Объект и субъект познания всегда полагались ключевыми элементами познавательного процесса, но при этом представления о сущности собственно познавательного процесса напрямую связывались с представлениями о характере связи между субъектом и объектом.
КЛАССИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
| Первая традиция
| Объект подлинного знания изначально задан субъекту.
Он определяет и направляет познавательную деятельность субъекта.
Познание как процесс припоминания.
|
Вторая традиция
| Субъект изначально задан. Он несет в себе основные объективные характеристики. В субъекте все рассчитано на воспроизведение в своих структурах мирового порядка.
Познание как конструирование.
|
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
| Субъект в процессе познания привносит от себя в объект
свой эффект.
Познание как истолковывание, интерпретация.
|
ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
| Провозглашается смерть субъекта.
Познающее Я само по себе есть не более, чем текст, сотканный из культурных универсалий, кодов и интерпретационных соглашений. Фактически ни в филогенетическом, ни в онтогенетическом плане человек не существует до языка, - в познавательной плоскости это значит, что язык учит нас понимать человека, а не наоборот.
|
ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
| Субъект в процессе познания воздействует на объект, изменяет его и при этом изменяется сам. Познание есть «свернутая» форма человеческих предметных действий в мире.
|