![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
неиная перспектива при взгляде через короткофокусную оптическую
систему передается необычно — линии схода уходят к горизонту под крутыми углами.
Длиннофокусные объективы тоже вносят элемент необычности в глубинные композиции, но это вы-глядит совсем по-другому за счет узкого угла зрения объективов. Ли-нии схода при съемке длиннофокус-ной оптикой уходят вдаль под такими незначительными углами, что по мере удаления от съемочной точки объекты не меняют свои масштабы так, как это привычно нашему глазу. В результате создается необычная трактовка пространства, которое выглядит как бы спрессованным, сплющенным в направлении опти-ческой оси. Это позволяет создавать такие далекие от действительности изобразительные композиции, как приведенная в кадре 83. И уж совсем необычно смотрится кадр 84!
— Но это то, чего не может быть, — сказал бы предок, покачав косматой головой. — Это вовсе не реализм!
— Реализм не требует отказа от образности, — ответили бы мы. — Конечно, среднее расстояние от мальчика до Солнца 149 500 000 ки-лометров. Конечно, масса Солнца в 332 400 раз больше массы Земли. Конечно, мальчик не дотянется до Солнца и не удержит его в руках. Но не надо понимать этот кадр бук-вально. Это символ того, что Детство тянется к Радости, к Счастью, И.та-кое толкование кадра вовсе не против принципов реалистического ис-кусства!
Используя свойства, длиннофокус-ных объективов, кинооператор мо-
жет менять не только пространствен-ные координаты, но и временные. Это вполне естественно, так как ос-новные философские категории, Время и Пространство, неразрывно связаны друг с другом. И кинокомпозиция, изменяющая пространственную
характеристику, неминуемо
затрагивает временную, и наоборот. Строго говоря, это происходит и при съемке любой оптикой, но длинно-фокусные объективы делают такие эффекты особенно заметными, а зна-чит, и выразительными.
...На ледовый аэродром станции СП садится самолет. Громадная ма-шина зависла в воздухе. Зритель привык к тому, что авиация — это стремительные скорости, а кинокадр с многотонным воздушным кораблем, почти не имеющим поступательного движения, подчеркивает иное — он говорит о чуде преодоления силы тяжести. Кажется, что самолет просто висит над ледяными полями, величественный и почти не-подвижный...
Если кинооператор компонует кадр, направляя оптическую ось
длиннофокусного объектива вдоль траектории, по которой перемещается снимаемый объект, то характер движения искажается. Вертикальные и горизонтальные перемещения объекта при этом фиксируются, а приближение к камере или удаление от нее не ощущается. Это происходит за счет того, что из-за узкого угла зрения оптической системы
изображение объекта практически не увеличивается в масштабе за тот временной промежуток, в который при наблюдении простым глазом он изменился бы довольно значительно. Происходит явление,
обратное тому, которое в этих же условиях достигается при съемке широкоугольными объективами. Там динамика увеличивается, здесь — исчезает.
Так как движение — важнейший признак, характеризующий окру-жающий нас мир, и сам кинема-тограф появился как искусство, осно-ванное на возможности передать движущееся изображение, то нару-шение привычных динамических характеристик будет одним из самых ярких и эмоциональных моментов экранного зрелища.
Никакое другое зрение, кроме механического взгляда кинокамеры, не может показать нам измененное Пространство и измененное Время.
Дата публикования: 2014-12-28; Прочитано: 143 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!