Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство традиционного Китая: общая характеристика




период с III – XIX вв. Пора духовного и культурного подъема, расцвет искусства. В это время искусство прошло ряд исторических этапов: ранний период (IV – VI), период рассвета (VII – XIII), поздний период (XIV – середина тXIX).


220 — 264 Династия Вэй, Эпоха Троецарствия

265 — 420 Династия Цзинь (Западная Цзинь: 265—316, Восточная Цзинь: 317—420)

420 — 479 Династия Южная Сун

479 — 501 Династия Ци

502 — 556 Династия Лян

557 — 588 Династия Чэнь

581 — 618 Династия Суй

618 — 917 Династия Тан

907 — 959 Эпоха пяти династий

960 — 1279 Династия Сун

1280 — 1368 Династия Юань (монгольская)

1368 — 1644 Династия Мин

1644 — 1911 Династия Цин (маньчжурская)

Эпоха Троецарствия. Главной формой стали так называемые военные дворы (в царстве Вэй, по некоторым данным, они составляли до 80 % податного населения) и военные поселения. Династия Вэй. Обширное строительство городов, урбанизация. Изобретение фарфора, пороха, книгопечатания, развитие калиграфики. Идет зарождение буддизма в китае. Зарождение китайского театра.

В IV – VI началось строительство монастырей, высеченных в скалах, наземных деревянных храмов и пагод башен (многоярусные башни, используемые как храмы, пагода как тип сооружения восходит к индийскому зодчеству) в честь буддийских святых. В буддийских монастырях пагоды служили хранилищами реликвий, статуй, канонических книг. Многие пагоды достигают высоту 50 м и широких размеров. В них воплощен дух конфуцианской мудрости. Так же, это считалось надежной защитой от злых духов. “Железная пагода” близ Кайфына, Белая пагода в Пекине,
Большая и малая пагоды диких гусей в Сиане.


Период Тан и Сун (VII – XIII). На этот период приходится рассвет китайского искусства.
Высокого уровня достигли строительство храмов и дворцов. Монументальную архитектуру отличали ясная гармония, праздничность и спокойное величие форм.

Стильизысканной простоты. Лаконичный стиль, но дорогие материалы. Формируется полноценная городская культура. Китайский павильон. Синие и золотые краски.

В 629 году в Китае впервые был получен Фарфор. Изобретение магнитного устройства, которое могло определять стороны света в темноте.

Живопись тогда завоевала ведущее место среди других видов искусств. Была двух вариантов: либо по шелку, либо по бумаге. После завершения картина наклеивалась на плотный лист бумаги и в виде свитка помещалась в ларец, откуда ее доставали, чтобы насладиться изображенным единством природы и человека. В ней сформировались специфические жанры: парадный портрет, анималистический жанр, “цветы – птицы”(так же еще в нем изображались насекомые), бытовой жанр (люди и предметы), живопись бамбука - тесно связана с каллиграфией, наблюдается единства технических и эстетических принципов.
Самостоятельное значение имел пейзажный жанр (горы – воды) неразрывно связанный с поэзией и каллиграфией. В Тан и Сун центром развития живописи был дворец императора, главной темой дворцовых фресок была доблесть древних правителей.

Чжоу Фан, Янь Либень и Чжан Цзэтуань - самые известные художники-портретисты того времени.

Хуан Циань - один из основоположников жанра «цветы и птицы»

Вэнь Тун - основоположник живописи бамбука

Ли сысюнь - основоположник «горы и воды»

Лэн Му - основоположник анималистического жанра

Наиболее известными пейзажистами были Ли Сысюня “Дворцы среди зеленых гор”, Ли Чжаодао "Путешествие Минхуана в Шу" и Ван Вэй (одновременно музыкант, поэт и художник) “Река под снегом”, “Портрет Фу Шэна из Цзинаня”(так же работал в жанре партрет). Мастер в жанре “цветы-птицы” Цуй Бо "Бамбук и цапля". И Юаньцзи “Обезьяна и кошки”, известный анималист и мастер рисования обезьян.

