Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Трактатам Ришелье



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Абсолютная монархия является особой формой государственной власти, характерной для позднего Средневековья, поскольку упадок прежней сословной системы и развитие раннекапиталистических форм экономики привели к трансформации прежней формы государственности. С другой стороны, абсолютизм не был универсальной государственной системой, получив развитие только в ряде европейских стран (Англия, Франция, Испания). Часть средневековых монархий приобрела тенденцию к т.н. «локальному абсолютизму», когда полнота потестарных функций сосредотачивалась в рамках отдельного сеньориального владения, а не целого государства (Германия, Италия). На обсуждение практической части курса представлен французский вариант абсолютной монархии, для чего существует несколько причин. Во-первых. Франция демонстрирует классическую (одну из самых устойчивых) модель развития государства, его эволюции от одной формы к другой (не стал исключением и абсолютизм, просуществовавший около 3 веков). Во-вторых, данная тема полноценно снабжена программными документами (таковыми являются, в первую очередь, «Политическое завещание» Ришелье и кодекс эдиктов, указов и распоряжений французской короны данной эпохи). Цель занятия – проследить формирование и расцвет абсолютной монархии во Франции, выявив при этом предпосылки и особенности этого явления).

При подготовке к занятию следует учитывать, что оно предполагает широкую ретроспективу событий истории Франции после Столетней войны: от правления Франциска I до Генриха IV. Поэтому в первую очередь необходимо прочесть соответствующие разделы «Истории Франции», затем статьи Л.А Пименовой и А.Д.Люблинской об особенностях развития французского дворянства и крестьянства. Знание исторического фона развития французского абсолютизма позволит выполнить практическое задание №1. Особое внимание следует уделить процессу роста потестарных функций королевской власти с конца XV в., проследить серию реформ, предпринятых для этого французской монархией, а также угасание полномочий Генеральных Штатов. Особенности развития абсолютизма на этом этапе необходимо уяснить и из исследований С.Д. Сказкина и Н.И.Кареева.

Реформы Генриха IV являются важной вехой в истории Франции XVI в. Особенно тщательно следует изучить события религиозных войн и их итоговый документ – Нантский эдикт (определить его цель и те методы, которыми она достигается). Также необходимо установить связь между политикой Генриха IV и Ришелье, определить степень ее преемственности и расхождений. Для этого в первую очередь следует ознакомиться с исследованиями об эпохе кардинала (А.. Люблинская, А.Р. Андреев, П.П. Черкасов), книга для чтения «Средневековая Европа глазами современников и историков» и статья Л.Л. Альбиной дадут представление об оценке деятельности Ришелье отечественными и зарубежными исследователями. Затем следует приступать к изучению документов: каждому пункту реформ соответствует тот или иной источник – необходимо выявить, какой именно и внести его содержание с соответствующими комментариями в таблицу (практическое задание №2). Например, административная реформа («Поручение, данное интенданту юстиции и финансов Вилльмонте»), «дворянский вопрос» («эдикт против дуэлей») и т.д.

Проблемные вопросы:

1.Какие особенности французского абсолютизма спровоцировали процесс централизации и итоги Столетней войны?

Почему религиозные войны стали серьезным испытанием монархии на прочность? Обосновать ответ.

Почему Ришелье столь настойчиво и самыми разнообразными способами преследовал право дворян на дуэль (особенно с участием секундантов)? Обосновать ответ.

Как изменилась роль Парламента в государственной системе Франции XVI в.? Почему? Обосновать ответ.

Как в «Политическом завещании» оформлена позиция государства по отношению к дворянству, духовенству и различным слоям третьего сословия? Почему?

Какому из сословий в «Политическом завещании» отдано правовое и финансовое предпочтение? Почему? Обосновать ответ.

Возможно ли, по тексту «Политического завещания», утверждать принцип классовой природы французского абсолютизма? Обосновать ответ.

Почему Ришелье отменил Нантский эдикт? Обосновать ответ.

