Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Часть 2. Алан Гринспен и джордж буш выпустили джинна



После краха финансового пузыря надо было стимулировать экономический рост и дать возможность инвестиционным банкам залечить полученные во время краха раны. ФРС, которую тогда еще возглавлял Алан Гринспен, снизила учетную ставку рефинансирования до минимальных величин. Ослабление монетарной политики стимулировало несколько процессов.

Во-первых- бурный рост кредитования. В особенности ипотечного, что подстегнуло развитие строительной индустрии.

Во-вторых - ослабление американской валюты, что стимулировало бурный рост инвестиций в рынок сырья и металлов. Именно эта политика дала России десятилетие «нефтяного процветания».

Время шло, доллар слабел. Политика стимулирования экономики дешевыми кредитами дала сбой уже к середине 2006 года. Поначалу дешевое кредитование спровоцировало строительный бум в США, однако когда почти все жители страны, даже самые бедные, взяли ипотечный кредит – рынок расти перестал. Брать новые кредиты стало просто некому.

Когда в финансовую пирамиду оказывается вовлеченной значительная часть участников рынка, поддерживать ее рост больше невозможно. Финансовая пирамида может расти, только если увеличивается число ее участников (вкладчиков), к ак только рост заканчивается, начинается спад – и потечный пузырь стал сдуваться.

В чем суть кризиса

Наступил момент, когда больше не осталось активов, которые можно было бы кредитовать под их дальнейший рост. С осени 2008 г. началось самое страшное для экономики пузырей - дефляция (от лат. deflatio - «сдувание»). Выглядит это как кризис перепроизводства: желающих потратить деньги и купить какой-либо товар становится все меньше. Это сопровождалось катастрофическим падением кредитования.

В результате дефицит бюджета стремительно растет. Недавно планка госдолга была поднята на новый максимум - до 14,3 трлн. долларов. Может случиться даже такая ситуация: денежная масса в самой Америке упадет ниже лимита госдолга, и наступит технический дефолт. Страна откажется платить по внешним долгам, а для ликвидации внутреннего долга будет вынуждена девальвировать доллар.

Конечно, можно снять технические ограничения на эмиссию долларов. Проблема с ликвидностью решается раз и навсегда. Но этооткроет дорогу к совершенно бесконтрольному и безграничному производству денег и к гиперинфляции.

О сложившейся в США ситуации почти никто не говорит вслух. Те экономисты, которые все понимают, просто боятся. Они видят, какой ужас скрывается за фактом, что экономика, обеспечивающая 25% мирового ВВП, парализована и до сих пор фактически находится в состоянии свободного падения, несмотря на рост бухгалтерских показателей.

Эта агония будет длиться до тех пор, пока американская экономика окончательно не качнется в какую-то одну сторону - либо в сторону дефляционного коллапса, либо в сторону гиперинфляции доллара. И инвесторы побегут от него в более надежные средства сбережения капитала, которыми могут быть только золото и какие-то простые и надежные активы, например - плодородная земля.

ЧАСТЬ 3. ЧТО ДЕЛАТЬ РОССИИ?

Москва до сих пор торгует своим сырьем за доллары. Поэтому вопрос можно переформулировать так - за что мы будем продавать свое сырье, когда все доллары затянет в себя государственный долг США?

Что делать в ситуации, когда наша страна потеряет возможность, как раньше, получать прибыль от сырьевого пузыря, периодически надуваемого американской кредитно-финансовой системой? Пузырь, который сейчас надут на непомерные государственные расходы и благодаря которому мы показали рост в 2009 г., похоже, последний. Других не будет.

При этом за время «нефтяной нирваны», длившейся с начала 2000-х до середины 2008 г., мы не развивали отечественную кредитно-финансовую систему. Это печальный результат жесткой монетарной политики Банка России и «стерилизационной» антиинфляционной мании Минфина. Зато имеем погрязший в валютных долгах корпоративный сектор.

Хотелось бы понять, как мы собираемся отдавать эти долги, если количество валюты, в которой они номинированы, сокращается в свободном обороте рекордными темпами? Если экономика США слетит не в гиперинфляцию, а в дефляционный шок? А в том, что она свалится в одну из этих крайностей, остается все меньше и меньше сомнений.

Не нужно ли сейчас воспользоваться той стабильностью на сырьевых рынках (которая, возможно, длится последние месяцы) для того, чтобы принять какие-то упреждающие меры? Например, форсировать погашение внешней задолженности за счет резервов Банка России и реструктурировать долги российских корпораций перед западными банками.

Увы, в заявлениях и действиях финансового блока правительства не просматривается даже намека на понимание тех реальных угроз, с которыми страна может столкнуться в самом ближайшем будущем. Все очевиднее становится то, что какие-то упреждающие меры приняты не будут и грядущее «валютное цунами» накроет нас всех с головой. Лучше, если это будет инфляционное «цунами», которое обесценит как активы Банка России, так и внешние долги страны и корпораций. Хуже - если будет дефляционный коллапс и повторение кризиса 1930-х годов. Для России это будет означать возврат в 1990-е годы при гораздо худших, чем тогда, начальных условиях. Худших, потому что в 1990-е внешний мир был благополучен и гарантировал растущий спрос. В будущем этого уже не будет.

И что в сухом остатке? Реального восстановления экономики США пока не видно. Только оно может служить драйвером роста российской экономики, в рамках убогой экономической модели, реализованной в России в последние 20 лет. Стало быть, всем нам надо готовиться к худшему.

(www.argumenti.ru/toptheme/n232/56119)





Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 215 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...