Сюжетами были образы буддийского рая и сцены пиршеств, игр, прогулок знатных красавиц, поэтических собраний.

К периоду Тан канонизировались формы вертикальных и горизонтальных свитков: горизонтальные - служил своеобразной живописной книгой, не имеющей начала и конца, художник мог вместить целый поток зрительных впечатлений. Вертикальные - рассчитаны на эмоциональное восприятие, позволяя живописцу передать большое пространство, показать природу не в частных проявлениях, а в единстве.

Китайская живопись основана на соотношении нежных минеральных красок, но с VIII стали применяться водяные краски и черная тушь, серебристо-серые нюансы которые придавали ощущение целостности мира. Тогда сложились разные манеры письма: тщательная(фиксирующая все детали), незавершенная (позволяющая зрителю додумать, то что не изобразил живописец), монументальные пейзажи (отличались проработкой деталей и богатой цветовой гаммой).

Скульптура. Сильное влияние оказал буддизм с богатейшей иконографической школой. Образы буддийских божеств “Бодхисатва. Позолоченная бронза”, а в портретной пластике стремление к передаче внутреннего единства человека и природы(традиционным образом был монах-отшельник, углубленный в созерцание пейзажа и отрекшийся от суеты жизни), мелкая пластика – отвечала декоративным задачам, погребальная пластика - вереницы каменных фигур воинов, конюхов с лошадьми, зверей-охранителей(например, случайно обнаруженное крестьянами захоронение глиняной армии, тысячи воинов, где все отличались, были выполнены из серой обожженной глины в полный рост, раскрашены рядом с императором Цинь Ши-хуанди - инициатором строительства Великой китайской стены, правильное название Терракотовая армия, оно не единственное захоронение в Китае. В эпоху Мин на высоком уровне стоит художественное развитие ремесла: литье из бронзы сосудов и скульптур, инкрустация их золотом, серебром, камнем, резьба по нефриту и лаку, расширяется производство фарфора и шелковых тканей.

Архитектура. В XV – XVIII вв. стала занимать лидирующее положение среди искусств. Заканчивается строительство Великой Китайской стены начатой в 3 в. До н.э. Возведение крупных городов Пекин и Нанкин. Старый Пекин разделялся на 2 части Внутренний – где обитали приближенные императора, Внешний - ремесленники и прочая беднота. За особой крепостной стеной Внутреннего города был воздвигнут Запретный город - где жил император, члены императорской фамилии, чиновники и наложницы, его стены были окрашены в пурпурный за это его иногда называли Пурпурным. Стены были шириной более 10 м. Императорский дворцовый ансамбль разделялся на несколько частей: центральную парадную(состоящую из площадей и залов для приемов) и боковые – отделенные коридорами. В интерьерах дворцовых зданий имелось множество изображений драконов(дракон – символ императорской власти). На южной окраине Пекина располагался Храм Неба, в Китае больше значение придавалось жертвоприношению и поклонению Небу и Земле, как носителям урожая, и только императоры могли совершать жертвоприношения как “сыновья Неба”. Два раза в год император отправлялся в Храм Неба на богослужение. Храм Неба – это комплекс сооружений дворцов, храмов и парков, раскинувшийся на огромной территории, ансамбль храм был обнесен двумя рядами глухих стен. Главными сооружениями были храм Молений об урожае(в нем не было ни алтаря ни статуй характерных для буддистких храмов, приходящий с мольбами был призван обращаться к Небу), храм Небесного Свода(особенностью является, то что из-за особой укладки кирпичей человек слышит слова произнесенные на любом расстоянии) и Алтарь Неба(представляет собой круглую ступенчатую трехъярусную пирамиду из белого мрамора. Украшен рельефными изображениями драконов и фениксов).

Художественная культура Китая конца XVIII – XIX вв. была излишне перегружена декоративной орнаментацией, росписями и резьбой. В архитектуре и других видах искусства все нарастала тяга к пышности, вычурности и причудливости форм, что означало конец величественному искусству Китая. Но появлялись интересные деятели искусства.
Художник Ци Байши, соединил традиционные приемы и экспериментальные поиски.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 928 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...