Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эллинистическая культура



Эпоха эллинизма (323-27 до н. э.)- распространение греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет. государство Селевкидов, Пергамское царство Бактрия, Понтийское царство и др.).

Наука:В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (ок. 287-212 до н. э.): понятие бесконечно большого числа, гидравлический закон, основоположник теоретической механики, π и т. д. Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365-300 до н. э.) создал элементарную геометрию, Эратостофен (ок. 320 -250 до н. э.) достаточно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (ок. 320-250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190 - 125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (1 в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины.

Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. Древнегреческие ученые Герофил (рубеж IV-m вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300-240 до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. В области ботаники следует отметить труды ученика Аристотеля - Феофрата (Теофраст) (372-288 до н. э.). В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.

Систематизация и хранение накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птоломеев был создан Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых.

Литература: Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане - эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Родосский (Ill в. до н. э.), Каллимах (ок. 300 - ок. 240 до н. э.).

Своеобразной реакцией на жизнь городов стал особый вид поэзии - идиллия. Идиллии поэта Феокрита (ок. 310 - ок. 250 до н. э.) стали образцами л.1я более поздней буколической, или пастушечьей, поэзии.

В эпоху эллинизма продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/341 - 293/290 до н. э.). Широкое распространение получают короткие драматические сценки из жизни обычных горожан – мимы.

Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля. Едва ли не единственным исключением является Полибий (ок. 200-120до н. э.), стремившийся продолжить традицию Фукидида и первым попытавшийся написать целостную всемирную историю.

Философия:Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм (от греч. eklektikos - выбирающий), первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективистской морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы - эпикурейство и стоицизм.

Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта - религиозный уклон.

В религию эпоха эллинизма привнесла ряд новых явлений. Прежде всего, это культ монарха, выросший на почве обожествления личности царя, характерного для многих древневосточных обществ. Греко-македонские монархии сделали этот культ общим. Царствующие монархи, их жены признавались богами, в их честь строились храмы, им воздавались почести, как богам. Другая характерная черта эллинистической религии - культ судьбы, судьба приобретает вид случая, удачи.

Архитектура:В эллинистическую эпоху возникает множество новых городов, строительство которых, а также перепланировка старых осуществляются по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся бу-левтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (в эллинистическую эпоху это уже школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т. д. В столицах эллинистических государств возводятся дворцовые постройки. В этот период широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях. Стены зданий часто украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи.

В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Даниил ветров в Афинах.

Живопись: Одним из величайших художников античности считали Апеллеса (2-я пол. IV в. до н. э.), который одно время был придворным художником Александра Македонского. Он в совершенстве использовал эффекты светотени и графическую перспективу, его изображения людей отличались особым изяществом'.

Произведения Апеллеса, как и других греческих художников, не сохранились, а известны по свидетельствам античных авторов.

В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н. э. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени - динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы - в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В этот период были созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры «Афродчта Мелосская», «Ним Самофракийская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», скульптурный портрет Демосфена. Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс - бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.

Городская застройка и архитектура

Появл царские дворцы,усыпальницы,библиотеки,специфич сооруж(Фаросский маяк). АлМак исп градостроит идеи Арист,при возведении городов учит климат и экологич факторы; регулярная планировка частей и кварталов города. Функциональная расчлененность центра на обществ и деловую, места тогр отдельно,ближе к портам

Искусство

Развив монумент скульптура для гор сооруж,храмов,площадей. Миф сюж, грандиозность, эффектность. Портреты царей,мыслит,поэтов. Изображ реальн людей,псих реализм,со всеми недост и положит чертами. Культ центры – Александрия,Родос,Аф на 2ом плане

Литература

Утонченная,лишенная связи с повседневн жизнью,напр на удовлетвор вкусов привилег слоев

Греч наука

Библиотека в александрии,700тыс рукописных экземпляров

Спец наун учрежд мусейон,работали ученые,сост на царской службе,множ открыт в обл точн наук,филологич исслед,словари,уст правила письм речи,создана научн грамматика

Религия и религ празднества

Все предметы и явл прир – члены стройной и идеальн сист,своего рода ideal полиса. Божества занимали высш место,бессмертные,могучие и совершенные(так же ествестве,как то что разум чела ставит его выше жив). Не было места злу,оно воспр как недостаток добра,некое отступл в силу тех или иных обстоят.Обоготворение прир. Боги испыт чел чувства и пережив,страдают,над миром олимп богов царит судьба(обобщение всего непонятного,необъяснимого,неотвратимого)

Нет опр грани между миром богов и людей,промежут звено – герои,полубоги от связи богов и земных женщин.Богам и героям строились храмы,приносились жертвы,были оракулы(наиб известн дельфийский при храме апполона)

При некот храмах орг игры в честь богов.Наиб попул игры в честь Зевса,раз в 4 года,олимпиада(с 776)на ее время прерывались воен действ. Победит награда в виде венка из лавровых листьев,честь его полису. Объедин нач,культ сближение





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 319 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...