Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема сознания



Сознание – одно из важнейших понятий философии, психологии и социологии. Мы лучше уясним, что оно собой представляет, если будем понимать сознание прежде всего не как объект, но как особый род деятельности человека. Когда мы говорим, что сознаём окружающий нас мир, то подразумеваем наше ощущение, восприятие и размышление о мире. Все эти процессы относятся к психике человека, поэтому сознание часто определяют как высший род психической активности. Таким образом, сознание есть особое отношение человека к действительности, бытию. Однако мы можем делать предметом нашей мысли не только внешний мир, но и то, как мы этот мир сознаём, то есть само сознание. В этом случае оно выступает как некий объект исследования.

За этим простым различением внешних и внутренних объектов скрываются серьёзные проблемы. Когда мы зрительно воспринимаем какой-нибудь предмет или когда думаем о нём, то при этом считаем само собой разумеющимся, что такой объект существует вне нашего сознания и независимо от него; иногда такое существование считается даже отличительным признаком материального мира. Если я вижу перед собой дерево, то могу, конечно, закрыть глаза или отвернуться, но дерево от этого не перестанет существовать. К совсем иному роду существования относятся «внутренние» объекты, то есть сами наши восприятия и мысли. Я могу, например, представить себе как выглядели древние Афины, хотя никогда не видел этот город, я могу вызвать в себе какое-то воспоминание о прошлом или думать о будущем – во всех этих случаях моя мысль не зависит от какого-то действительно существующего объекта, а вызвана моим произволом. Я могу даже представить себе то, что никогда не существовало, к примеру, кентавра или циклопа.

Получается, что все эти объекты существуют как бы внутри моего сознания и подчинены иным законам, нежели законы материального мира. Среди последних есть, скажем, такой, согласно которому причина всегда предшествует во времени следствию: вначале камень должен упасть в воду, и лишь затем по ней пойдут круги волн. Но в своём сознании я легко могу вызвать обратную картину и представить вначале эти круги, а уж затем падение камня. Это, однако, не означает, что внутренний мир сознания хаотичен, случаен и не подчинён никаким законам, более верным будет признать, что эти законы иного рода и, следовательно, сознание нельзя рассматривать как физический объект. Но тогда что оно собой представляет, какова его природа? Попытки ответить на этот вопрос в такой его постановке привели к появлению в 20 в. науки о чистом сознании, феноменологии, основателем которой был Э. Гуссерль.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 193 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...