![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Схоластика – осн.способ философствования эпохи ср-век-я. Это было обусловлено, во-1ых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, к-ые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой ф-ого знания о Боге, мире, чел-ке и истории; во-2ых традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом ср-век-ой ф-ии; в-3их, безличным хар-ом ср-век-ой ф-ии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.
Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий. С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи), реализм (до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).
Одна из особенностей ср-век-ой ф-ии проявилась в знаменитом споре между реалистами (от лат. realis — вещественный, действительный) и номиналистами (от лат. nomen — имя, наименование). Спор шел о природе универсалий (от лат. universalis — общий), т.е. о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877) и главным образом Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее сущ-ет в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о 3х видах существований универсалий. Универсалии сущ-ют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, их форма и «после вещей», т.е. в чел-ом разуме как рез-т абстракции и обобщения. Такое решение?а носит в истории ф-ии название «умеренного реализма» в отличие от «крайнего реализма», согласно к-му общее сущ-ет только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.
Номиналисты, в 1ую очередь французский ф-ф и теолог Росцелин (ок. 1050 — ок. 1120), довели идею отрицания объективного сущ-ия общего до логического конца, считая, что универсалии сущ-ют лишь в чел-ом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его сущ-ие «до вещи». Универсалии, говорил Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.
Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г.
Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 149 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!