах регулярно исполняются положенные ритуалы, проводятся праздники. Крупные праздники синто проходят очень красочно, сопровождаются, в зависимости от традиций конкретной провинции, факельными шествиями, фейерверками, костюмированными военными парадами, спортивными состязаниями. Японцы, даже не религиозные или относящиеся к другим конфессиям, массово принимают участие в этих праздниках.kgl]

Рекомендуемая литература:

История древней Японии: А. Н. Мещеряков, М. В. Грачев — Санкт-Петербург, Наталис, 2010 г.- 544 с.

Образы Японии. Очерки и заметки: Н. С. Николаева — Москва, Восточная литература, 2009 г.- 224 с.

Религия в истории Японии: Дж. М. Китагава — Санкт-Петербург, Наука, 2005 г.- 592 с.

Синтоизм от А до Я: — Санкт-Петербург, АСТ, Восток-Запад, 2007 г.- 320 с.

Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе / Japan in the Asia-Pacific Region: — Санкт-Петербург, Восточная литература, 2009 г.- 256 с.

Японский язык для продолжающих. Часть 1: Е. Ю. Бессонова, Т. И. Корчагина, А. В. Кудряшова, Л. Т. Нечаева — Москва, Московский Лицей, 2009 г.- 192 с.

[gl] Тема № 6. Иудаизм [:]

Цель:

Структура лекции:

1. Происхождение и догматика иудаизма

2. Иудаистская обрядовость

3. «Тора» – главный документ иудаизма

4. «Талмуд» – Священное Предание иудаизма

5. Основные направления иудаизма

Содержание лекции:





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 905 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...