Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Быт, культура и верования восточных славян



Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.
Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т. д. и не знали исторического времени. Обожествление могущественных сил природы - солнца, дождя, грозы - отразилось в культах бога неба и огня Сварога, бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений.

О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность. Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений. Древние славяне были язычниками: верили в злых и добрых духов, обожествляли силы природы (отсюда и многобожие). Важнейшими богами славян были Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; бог солнца –Даждьбог. Повсеместно распространен обычай сожжения умерших, возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища. Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами.

Разложение родовых отношений, усиление дружин и княжеской власти сказались и на языческом культе. Над умершими князьями насыпали огромные курганы. Начали строиться языческие храмы, появились каменные изваяние божеств - идолы. Однако это была еще не религия, а только религиозные верования.

Обыденные представления древнерусского человека Человек Семья была средоточием жизни человека Древней Руси. Обширная и детально проработанная терминология родственных отношений - одно из лучших тому подтверждений. К сожалению, письменные источники весьма скупо освещают эту строну духовной жизни наших предков. Однако даже косвенные данные позволяют сделать достаточно любопытные выводы.

Судя по всему, наиболее значимыми считались связи, во-первых, между братьями и, во-вторых, между родителями и детьми. “Глубина” родовой памяти редко когда выходила за рамки этих двух поколений родственников. Недаром существительные “брат”, “братья” чаще всех других слов употребляются летописцами. Так, в “Повести временных лет” они встречаются 219 раз (т.е. в среднем 4,6 упоминания на каждую тысячу слов текста; для сравнения: самое употребимое в “Повести” существительное “лето” - встречено 412 раз

- дает 8,8 упоминаний на каждую 1000 слов, а следующее по частоте употребления - “сын” - встречено 172 раза соответственно 3,7 упоминания). Вообще же дети мало занимали летописца. Слова, обозначающие подрастающее поколение (“отрок”, “детя”, “чадо”), встречаются в “Повести временных лет” в десять раз реже, чем существительные, относящиеся ко взрослым мужчинам. Мужская родственная терминология составляет чуть меньше трети всего комплекса летописных существительных,

при том, что вообще “родственная” лексика дает 39,4% от всех существительных, употребленных летописцем. Следует также отметить, что старшее поколение (отец-мать; муж-жена) занимает в летописи подчиненное положение по сравнению с младшим (сын-дочь; братья-сестры; дети-чада): 353 и 481 упоминание соответственно. Причем проблема “отцов и детей” в русском средневековье принимала вид проблемы “сыновей и родителей”: отношения между сыновьями, с одной стороны, и родителями (отец, мать) в другой, дают 355 упоминаний. Приблизительно те же тенденции удается проследить и на материале восточнославянской антропонимики, при анализе собственных имен, которые носили люди в Древней Руси. К их числу относятся личные имена, прозвища, клички, отчества и фамилии. Личные имена Личные имена - это имена, которые присваиваются людям при рождении и под которыми они известны в обществе. В древней Руси различались канонические и неканонические имена.

Каноническое имя - “истинное”, “настоящее” имя человека, закрепленное традициями христианской религии. В отечественных источниках к числу канонических обычно относятся православные имена, взятые из церковного календаря, где имена канонизированных святых перечислены по месяцам и дням их памяти (так называемые календарные, или агиографические имена). На ранних стадиях развития феодального общества каноническими были, как правило, только крестные (крестильные, церковные), монашеские, (иноческие) и схимнические

имена. Крестное имя давалось человеку при крещении. Оно обычно выбиралось священником из церковного календаря в соответствии с именем святого, память которого праздновалась в день рождения или крещения человека. Встречаются и иные мотивы присвоения человеку того или иного имени. Крестильное имя в ранних источниках упоминается редко, обычно лишь в сообщениях о смерти данного лица

или в текстах, написанных после его кончины.

5. Принятие христианства на Руси, его значение.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1116 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...