Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эллинистическо-римская философия (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)



Рассматриваются три главных философских течения: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Они являлись субъективной разновидностью досократовской теории материальных элементов, философии Демокрита и философии Гераклита: теория огня – стоицизм, древний атомизм – эпикуреизм, философия текучести Гераклита – скептицизм.

Стоицизм (IIIв. до н.э. – IIIв. н.э.). По давней античной традиции, огонь считался стоиками основным элементом, из всех элементов он наиболее всепроникающ, жизнен. Благодаря этому весь Космос, в т.ч. и человек – это единый огненный организм со своими законами (логосом) и текучестью. Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе. Основные положения: 1) Космос – это огненный организм; 2) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому; 3) смысл мира и человека – лектон (смысловое значение слова), значимость слова, которая нейтральна как к психическому, так и к физическому; 4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности; 5) не только отдельный человек, но и люди в целом составляют неразделимое единство с Космосом; Космос можно и нужно рассматривать и как бога, и как мировое государство (тем самым получает свое развитие идея пантеизма (природа есть бог) и идея человеческого равенства).

Эпикуреизм (V-VIвв. на рубеже старой и н.э.). Огнеподобность души – общее представление у стоиков и эпикурейцев, но стоики видят за ней некоторый смысл, а эпикурейцы – основу ощущений. У стоиков на первом плане – разум, сообразный с природой, а у эпикурейцев – ощущение, сообразное с природой. Чувственный мир – вот что для эпикурейцев представляет главный интерес. Отсюда основной этический принцип эпикурейцев – удовольствие. Основные положения: 1) все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий; 2) человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствий; 3) мир чувств не иллюзорен, он – главное содержание человеческого, все остальное, в том числе идеально-мыслительное, «замыкается» на чувственную жизнь; 4) боги безразличны к человеческим делам (об этом, мол, свидетельствует наличие зла в мире); 5) для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим и другим противостояниям).

Скептицизм – характернейшая черта всей античной философии. Античный скептик отвергал познаваемость жизни. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе недостижимо. Основные положения: 1) мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности; 2) всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет»; подлинная философия скептицизма – молчание; 3) следуйте «миру явлений», сохраняйте внутренний покой.

38. Номинализм и реализм.

Номинализм – направление средневековой схоластической философии, которое отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами. Возник в XI-XIIвв., получил особое развитие в XIV-XVвв. Номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей и представляет собой имена, ноумены, знаки. Номиналисты продолжают линию софистов, которых Сократ критиковал за непонимание общего. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Тут все дело в направленности субъекта, его души на предмет познания. Такое устремление, по определению, есть интенция. По природе души ее интенция такова, что она сказывается во многих вещах, но общего в самих вещах нет, оно приписано к душе, точнее, к голове человека.

Реализм в философии – направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. Реалисты считали, что подлинной реальностью обладают лишь общие понятия, которые существуют до вещей в божественном разуме. Для реалиста общее существует, причем для Фомы Аквинского трояким образом: в Боге, в вещах, в головах (т.е. мыслях) людей. Слово в таком случае обозначает общее. Позиция средневекового реалиста – это продолжение линии Платона.

Рассматриваемый спор можно представить в понятиях сущности и существования. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности.

Общие признаки предметов обозначаются общими именами, а содержание тех и других интерпретируется в понятиях. Реалисты абсолютизировали общие признаки; номиналисты концентрировали свое внимание на общих именах, отказав в существовании общим признакам.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 5706 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...