Почему характерной чертой абсолютизма является рост бюрократии? Обосновать ответ.

Возможно ли полагать абсолютизм Ришелье «просвещенным»? обосновать ответ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Характеристика источников:

«Опыты» М. Монтеня;

«Политическое завещание» Ришелье;

эдикты, поручения, декларации королевской власти..

Особенности социально-экономического и политического развития Франции в конце XV-XVI вв.: от Франциска I Валуа до Генриха IV Бурбона:

статус французского крестьянства и феодального землевладения;

рождение французской буржуазии (эволюция цехового и мануфактурного производства, становление купеческого капитала);

укрепление потестарных функций монархии после Столетней войны (армия, судопроизводство, налоговая система).

Реформы Генриха IV Бурбона.

Франция в эпоху кардинала Ришелье:

личность кардинала Ришелье;

централизация государственного управления в период правления Ришелье;

экономическая, социальная и культурная политика Ришелье;

теоретическое обоснование абсолютизма в трактатах Ришелье.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Составьте карту Франции эпохи Генриха IV и кардинала Ришелье, нанеся на нее решения Нантского эдикта, основные экономические районы, центры религиозного и феодального сепаратизма.

Проследите замысел реформ Ришелье в виде следующей таблицы:

Таблица №10

Административная реформа Политика протекционизма и меркантелизма «Дворянский вопрос» Борьба с гугенотами Судебная реформа Культурная политика
           

ИСТОЧНИКИ:

Внутренняя политика французского абсолютизма. 1633-1649 гг. / Под. ред. А.Д.Люблинской. -М-Л., 1966.

Документы по истории Франции середины XVI в. / Под ред. А.Д.Люблинской//СВ. -М., 1958. Вып.12.

Королевская декларация о снесении замков (1626 г.) - Практикум по истории средних веков / Сост. М.Л. Абрамсон и др.: В 2 ч. – Ч.2. - М., 1988. С.158-159.

Нантский эдикт – Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н П. Грацианского и С.Д. Сказкина: В 3 т. – Т.3. – М., 1950 С.172-175.

Поручение, данное интенданту юстиции и финансов Вилльмонте (1637 г.). - Практикум по истории средних веков / Сост. М.Л. Абрамсон и др.: В 2 ч. – Ч.2. - М., 1988. С.161.

Ришелье. Политическое завещание – Там же. С.162-171.

Ришелье. Политическое завещание. - Андреев А.Р. Гений Франции, или жизнь кардинала Ришелье. -М., 1999. С.152-164.

Усмирение гугенотов (1629 г.) - Практикум по истории средних веков / Сост. М.Л. Абрамсон и др.: В 2 ч. – Ч.2. - М., 1988. С.159.

Эдикт, запрещающий Парламенту вмешиваться в государственные дела и администрацию (1641 г.). – Там же. С.160-161.

Эдикт против дуэлей (1626 г.) - Там же. С. 156-158.

ЛИТЕРАТУРА:

Альбина Л.Л. «Политическое завещание» Ришелье: споры о подлинности // Новая и новейшая история. 1982. №1.

Андреев А.Р. Гений Франции, или жизнь кардинала Ришелье. -М., 1999.

История Франции /. Под ред. А.З.Манфреда: В 3 т. - Т.1. -М.. 1986.

Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков. -СПб., 1908.

Люблинская А.Д. К вопросу о классовой природе французского абсолютизма (конец XV - середина XVII в.)//Новая и новейшая история. 1979. №4.

Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630-1640 гг. -Л., 1982.

Люблинская А.Д. Французское крестьянство в XVI-XVIII вв. – История крестьянства в Европе: В 3 т. – Т.3. Крестьянство Европы в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. – М., 1986.

Пименова Л.А. Дворянство Франции в XVI-XVII вв. - Европейское дворянство XV-XVII вв.: границы сословия. -М., 1997. С.50-80.

Сказкин С.Д. Проблемы абсолютизма в Западной Европе. (Время и условия его возникновения). - Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. -М., 1973.

Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения / Отв. ред. А.Л. Ястребицкая: В 5 ч. – Ч.V. Человек в меняющемся мире. – М., 1995. Раздел I.

Черкасов П.П. Кардинал Ришелье. -М., 1990.

ТЕМА 12. РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Явление Реформации – одно из глобальных и наиболее сложных событий позднего Средневековья, охватившее почти всю Западную Европу. Настоящее занятие призвано изучить начальный этап реформационного движения в лице его основателя – Мартина Лютера и его оппонента Томаса Мюнцера, определившего радикальное направление Реформации. Некоторую сложность при подготовке к занятию вызовет чтение трактатов, воззваний, писем и прочего наследия основателей Реформации. Для максимального удобства конспектирования предложено практическое задание №1, которое позволит сгруппировать содержание источников и выделить из него основные положения учения.

Специальная литература также представлена широким спектром исследований: труд немецкого позитивиста Ф. фон Бецольда, статья Ф. Энгельса и основанные на ее положениях исследования советских медиевистов М.М. Смирина, Ю.А.Голубкина, Э.Ю. Соловьева, А.Н. Чистозвонова, А.Э. Штекли, а также новейшие изыскания отечественной и зарубежной историографии в работах Г.Фауселя и уже знакомом издании «Средневековая Европа глазами современников и историков». Данные исследования лучше всего изучать именно в вышеизложенном порядке, что позволит понять сущность Реформации более системно, с учетом различных точек зрения, существующих в историографии.

Особый вопрос – предпосылки Реформации, условия, приведшие Германию к необходимости переосмысления основ Римской Католической Церкви. Необходимо задаться вопросом об исторической неизбежности Реформации, о ее предтечах, о связи реформационных идей с немецким гуманизмом (в частности, с деятельностью т.н. «Эрфуртского кружка» и Эразма Роттердамского).

Вопросы для обсуждения структурированы таким образом, что разделяют Реформацию М.Лютера как умеренный ее вариант от радикальной Реформации Т. Мюнцера. Это позволяет, с одной стороны, изучить каждое из направлений отдельно, а затем – сравнить их между собой. Особенно пристальное внимание следует уделить учению М. Лютера, его догматической, обрядовой, социальной и политической сторонам, дабы понять, чем протестантизм отличается от католичества. Учение Т. Мюнцера – это одна из первых попыток переосмысления лютеровской концепции вплоть до ее неприятия. Необходимо выяснить пункты расхождений во взглядах отца Реформации и отрешившегося от него ученика, а также пункты сходства в их воззрениях. Особенный вопрос – практическая реализация Реформации в Германии и отношение к этому процессу обоих лидеров. Одной из форм такой реализации стала крестьянская война в Германии 1524-1525 гг., событиям которой будет посвящено следующее занятие. Настоящей же задачей является выяснение позиций М. Лютера и Т. Мюнцера по отношению к войне и объяснение их крайнего противостояния.

Проблемные вопросы:

Почему родиной Реформации стала именно Германия начала XVI в.? Обосновать ответ.

Какова связь гуманизма и Реформации, можно ли полагать их единым историческим явлением? Обосновать ответ.

Почему Римская Католическая Церковь отвергла учение М. Лютера, а не переосмыслила его в виде внутренних реформ? Обосновать ответ.

Почему «95 тезисов» М. Лютера были позднее им дополнены, каковы были эти дополнения? Обосновать ответ.

Почему из всех церковных таинств М. Лютер предложил оставить именно крещение и евхаристию? Обосновать ответ.

Означали ли постулаты М. Лютера о всеобщем священстве о и спасении верой отказ от христианской общины? Обосновать ответ.

Можно ли полагать Т. Мюнцера стихийным атеистом? Обосновать ответ.

В чем, по Т.Мюнцеру, заключается «ложность» учения М. Лютера? Обосновать ответ.

