Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 3. Смежные права



§ 3.1. Общие положения

Определение понятия "смежные права" отсутствует в международных договорах. В национальном законодательстве такие определения обычно даются. Например, в действовавшем ранее Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" установлено, что смежные права - это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие "смежные права" не определено, как не определено и понятие прав, смежных с авторскими. Тем не менее, используя содержание гл. 71 Кодекса и общее определение понятия "интеллектуальная собственность", данное в § 1.1, можно вывести следующее определение понятия "смежные права" или "права, смежные с авторскими".

Смежные права - это права исполнителей и правовое положение созданных их творческим трудом исполнений, в том числе некоторых видов произведений; права производителей фонограмм, вещательных организаций, производителей инвестиционных баз данных и правовое положение созданных ими фонограмм, передач вещания, баз данных; права публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние.

Между понятиями "смежные права" и "права, смежные с авторскими" нет различия. Разработчики гл. 71 Гражданского кодекса Российской Федерации включили в число объектов смежных прав некреативные базы данных и опубликованные литературные произведения, перешедшие в общественное достояние. Для такого расширенного перечня объектов и был предложен термин "права, смежные с авторскими". Однако такое расширение не изменило существа понятия "смежные права", поэтому оба понятия можно использовать как синонимы, что мы и видим в Гражданском кодексе. Следует отметить, что в некоторых странах перечень объектов смежных прав еще шире, например, в него включаются фотографические произведения и аудиовизуальные исполнения.

В отличие от авторского права история смежных прав непродолжительна. Права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций на международном уровне стали признаваться с 1964 г., когда вступила в силу Римская конвенция по охране исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

Как уже отмечалось, ряд положений об охране исполнений, фонограмм и передач вещательных организаций содержится в Бернской конвенции, поскольку такие объекты долгое время существовали, но не были признаны на международном уровне как объекты смежных прав.

Под давлением производителей фонограмм и вещательных организаций в 1971 г. была принята Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от несанкционированного воспроизведения их фонограмм, а в 1974 г. - Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники.

В 1996 г. была принята Директива Европейского союза "О правовой охране баз данных", в которой была не только подтверждена охрана баз данных, созданных творческим трудом, но и предоставлена охрана инвестиционным базам данных, которые не считаются результатом творческого труда. Национальное законодательство ряда европейских стран отнесло охрану инвестиционных баз данных к сфере действия смежных прав, как и Гражданский кодекс Российской Федерации.

В Соглашении ТРИПС введено не только несколько норм по охране смежных прав, но и вместо общепринятого термина "neighboring rights" введен новый термин - "related rights", который стал повсеместно использоваться, в том числе в ВОИС. Однако это не повлияло на русскоязычную терминологию, поскольку оба термина могут охватываться привычным термином "смежные права".

Новые нормы смежных прав выработаны на Дипломатической конференции ВОИС по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (Женева, 2 - 20 декабря 1996 г.), которая приняла Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Советский Союз не был членом Римской конвенции и не признавал права исполнителей и производителей фонограмм. В Российской Федерации смежные права охраняются с 1991 г.

§ 3.2. Субъекты смежных прав

В соответствии с Римской конвенцией к субъектам смежных прав отнесены исполнители, производители фонограмм, организации вещания. Хотя многие страны придерживаются этой классификации, в последние годы некоторые государства расширили число субъектов смежных прав, включив в них прежде всего производителей (изготовителей) инвестиционных баз данных, аудиовизуальных исполнений и публикаторов. Таким образом, субъектами смежных прав в настоящее время могут признаваться следующие физические и юридические лица:

- исполнители;

- производители фонограмм;

- организации вещания;

- производители инвестиционных баз данных;

- производители аудиовизуальных исполнений;

- публикаторы посмертных произведений;

- наследники исполнителей;

- работодатели исполнителей;

- правопреемники тех или иных юридических лиц;

- иные правообладатели объектов смежных прав.

Исполнители - это актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декларирования, игры на музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1313 относит к исполнителям режиссеров-постановщиков исполнений и дирижеров.

Производители фонограмм - это лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первые звуковые записи каких-либо исполнений или иных звуков. В Гражданском кодексе Российской Федерации вместо международно признанного термина "производитель" (producer) ошибочно используется термин "изготовитель". Дело в том, что изготовить можно несколько экземпляров фонограмм, а произвести - неограниченное количество.

