Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальные общности



Возраст (биологически мы проходим стадии детства, юности, зрелости и старости – условие для идентификации с и противопоставления (отцы и дети) другим соц. общностям. Возрасты людей становятся поколениями связываясь с определенными историческими событиями (60-в, послевоенное). в социуме есть привилегированные возраст – в стабильном – отцы» наверху, дети внизу, и подчиненный возраст со спец правами (молодежь с большей соц. активностью и для ограничения – армия, война, образование, религия, тюрьма). В переходные эпохи – дети наверху, а старики внизу (война со свиньями) – тенденция новоевропейской цивилизации – инфантилизация современного общества. Возраст – важный ориентир для идентификации и конституирует специфические соц. общности – молодежь, зрелое поколение, старики.

Гендер (половая идентификация). Дифференциация полов – важная роль в развитии и функционировании общества (размножение обеспечивается) – коренится в его природных социо-онтологических основах. Разделение общностей на мужчин и женщин не столько биологическое сколько социальное, биологическое - предлог для соц. дифференциации. Идентификация с возрастом – менее жесткая, чем с гендером – пожизненно часто. Базовую модель объединяющих сил в обществе, модель солидарности в новоевропейской цивилизации – задает половая любовь в различных модификациях, любовь раскрывает идею отношений, благодаря любви можем выйти за пределы своего Я. Иерархия гендера – привилегированный пол – м – (встраивает свои объединенияв господствующие внегендерные объединения) и подчиненнный ж (создают объединения - женские движения – амазонки, ведьмы, феминизм) – когда половые знаки приобретают соц смыслы превращая пол в абстракцию гендер. маргиналы (половая дифференциация континуальна – женоподобные м и наоборот и секс менбьшинства. – унисекс.

Семья (единство возратсной и гендерной дифференциации – производство – людей, вещей (материальное производство), идей (духовное производство) – производство человека – потребление матер и дух благ а произв-во благ-потребеление человека.

Семья – универсальный социальный институт, ячейка общества, основанная на супружеском и кровном родстве, это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, это форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, соц. порядок организующий людей живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Брак - основа семьи – отношения между супругами и отношения супругов с государством по поводу их взаимодействия как разных\одинаковых полов с целью воспроизводства жизни\иное. важны биологический и социокультурный фактор.

Виды семьирасширенная (включает родителей и детей и более дальних родственников живущих вместе), ядерная семья – состоит из мужчины и женщины и их детей. В индивидуалистском обществе наблюдается кризис брака, супружества, а не семьи, хотя формы и меняются, но здесь семья – крепость, опираясь на которую индивид противостоит миру, а в коллективистском (Платон, Маркс) – враждебность к семье – устранение семьи из системы экономических отношений путем ограничения ей принадлежащего имущества, сужения ее прав наследования, прозрачность семейных отношений для коллектива: вмешательство в семейные конфликты, осуждение сожительства и свободного союза, снижение интенсивности общения в семье путем переключения энергии ее членов на задачи представляющиеся более соц. важными и др. Между индивидуалисткой и коллективистской тенденциями существуют промежуточные формы.

Первобытные люди не знали семьи – период неупорядоченных половых отношений. Следующая более высокая форма брака – групповой брак (эндогамный род) – мужчины одного рода\группы имели брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы, была раздельная форма брачного поселения. Запрет половых отношений внутри рода на период охоты (агамия) способствовал переходу к экзогамному роду – запрет браков между людьми принадлежащими к одной родственной группе. Каждый из супругов жил и воспитывал детей в своем родовом коллективе.

С разложением архаического общества формируется парный брак: муж и жена принадлежат к разным родам, не имеют своего имущества, дети связаны с родовой общиной матери, происхождение и родство ведется по женской линии (матриархат). Его сменяет патриархальный брак (семья), в котором преобладающую роль играет мужчина, счет родства по отцовской линии, жена селится в общине мужа.. Парный брак через патриархальные обычаи перерастает в моногамию – одновременное брачное сожительство одного мужчины с одной женщиной и родителями теперь называются лишь кровные родители. Т.о. история ограничения половых связей достигает своего предела. На основе патриархальной моногамной семьи формируется частная собственность. Преобладает подчиненное положение женщины в семье и в обществе.

Типы семей. В Античности семья была возможна только для свободных (раб – говорящее орудие, воспроизводит себя в труде, а не в детях, он не может накоплять и наследовать). Рабовладельческий брак – предстает как купля раба и не нуждается в регистрации. В Средневековье обращаются к эксплуатации воспроизводительной функции раба – рабовладельцы способствуют созданию семей рабов, т.к. т.о. увеличивается количество рабочих рук и обеспечивается рост производства – это привело к росту барского хозяйства и отработочной ренте.

В буржуазном обществе в условиях машинного производства натуральное хозяйство распадается, поэтому семья сохраняет только часть своей материально-хозяйственной функции, а в условиях формирования института всеобщего образования уменьшается и воспитательная функция семьи. Буржуазный брак – это договор, правовая сделка регистрируемая государством для гарантии имущественных прав детей и супругов. Брак десакрализуется (церковь не обязательна).

В современном мире разнообразие типов семей – от американского типа студенческой семьи до бедной африканской семьи. Но все они выполняют следующие соц. функции: 1) воспроизводство людей 2) материально-хозяйственную 3) воспитательную 4) духовно-компенсаторную. В развитых странах на первый план выходят третья и четвертая функции, поэтому моногамную семью это возвращает к формам близким парному браку.

Тенденция развития семьи в новоевропейской цивилизации (особенно городской семьи) такова что материально-хозяйственная функция семьи ослабевает, переходя в сферу публичного как и положение женщины освобожденной от домашнего труда, позволяет активно включаться в сферу публичного (общественного производства) и ее подчиненное положение смещается в сторону равенства прав мужчины и женщины. Но этому способствует и другая тенденция – дезорганизация и кризис семьи, проявляющаяся в росте разводов, детей рожденных вне зарегистрированного брака, отсюда росте преступности, проституции, видах детской и юношеской зависимости (от пьянства и наркомании до компьютерной и игровой зависимостей), экстремистских движений.

Социальные классы, профессии. Учения о существовании классов в обществе, их борьбы между собой и их экономическую анатомию были изложены историками и экономистами задолго до Маркса. Новизна идеи Маркса в том, что он существование классов связал с определенными историческими фазами развития производства, выяснив, что классы как явление существовали не всегда, т.е. что было и предположительно будут и бесклассовые общества. Феномен классов связан со экономическими способами производства, которые основаны на частной собственности. Возникновение классов обусловлено определенным уровнем развития производственных сил и характером соответствующих им производственных отношений. Общественное разделение труда (не технологическое складывающееся в процессе производства, а с сфере товарного обмена) и закрепление определенных видов деятельности за большими соц. группами – в основе образования классов. Частная собственность разделяет людей по отношению к средствам производства и присвоению результатов труда и владелец средств производства имеет реальные возможности эксплуатировать тех кто их лишен.

Вопросы для самопроверки по теме

1. В чем отличие социальной философии от социологии?

2. Какие виды социального детерминизма Вы знаете?

3. Перечислите основные модели социальной реальности.

4. Сравните формационный и цивилизационный подходы к истории.

5. Охарактеризуйте различные социальные общности.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 238 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...