Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В научно-популярной литературе



· Оделл Шепард «Учение о единороге» (1930)

· Ричард Эттиндаузен «Единорог» (1950)

· Роберт Ридигер Бир «Единорог: миф и реальность» (1972)

· Юрген Эйнхорн «Дух единорога» (1976)

· Маргарет Фримен «Гобелены с изображением единорога» (1976)

· Питер Бигл «Последний единорог» (1982)

· Единорог – символ чистоты и света
Единороги бессмертны. Они живут уединенно, обычно в лесу у заводи с чистой водой, в которой можно видеть отражение, — ведь они немного тщеславны и знают, что на свете нет существ столь же прекрасных и волшебных. Единороги редко соединяются в пары, и нет места таинственнее, чем то, где был рожден единорог.

· В древнем мире он считался выходцем из Индии, где его изображали красноголовым, с белым или черным рогом. Затем он появился в Вавилоне, Китае, Тибете, Греции. На Западе апогей его известности приходится на Средние века. Единорог олицетворяет могущество, силу, которая противостоит силам тьмы, поддерживая равновесие во Вселенной. Он является символом солнечного луча, чистоты, поворота к единению, к центру. Спираль — напоминание о том, что пребывает неизменным во времени. Кроме того, единорог — символ трансмутации, свободы и познания, он указывает путь тем, кто ищет истину.

· Многие традиции говорят о единороге как о мифическом животном, олицетворяющем высшую власть Бытия. Он облечен тайной и воплощает изначальное единство, начало и конечную цель человеческого бытия, единство противоположностей и способность к преодолению внутренних противоречий, всеобщую любовь и сострадание.

· В Вавилоне его представляли крылатым. На амулете-цилиндре, датируемом примерно 1800 годом до н. э., на его противоположных поверхностях изображены два единорога, символизирующие две стороны Древа Жизни. В шумеро-семитской традиции единорог — лунный символ, атрибут богинь-девственниц.

· В Древнем Китае единорог (цилинь) истолковывается как соединение двух понятий: «ци» представляет мужской аспект, ян, движущую силу, энергию творения; «линь» — женский принцип, инь. Таким образом, цилинь представляет собой творческий импульс и его бесконечную экспансию, а также единство противоположностей мужского и женского. Единорог показывается людям только в исключительных случаях.

· Он считается вестником счастья, его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного мудреца. Появлением цилиня отмечены рождение и смерть Конфуция.

· Цилинь связан с некоторыми историческими моментами китайской традиции. Так, однажды, 5 тыс. лет тому назад, император Фу-си сидел на берегу вблизи устья Желтой реки. Внезапно появился цилинь, и грязные воды реки просветлели и приобрели кристально чистый зеленый цвет. Цилинь остановился перед императором, трижды ударил копытом о скалу и заговорил с ним голосом, звенящим, как храмовый колокол. Когда цилинь повернулся, чтобы уйти, император увидел, что его спина покрыта магическими знаками, которые он постарался скопировать. Так появился первый письменный язык Китая.

· В Тибете единорог называется «се-ру», это преимущественно газель или лань, обитающая на горных вершинах. Единорог — мост между Небом и Землей, между миром светлых принципов и миром темной и плотной материи, проявленного и непроявленного. Единорог является символом пробужденного сознания, целостности и внутреннего покоя, он просвещает, светит в темноте и, подобно утренней звезде, указывает путь, вдохновляя людей в поисках мудрости. На фронтонах гималайских монастырей неизменно изображены два единорога, вращающие колесо Дхармы.

· В Индии единорог представляет силу духовного богатства. Он является одновременно и разрушителем, и созидателем. Символ единорога встречается в «Атхарваведе» и в «Махабхарате» в мифе о потопе, во время которого Ману привязал корабль к рогу гигантской рыбы-единорога.

· В Персии единорог олицетворяет оплодотворяющее начало, силу и способность очищать. В персидском манускрипте XV в. сказано: «Что касается его рога, то он кажется золотым, с его помощью будут уничтожены и развеяны всякая порча и гнусность».

· В древнееврейской традиции легенда говорит о том, что, когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, единорог был первым, кто его получил, и таким образом он был возведен в наивысший ранг. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, господь дал выбор единорогу: остаться в Эдеме или отправиться с людьми. Единорог выбрал последнее, и был навеки благословлен на сострадание людям.

· В греко-римской традиции единорог — атрибут всех девственных, лунных богинь, например, Артемиды (Дианы).

· В христианстве рог единорога — это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим единорог становится образом Христа. Небольшой рост единорога связан с приниженностью Христа при его рождении; его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.