Организации вещания - это организации радиовещания, эфирного, кабельного и спутникового телевидения, а также компьютерного сетевого вещания (web-casting), создающие свои собственные передачи и объекты авторского права или смежных прав или использующие передачи других лиц или организаций.

Производители инвестиционных баз данных - это лица, которые обеспечивают существенные инвестиции в создание баз данных. В Гражданском кодексе Российской Федерации использован термин "изготовитель" (maker), являющийся формально правильным, но ошибочным по существу, поскольку он не подразумевает производства товаров, которые воплощены в базах данных, что имеет серьезные последствия, вскоре они будут обсуждены.

Производители аудиовизуальных исполнений - это физические или юридические лица, которым переданы исключительные права исполнителей по договорам на создание аудиовизуальных исполнений.

Публикаторы посмертных произведений - физические или юридические лица, которые впервые обнародуют произведения, срок охраны которых истек, т.е. перешедшие в общественное достояние. Термин введен для отличия от издателей, обнародующих произведения, срок охраны которых не истек.

Наследники исполнителей - это физические или юридические лица, которые по закону или завещанию наследуют исключительные права исполнителя на те или иные исполнения.

Работодатели исполнителей - это лица, которые по договору оплачивают участие исполнителей в тех или иных исполнениях.

Правопреемники юридических лиц - лица, к которым перешли исключительные права в силу закона, договора или других юридических оснований, например при реорганизации юридического лица (производителя фонограмм, вещательной организации и т.д.).

Правообладатели объектов смежных прав - любые лица, обладающие по договору исключительными правами на объекты смежных прав.

§ 3.3. Объекты смежных прав

Рассмотрим определения объектов смежных прав, признаваемых в настоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исполнение - это воплощение произведений или иных объектов реальными или виртуальными исполнителями посредством игры, танца, декларирования, чтения, пения или с помощью музыкальных и иных инструментов и технических средств.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определение понятия "исполнение" отсутствует, как и в законодательстве многих стран. В Законе Российской Федерации 1993 г. такое определение давалось, но его нельзя считать удовлетворительным.

Исполнение может быть обнародовано различными способами:

- непосредственно группе слушателей или зрителей;

- передачей (трансляцией) исполнения средствами организаций вещания для приема и восприятия публикой с помощью технических средств (радиоприемники, телевизоры, тюнеры, декодеры, громкоговорители, плазменные панели, видеопроекторы и т.д.);

- записью исполнения на материальный носитель (кинопленку, магнитные кассеты, компакт-диски) аналоговыми или цифровыми методами (кинокамеры, видеокамеры, магнитофоны и т.д.) для последующего доступа к ним.

Существует много видов исполнений, в том числе постановки, спектакли, представления (сценические исполнения), музыкальные, драматические и музыкально-драматические исполнения (оперы, оперетты, мюзиклы и проч.), хореографические исполнения (балет, пантомимы, танцы и проч.), кроме того, исполнениями являются лекции, речи, проповеди и т.д.

Как отмечалось ранее в § 1.4, многие исполнения включены в Бернскую конвенцию для их охраны как произведений. После вступления в силу Римской конвенции, признавшей охрану исполнений, и внесения изменений в Бернскую конвенцию некоторые исполнения стали охраняться как Бернской, так и Римской конвенцией. Например, в Бернской конвенции даже незаписанные музыкальные, драматические и хореографические исполнения считаются произведениями литературы и искусства, а лекции, речи, проповеди - устными произведениями. С другой стороны, записанные аудиовизуальные исполнения считаются аудиовизуальными произведениями. Таким образом, любые записанные исполнения можно было бы считать произведениями литературы и искусства, а незаписанные - исполнениями. Если же следовать содержанию Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, то записанные или незаписанные исполнения считаются исполнениями. Именно поэтому на международном уровне существует тенденция отхода от представлений об аудиовизуальных произведениях, т.е. считать их аудиовизуальными исполнениями, как записанными, так и незаписанными. Аналогичный подход существует и для иных исполнений, которые продолжают считать произведениями. В большинстве стран записанные и незаписанные исполнения продолжают считать различными объектами интеллектуальной собственности.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 427 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...