Какое из учений (М. Лютера или Т. Мюнцера) нашло больше приверженцев, из каких социальных слоев они происходили? Почему? Обосновать ответ.

В какой форме радикально-плебейский вариант Реформации получил свое дальнейшее развитие? Обосновать ответ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Характеристика источников:

произведения У. фон Гуттена и гуманистов «Эрфуртской школы»;

«95 тезисов» М. Лютера;

«О рабстве воли» М. Лютера;

письма и воззвания М. Лютера;

«Пражское воззвание» Т. Мюнцера;

письма и воззвания Т. Мюнцера.

Предпосылки Реформации Римской Католической Церкви.

Основные идеи Реформации Мартина Лютера (умеренный вариант Реформации):

личность М. Лютера;

оправдание верой;

“каждый человек - сам себе священник” (тезис о всеобщем священстве);

единственный источник веры - Священное Писание.

Позиция М.Лютера в событиях Великой Крестьянской войны в Германии 1525 г.

Реформация Томаса Мюнцера (радикально-плебейский вариант Реформации):

личность Т. Мюнцера;

учение о Боге и Духе;

учение об «испытанных в вере»;

«ложная вера» Лютера.

Идеи Т.Мюнцера - идеологическая подоплека Крестьянской войны.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

По содержанию трудов М. Лютера и Т. Мюнцера составьте сравнительную таблицу их учений:

Таблица №11

  Учение о Боге Учение о Церкви Учение о человеке Отношение к светским властям Социальная ориентация
М. Лютер          
Т. Мюнцер          

ИСТОЧНИКИ:

Аугсбургский религиозный мир (1555 г.) - Практикум по истории средних веков / Сост. М.Л. Абрамсон и др.: В 2 ч. – Ч.2. - М., 1988. С.120.

Булла папы Льва Х, сожжение М. Лютером папской буллы. – Там же. С.107-109.

Гуттен У. фон. Диалоги. Публицистика. Письма. -М., 1959.

Лютер М. «95 тезисов». - Практикум по истории средних веков / Сост. М.Л. Абрамсон и др.: В 2 ч. - Ч.2. - М., 1988. С.103-104.

Лютер М. Избранные произведения. – Там же. С.101-102, 109-110, 112-115, 118-119.

Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526 гг. – Харьков, 1994.

Лютер М. Избранные произведения. – СПб., 1994.

Мюнцер Т. Пражское воззвание. Письма.//СВ. -М., 1989. Вып.52.

Письма, послания и воззвания М.Лютера и Т.Мюнцера. - Практикум по истории средних веков / Сост. М.Л. Абрамсон и др.: В 2 ч. - Ч.2. - М., 1988. С.101-102, 104-107, 108,112, 115-117, 124-126, 128-129.

ЛИТЕРАТУРА:

Бецольд Ф. фон. История реформации в Германии: В 2 т.. – СПб., 1900.

Володарский В.М. Социально-политические взгляды Ульриха фон Гуттена//СВ. -М., 1963. Вып.26.

Голубкин Ю.А. Эволюция представлений Мартина Лютера о светской власти и ее роли в Реформации (1517-1525 гг.) - Ежегодник исследований по германской истории. -М., 1978, 1979.

Смирин М.М. Народная Реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. - М., 1955.

Смирин М.М. Передовые идеи народной Реформации//СВ. -М., 1975. Вып.39.

Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. -М., 1978.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик Мартин Лютер и его время. -М., 1984.

Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения / Отв. ред. А.Л. Ястребицкая: В 5 ч. – Ч.IV. От Средневековья к Новому времени. Новый человек. – М., 1995. Раздел V-VII.

Фаусель Г. Мартин Лютер, жизнь и дело: В 2 т. – М., 1995-1996.

Чистозвонов А.Н. Реформация как фактор германской истории XVI в.//СВ. -М., 1985. Вып. 48.

Штекли А.Э. Томас Мюнцер. -М., 1961.

ТЕМА 13. ХАРАКТЕР И ПРОГРАММЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 508 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...