· В рыцарском символизме единорог ассоциируется с чистотой чувств. Единорог, сопровождаемый Девой, является олицетворением целомудрия и чистоты. Он часто представляет преданную любовь рыцаря к даме. Единорог также представляет отказ от физической любви ради любви более чистой и более сильной. Это нечто вроде очарования чистотой, чудотворное очищение телесной жизни и сексуальной энергии, придающее рыцарю силу и смелость.

· Алхимический единорог представляет этап очищения, Белое Делание. Он означает трансмутацию и духовную эволюцию. Его рог символизирует возможность проникновения Духа в Материю.

· Вместе с упадком веры понемногу исчезает глубинный смысл символа единорога. Но мифическое животное, обретшее бессмертие в иконографии и священных текстах, присутствует повсюду и готово открыть свое послание тем, кто способен его услышать.

· Символ целомудрия — Единорог

· Единорог — Символизирует целомудрие, а так же служит эмблемой меча. В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади. Легенда утверждает, что он неутомим, когда его преследуют, но покорно ложиться на землю если к нему приблизиться девственница. Вообще единорога поймать невозможно но если и удастся то удержать его можно только золотой уздечкой.

· “Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог; прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри” (С. Другаль “Василиск”).

· Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу.

· Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. В русских “азбуковниках” 16 -17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства (по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог — существо иного мира и предвещает чаще всего счастье.

· Говорят конь А. Македонского, Буцефал — Единорог.

· Также существует легенда, что легендарный конь Александра Македонского, Буцефал — Единорог, пойманный в Египте по приказанию царицы Клеопатры в подарок великому царю. Обычно Единороги не живут в неволе, и умирают, но Буцефал подчинился Александру.

· Единорог обладает способностью очищать воду своим рогом. Такое его свойство описано в греческой версии “Физиологуса”: вода в озере была отравлена змеей и стала ядовитой. Единорог начертал рогом на воде крест, и после этого животные смогли ее пить. Здесь также налицо сопоставление единорога с Христом, который очищает от греха (яда), вызванного Дьяволом (змеей). Единорогу приписывали и способность распознавать рогом яд. Рог покрывался капельками пота при приближении к отраве или ядовитая жидкость закипала, когда в нее опускали рог. Вот почему такой популярностью пользовались кубки и чаши из рога или измельченный рог. Считалось, что рог обладал чудодейственной силой. Он будто бы излечивал от эпилепсии, лихорадки, других болезней, продлевал молодость и укреплял потенцию. Неудивительно, что стоил он дорого.

· Во времена Ренессанса торговля рогом велась в широких масштабах. Даже небольшой его кусочек оценивался в целое состояние, рог целиком был поистине бесценным. К 1600 году в Европе насчитывалось, по крайней мере, 12 рогов. Врагом единорога издавна считался слон. Они всегда вступали в борьбу, и обычно кончалось тем, что единорог пропарывал слону брюхо. Со львом у единорога тоже были трудные отношения. Но лев мог заманить единорога в ловушку: спасаясь от погони, он устремлялся к дереву и в самый последний момент отскакивал в сторону, единорог же вонзался рогом в дерево, и лев мог легко расправиться с ним. Льва называют царем зверей, но претендовать на это звание вполне может также и единорог. Говорили, что единорог обитал в Эдеме и был на Ноевом ковчеге. Но некоторые утверждали, что единорог со своей самкой отказался ступить на ковчег, а по другой легенде самец и самка единороги были настолько неуправляемыми, что Ной сам прогнал их. В некоторых источниках сообщалось, что единорог утонул во время потопа, другие же, наоборот, считали, что он спасся вплавь. Единорог оставил заметный след в литературе и в искусстве средневековья и эпохи Возрождения. Упоминания о нем встречаются в книгах, его изображают на иллюстрациях, картинах, гобеленах, на предметах культа, шкатулках, медальонах. Пика культ единорога достиг в XV веке. Со второй половины XVI века интерес к нему затухает, но в XX веке он возрождается снова.

· Человек больше никогда не сможет насладиться красотой Единорога.

· Но человек никогда больше не сможет насладиться красотой Единорога, а также убить его, потому что Единороги удалились в свою страну, в параллельный мир, где уже никто не сможет причинить им вред.

· Современный единорог

· В природоохранном центре Прато (Италия) проживает вполне реальный единорог, обнаруженный несколько месяцев назад в лесу. Это самец косули с единственным рогом посреди лба; по размеру он как раз более или менее соответствует средневековым описаниям.

· Зверь жив, здоров и чувствует себя неплохо, несмотря на пристальный интерес туристов. Впрочем, ему не так и трудно скрыться от них на парковой площадке размером в гектар.

