Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение и развитие теории правового государства. 1 страница



Формирование теории правового государства уходит в глубину веков. Его контуры первоначально создавались в мифах «древних народов».Эволюция сознания, способности отражать и конструировать идеальные государственные модели привели человечество к более или менее законченной концепции правового государства.

Формально термин правовое государство появился в пер­вой трети XIX в. в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля, Р. Г. Гнайста и др. Споры вокруг пра­вового государства (как вокруг идеи, так и вокруг практики) ведутся с са­мого зарождения этой политико-юридической конструкции. Однако не подлежит никакому сомнению, что теория правового государства занимает достойное место в общецивилизационной гуманитарной мысли потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в ко­тором взаимоотношения личности и государства строились бы на незыбле­мых основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция право­вого государства призвана утвердить автономию личности, то есть опреде­лить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства и которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противоза­конным.

Отмечу, что никогда не существовало и не существует общепризнанно­го понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, среди которых можно назвать следующие: особенно­сти исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, разли­чия в правопонимании и осмыслении права как универсального социально­го регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем сколь бы ни отличались версии правового государства, можно выделить некоторые общие черты, контуры этой политико-правовой модели, поскольку форми­рование и в конечном счете завершение создания правового государства связывают с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответст­венностью государства перед гражданином и гражданина перед государст­вом, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллектива­ми и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов. Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представле­ние о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содер­жанием.

В течение многих веков своего существования конструкция правового государства постепенно приобрела более формализованный, рациональный вид. К государственным институтам прилагался совершенно определенный критерий, подразумевающий признание за индивидом общезначимых, не­отчуждаемых прав. Правовая государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в об­щественных и государственных делах правовым и социальным целям лич­ности.

Категории «общее благо», «высшая справедливость» в силу своей неоп­ределенности уступают место как бы «классическим» признакам правового государства. Начало этому процессу, то есть отказу от правового мифо­творчества, положил известный государственный деятель, оратор, выдаю­щийся юрист М. Т. Цицерон. Государство (res publica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). Причем, с его точки зрения, «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было обра­зом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». В отличие от своих предшест­венников Цицерон рассматривает государство не просто как выражение общего интереса, а как определенное правовое образование, как некий пра­вопорядок. В основе права, по Цицерону, лежит справедливость, присущая не только природе в целом, но и человеческой в том числе. Физический и социальный мир, само человеческое бытие, душа и тело, микро- и макро­космос - вот истинный источник права. Цицерон всячески приветствует политическую активность граждан, справедливо полагая, что при защите свободы нет частных лиц. Цицерон стоит у истоков своеобразной юридизации государства, которая затем трансформировалась в конструкцию пра­вового государства.

С развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением главным, сущностным вопросом в концепции правового го­сударства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Ре­шение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным пунктом в содержании теории право­вого государства.

Суверенитет народа означает, что только народ - источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль обосновывал известный ученый средневековья Марсилий Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государст­ве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманистиче­ское понимание человека - созидателя и творца своей собственной судьбы. Эта позиция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного инте­реса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неиз­бежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естествен­ного права. Причем суверенная власть находится на службе у права, и го­сударство как политический организм перестает существовать, если суве­рен не выражает более общей воли. Государственное управление должно быть легитимным. Подобные теоретические посылки нашли свое отраже­ние и в некоторых правовых документах. В Декларации представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс (более известной как Декларация независимости США), содержится следующее положение: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожден­ными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав лю­ди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согла­сия управляемых...» Важно иметь в виду, что суверенитет народа состав­ляет основу и источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

С проблемой суверенитета связано указание на такой признак правового государства, как господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной государственной власти, юридическую процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти. Деятельность государства как юридически организованною общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.

Теоретически господство закона мыслилось в том плане, что закон является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следую­щей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, кото­рые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реа­лизуются в конкретных правоотношениях субъектов права.

Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности.

С идеями демократического и правового государства напрямую связана идея разделения властей. Основателем концепции разделения властей обыч­но принято считать известного французского просветителя Ш. Л. Мон­тескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий и в принципе на начале разделения властей было основано государ­ственное устройство Римской республики.

Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточе­ние власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодатель­ная, исполнительная, судебная) самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других. Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой системы сдержек и противовесов, когда каждая из властей имеет множество возможно­стей взаимоконтролировать и ограничивать друг друга. Такой государст­венно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предпо­лагает приоритет одной из ветвей государственной власти - законодатель­ной, что характерно, например, для Англии.

Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло закрепление в конституциях ряда современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная - орга­низовывать их выполнение, а судебная - решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (зако­нодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функциони­рование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими инсти­тутами государства, как армия, полиция, тюрьма и т. п.

Следует указать также на взаимопроникновение идей правового госу­дарства и идей обеспечения прав и свобод личности. Права человека - это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитии об­щества в целом. Знаменитый софист Протагор (481-411 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей - человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.