· В истории упоминаются и другие похожие случаи; если до недавней поры многие огульно считали их обманом, теперь для скептиков есть наглядное доказательство: единороги бывают.

·

· Единорог, (лат. unicornus, уникорнус) — вымышленное животное, занимающее важное место в античной и средневековой символике. Оно изображалось в образе белого парнокопытного оленя с лошадиной гривой и винтообразно закрученным рогом на лбу. В своих трудах древнегреческий историк Ктесий Рнидский (ок. 400 г. до н.э.) выводит происхождение носорога от дикого зверя с единственным рогом, наделенным целебной силой, что,вероятно, является следствием неточного описания индийского панцирного носорога.

· Скотоводы могли также получать искусственным способом «однорогих быков» посредством выполнения определенных действий: они натягивали роговые выступы на коже лба теленка один на другой и давали им возможность зажить и срастись. Рог носорога считался средством, увеличивающим потенцию, и являлся фаллическим символом. В западноевропейской иконографии вырастающий изо лба животного рог обозначали как вместилище духа и таким образом одухотворяли его первоначальное значение как простого секс-символа. Впоследствии единорог олицетворял чистоту и силу. На средневековых миниатюрах и коврах показывается, что поймать его возможно лишь с помощью непорочной девственницы, в подоле которой он доверчиво прячется, где охотники ловят его и предают смерти. Он становится символом как непорочного зачатия Девы Марии, так и более поздней крестной смерти Спасителя. Появляющийся ангел Гавриил с благой вестью иногда изображается в виде охотника, который гонит навстречу деве Марии «украшенного драгоценностями единорога», удерживаемого охотничьими поясами, которые называются «вера, надежда, любовь» или, согласно перечню добродетелей, именуются как честность, справедливость, мир и милосердие. В данной иконографии Мария находится в огороженном саду (лат. hortus conclusus, хортус конклюзус) или за живой изгородью из роз (как изображено, например, на коврах в музее Клюни в Париже).

· Христианское символическое значение единорога восходит к античным легендам и раннехристианским духовным текстам, которые позднее, в средневековых книгах о животных (бестиариях), предстают уже в приукрашенном виде. Часто говорится о якобы целебной силе его рога, использующегося как противоядие: порошок истолченного рога способствует быстрому заживлению ран. Подобные рога «единорога», а в действительности клыки североатлантического морского млекопитающего нарвала (Monodon monodon), добываемого в водах Исландии и Гренландии, выставлялись не только в кунсткамерах, но и уже в аптеках эпохи Ренессанса. В раннехристианском анонимном труде «Физиолог» («Physiologus») действие этих рогов как противоядия описывалось следующим образом: «До того как звери приходят на водопой, выползают змеи и сплевывают свой яд в воду. Звери, которые знают, что в воде есть яд, не отваживаются пить ее и ждут, когда придет единорог. Он приходит, погружается в озеро и очерчивает своим рогом крест, что разрушает действие ядов. После того как единорог напился сам, могут пить воду и другие животные». На этом примере очевидно показано легендарное воплощение веры в чудесную силу рогов единорога.

· Впрочем, в средневековом сборнике «Геста Романорум» (Gesta romanorum) слон играет такую же роль, какая приписывалась единорогу. Там говорится об одном короле, который захотел убить слона и для этого приказал двум красивым невинным девушкам отправиться в лес и петь сладкозвучные песни. Услышав эти песни, слон заснул в подоле одной из девушек, тогда другая убила его мечом. Король же после этого окрасил свою мантию в крови убитого слона. Неясно, какое животное, упоминаемое в Библии, впоследствии было названо единорогом. Вероятно, речь шла о диком буйволе, имя которого при переводе передалось как единорог (греч. «моноцерос»). Так, например, в псалме 22, 22 говорится: «И выхватил меня из львиной пасти, и спас от рогов единорогов». Китайский единорог (ку-линь, хи-линь) напоминает европейского собрата лишь отчасти. Его ассоциируют с оленеподобным животным, покрытым чешуей, с бычьим хвостом и покрытым мехом рогом во лбу. Это животное является символом кротости, счастья и удачи, прежде всего для детей, так называемый символ «сыновья». Известное на Западе сочетание единорог — девственница соответствует в Китае представлению о восседающей на лежащем единороге кроткой богине Куань-юнь. В картине мира алхимиков единорог символизирует праэссенцию ртути, которая, соединяясь со львиным сулъфуром, должна образовать более прочное соединение. В геральдике единорог изображается как парнокопытная бородатая лошадь с винтообразным рогом во лбу, но берет на себя роль герба редко (гербы Блюденца Форарльберга).

· Более часто единорог изображается в паре с поддерживающими щит львами, как, например, на государственном гербе Великобритании.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 451 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...