В данной связи уместно вспомнить немецкого философа И. Канта (1724-1804 гг.). которого уже в первой трети XIX в. называли крупнейшим теоретиком правового государства. Канта отличает не политико-институциональное, а моральное обоснование права. Нормы позитивного законодательства в той мере являются правом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоот­ношения между индивидами, носителями свободной воли, и в конечном счете выступает совокупностью условий, позволяющих совместить произ­вол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право, по Канту, не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная характери­стика, которую он называет категорическим императивом. Одна из редак­ций исторического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему толь­ко как к средству».

В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правово­го государства, базирующая на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через пре­одоление произвола. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойст­венно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрыв­ные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либеральный потенциал. В этой связи вызывает возражение встречающееся в литературе мнение о том, что пози­тивистская концепция правового государства, свойственная прежде всего немецким авторам (Г. Еллинек, Р. Иеринг и др.), представляет собой нечто менее совершенное, чем другие версии правового государства. Сторонни­кам такой позиции не нравится идея ограничения государства правом, им же самим созданным.

В правовом государстве не должно быть места никаким патерналист­ским умонастроениям, согласно которым государство «одаривает» граждан некими правами и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в конституции. Кроме того, индивид является членом политиче­ского союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых осно­вах права и выступать как публично-правовые связи, предполагающие вза­имное признание прав и свобод.

К числу иных важных идей, сопровождающих создание правового госу­дарства, можно отнести: наличие развитого гражданского общества; созда­ние институтов политической демократии, препятствующих сосредоточе­нию власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое дей­ствие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву, правовая организация системы государственной власти и др.

Разновидностью теории правового государства является концепция «господства права», сложившаяся в основном в рамках либеральной пара­дигмы, свойственной прежде всего англосаксонской правополитической традиции. По справедливому замечанию известного специалиста в области сравнительного правоведения Р. Давида, общее право несет на себе извест­ный отпечаток собственной истории. Английская правовая система форми­ровалась судьями, и даже сейчас, когда статутное право регулирует огром­ный пласт общественных отношений, роль судебной практики продолжает оставаться весьма существенной. Так сложилось, что сначала в Англии, а затем и в США идея господства права материализовалась в институт силь­ного, независимого суда, который стал своеобразным буфером между ин­дивидом и властью, прежде всего центральной. В общественном сознании и в правовой системе утвердился тезис об автономности и независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отноше­нии к законам и распоряжениям властных институтов, поскольку вероят­ность посягательств государства на суверенитет личности является акту­альной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высочайший кредит доверия прежде всего суду, считая его самым важным гарантом прав человека. Таким образом, посте­пенно сформировалась идея ограниченного государства.

Примечательно, что теория «господства права» и концепция правового государства питались в общем-то из одного духовного источника - фило­софии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет ярко выраженный рационалистический аспект, посколь­ку упорядочивание общественных отношений мыслилось только посредст­вом позитивных законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая социальная система, и по сути немецкое правовое государство есть не что иное, как «воплощение определенного правопорядка». С известной долей условности можно констатировать, что «немецкое правовое государство» выглядит как «государство законопорядка», а англосаксонская версия предполагает ограниченное государство и свободное правовое общество. Государству в последнем случае отводится роль арбитра, посредника, который вмешивается в правовой конфликт только тогда, когда исчерпаны все другие возможности и становится необ­ходимостью потребность в активных властных действиях.

Концепция господства права весьма последовательно демонстрирует приверженность идеям классического либерализма. Дж. Локк, обосновав свою знаменитую триаду естественных прав человека - на жизнь, на сво­боду, на собственность, объявил тем самым естественными основные принципы частного права, доказывая их приоритетность по отношению к позитивным законам. Задача государства ограничивается защитой этих принципов. Поэтому идеал Локка - правовое общество, одним из условий существования которого является ограниченное государство. Отношения власти и личности, опосредуемые публичным правом, могут быть призна­ны лишь в той мере, в какой они воспринимают принципы, «естественно сложившиеся» в сфере частного права. Конфликт индивида и государства через призму права приобретает форму коллизии между объективным и субъективным правом, за которым всегда последнее слово, поскольку свобода индивидуальна и является высшей ценностью. Основополагающие субъективные права являются обязывающими по отношению к государству и статутному праву.

Нельзя не видеть стремление концепции господства права отстаивать интересы личности, «самости» перед властью. Право в данном случае есть не что иное, как продукт общества, а фактор государства в формировании права являет собой весьма незначительную, восприимчивую к переменам правовую систему, которая несмотря на свою сложность является надеж­ным гарантом против произвола властей. Конечно, есть и слабые стороны данной теоретической конструкции. И все же идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значение. Это своего рода правовой ориен­тир, эталон, цель, к которой следует стремиться, и надо сказать, что в неко­торых странах право действительно имеет высокую социальную ценность. Концепция «господства права» оплодотворяет эволюцию правовых инсти­тутов, побуждает к бесконечному совершенствованию во имя прогресса и свободы. Господство права и господство закона - две стороны одной меда­ли - правового государства, которые в принципе должны синтезироваться в единое понятие - правовой закон.

Теория правового государства активно формировалась и в русской юридической науке. Наиболее известными ее представителями были Б. Н. Чичерин, С. А. Котляревский, В. М. Гессен, П. И. Новгородцев. Пози­ция последнего особенно интересна. Правовое государство одновременно относилось им и к области мифологии, и к реальности. П. И. Новгородцев считал, что правовое государство представляет собой не законченный ва­риант государственного строительства, а всего лишь известный уклон, продвижение к некоей мечте. Постоянно развиваясь, общество меняет свои представления об идеалах, которым и является правовое государство.

11. Понятие,принципы и признаки правового государства.

Правовое государство - это одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующегося общества, т.е. обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров.

Принципы правового государства – юридически значимые характеристики государства и государственной власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей, конструкций, теорий государственности.

Признаки правового государства:

- верховенство правовых законов и конституции как основного закона

- формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и собственности, причем, гарантии не только для индивида, но и для объединений;

- система институциональных гарантий свободы, самостоятельности и собственности (или институционально-правовой компонент).

12. Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

13. Место и роль права в системе соц. Норм.Право и мораль.Право и религия.

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой сис­тему нормативного регулирования общественных отношений. Право - уникальный, высокозначимый авторитетный регуля­тор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного ре­гулирования. Выявление места и роли права среди иных социаль­ных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятив­ного действия. Право и мораль. Связь между правом и моралью обусловле­на той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой сис­теме. В сравнении с иными социальными нормами у нее (морали) наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки со­циальной действительности свободны от моральных оценок. Ска­занное означает, что сферы действия права и морали в значитель­ной мере пересекаются. Однако, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверен­ными нормативно-регулятивными образованиями. Мораль есть особый тип нормативной регу­ляции, представленный совокупностью норм и принципов, рас­пространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценнос­ти, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оце­нивать право с точки зрения его соответствия требованиям спра­ведливости и моральным ожиданиям.

Право и мораль по-разному оценивают поведение. Мораль оценивает поступки и действия людей с позиции моральных импе­ративов: «добрые» и «плохие», «справедливые» и «несправедли­вые», «честные» и «бесчестные», «добросовестные» и «недобросо­вестные» и т.д. Оценочными категориями права выступают «пра­вомерное» и «неправомерное», «законное» и «незаконное», «юри­дически допустимое» и «юридически запрещенное». У морали в отличие от права нет специализированных про­водников ее норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга и т.п. Право приме­няется специальными учреждениями государства с использова­нием специальных средств и механизмов. Однако у права нет самого мощного проводника, коим для морали является совесть человека. Право может рассчитывать на чувство законности, но последнее в отличие от совести не относится к статусным каче­ствам человека.

Мораль - универсальный регулятор и ее влияние распростра­няется на все или почти все сферы поступков и действий человека. Право действует все же избирательно. Есть сферы, недоступные для его воздействия, либо же его влияние достаточно специфично. От морали право отличается государственной обеспеченнос­тью. В этом заключено его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного социального регулятора. Возлагая на физических и юридических лиц обязанность, право располагает такими инструментами воздействия, которые позволяют ему добиться требуемого поведения. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуля­торы, в том числе и мораль, оказывались недостаточными для обеспечения организованности и порядка, защиты производителя от частного случая и произвола. Свойства права отвечали этому требованию. Являясь приоритетными типами нормативного регулирова­ния, право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим об­разом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах (и соответственно требовать исполнения) безнравственных поступков.Влияние морали на право придает ему моральную направлен­ность. Моральная ценность права заключается в том, что его нормы и институты призваны юридическими средствами и меха­низмами гарантировать действенность прав и свобод человека и гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исклю­чить произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу лич­ной свободы. Моральный долг права заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справед­ливости. В этом смысле право должно стать выражением «норма­тивно закрепленной справедливости». Сближение права и морали вместе с тем не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых право рискует утратить свою уни­кальность.

Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Маркс утверждал, что "религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм". Однако "история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия".
На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. пример - мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется "шариатом". Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества. Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - "не убий" и "не укради". При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

14. Право как регулятор общественных отношений: понятие, признаки, функции.

1. Понятие, признаки и сущность права
Право — это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения.
Сущность понятия права раскрывается через следующие его основные признаки:
§ государственно-волевой характер — отражает общечеловеческую и классовую сущность права;
§ нормативный характер выражения государственной воли общества составляет содержание права.
§ общеобязательный характер — праву принадлежит роль нормативной основы таких принципов правового государства, как законность и правопорядок.
§ формальная определенность права
§ институционность права — предполагает издание либо санкционирование норм государством в строго определенных формах
§ властно-регулятивный характер — раскрывает его социальное назначение как особого регулятора общественных отношений.
Право выражает государственную волю общества, которая, как правило, обусловлена экономическими, духовными, природными и другими условиями общественной жизни. Эта воля общества выражает его интересы и притязания, а также возводит их в ранг общеобязательного закона. Таким образом, воля общества, отраженная в законе, становится государственной волей, имеющей общеобязательный характер.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...