Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бытие социальности



Социальность как совокупность определенных свойств находит воплощение в двух формах.

4.1.Бытие личности.

Здесь речь идет о человеке как о социальном субъекте, как о носителе социальных качеств, как представителе того или иного общества.

4.2. Бытие общества.

Это как раз та форма бытия, которая и является предметом нашего рассмотрения. Эту целостность мы и будем рассматривать во взаимодействии с природой, отдельными личностями, материальными и духовными достижениями человечества.

Главная черта общества – его органичная целостность, системность. Общество существует и развивается благодаря наличию устойчивых связей между его субъектами. Что же такое связь?

Любой предмет (явление) природы, существующий в данный момент, не просто имеет бытие сам по себе, а существует совместно с другими предметами. Это совместное бытие (со-бытие), например людей, можно рассматривать с нескольких точек зрения: времени (современники); пространства (соотечественники); структуры (сотрудники) и т.д.

Такое положение вещей обозначается понятием «отношение».

Отношение – это некоторый вид совместного существования каких-либо форм бытия.

Отношения «самого по себе» не существует, оно возникает только при наличии, по крайней мере, двух объектов. Виды совместимости, в зависимости от силы влияния предметов друг на друга, могут быть самыми разными. Крайние случаи: от полного отсутствия влияния (бабочка и Антарктида) до самой тесной зависимости (человек и кислород). Тесные отношения – это особый вид совместимости объектов. Поэтому он обозначается понятием «связь».

Связь (зависимость) – отношение, при котором появление и изменение одного объекта влияет (воздействует) на изменение другого объекта.

Обособленность (независимость) – отношение, при котором наличие и изменение одного объекта не влияет (не воздействует) на изменение другого объекта.

Изменение состояния объекта внешне воспринимается как активность. То есть, связь следует понимать как отношение активности, а обособленность – как пассивность. Или, можно сказать по-другому, активность есть проявление связи (зависимости), а пассивность – это проявление отсутствия зависимости (или подавления ее другой, большей зависимостью) в отношениях конкретных объектов. И необходимость активности диктуется наличием зависимости. Эти отношения имеют место и в живой, и в неживой природе.

Как понимать и применять понятия «отношение» и «связь»?

Если кто-то повлиял на ход события, на результат процесса, следовательно, он с этой ситуацией (вещью) связан. Если кто-то был только очевидцем события, следовательно, он к этому событию имеет отношение (существовал с этим событием совместно). Если же не видел, не слышал, существовал с этим событием несовместно, то данный человек к данному событию не имеет никакого отношения.

В соответствие с приведенными определениями можно определить понятие «общественные отношения». Это различные виды совместное существование людей и их объединений. Теперь можно дать и определение понятия «общество». Главное, что необходимо понять – не любая группа людей образует общество. Группа людей, загорающих на пляже, или люди, ожидающие на остановке автобус, еще не составляют общество, хотя и имеют похожие интересы. Общество образуется тогда, когда люди начинают совместно действовать, т.е. обнаруживают взаимную зависимость. Поэтому общество – это совокупность людей, объединенных определенными связями.

Наличие устойчивых связей между компонентами общества, их единство не вызывают сомнений. Поэтому наиболее распространенной сегодня является теория общества как системы. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность. Под элементом понимают максимально простое образование, которое в рамках какого-то исследования на части далее не делится. Системы бывают простыми или сложными. Под сложной системой понимают такую систему, в которой взаимосвязанные элементы образуют несколько уровней или ступеней. Совокупность связей в системе называется структурой. В сложной системе структура имеет иерархическое строение, это означает, что одни уровни элементов подчиняются элементам других уровней.

Элементами социальной системы могут выступать отдельные индивиды, группы и организации. Общим названием для элементов социальной системы является термин «социальный субъект». Главной характеристикой социального субъекта выступает способность быть инициатором социальных изменений. Так вот примером простой социальной системой может быть дружеская компания без постоянного лидера. А любые организации с начальниками и подчиненными – это уже сложные социальные системы.

Социальную систему в масштабе общества страны часто делят на крупные подсистемы – сферы жизни общества.

Сфера общества – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Важно понять, что люди между собой одновременно находятся в различных отношениях, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества – это не геометрические пространства, где обитают разные люди. Это могут быть различные отношения одних и тех же людей, но по различным сторонам их жизни.

Выделяют следующие сферы жизни общества: материально-производственная (экономическая), социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера – это сфера отношений людей при создании материальных условий поддержания их жизни.

Социальная сфера – это сфера отношений, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Видами социальных отношений являются межличностные, в том числе брачно-семейные, личностно-групповые и межгрупповые (межвозрастные, межрелигиозные, межнациональные и другие).

Духовная сфера – это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения и т.п.).

Политическая сфера – это сфера отношений людей, обеспечивающих им совместную безопасность.

Конкретное содержание сфер жизни общества можно представить с помощью отношений в соответствующих социальных институтах.

Социальный институт – это организованный процесс отношений индивидов и групп, представленный в системе формальных прав и обязанностей. Более конкретно под социальным институтом понимают группу людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (например, семья, армия и т.д.) или совокупность правил для каких-то социальных субъектов (например, институт президентства).

Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т.д. Эти средства могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые тоже необходимо создавать. Жизненно важные условия осуществляются людьми в экономической сфере в рамках таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки и т.п.), биржи, банки и т.д.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и другие организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важно, а для некоторых людей и более важно, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяет цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права, культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т.п.), средства массовой информации и другие организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им занимать относительно безопасную позицию в структуре их социальных связей. Люди используют коллективные формы жизни, поскольку являются слабыми биологическими существами. Однако совместное существование социальных субъектов требует определенной организации. Поэтому политические отношения – это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института. В политической сфере основным институтом в масштабе всей страны выступает государство. Оно состоит из множества составляющих его институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства существует масса организаций гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т.е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них могут существовать организации регионального и местного уровня.

Социальное управление осуществляется в двух формах: административной и политической. Разница заключается в том, что в первом случае правитель (должностное лицо) назначается вышестоящим органом управления, а во втором случае правитель (правление) выбирается членами данного сообщества. В этом смысле политическим является любой социальный институт, в котором руководящие должности являются выборными (государство, политическая партия, акционерное общество, творческий союз, религиозная организация и т.д.).

Управление социальными процессами требует установление дополнительных связей в социальных системах, что и отличает их от природных систем. В природных системах все изменения являются следствием соответствующих причин. Эти зависимости следствий от причин и называют причинными связями. По своему существу это – естественные отношения между объектами, при которых свойства одних объектов определяют характер изменения свойств (состояний) других объектов. Причинные связи имеют место и в отношениях между социальными субъектами. Так ребенок естественным образом зависит от родителей и других взрослых в силу недостаточного физического, прежде всего, и духовного развития. Но помимо этих связей в обществе формируются и функциональные связи. Под функцией понимается необходимое, предписанное действие, которое требуется совершить человеку или техническому устройству по замыслу управляющего субъекта. Поэтому о функциональных связях говорят только применительно к социальным и техническим системам. По своему существу – это искусственные отношения между объектами, при которых форма активности одних определяет форму активности других. Эта связь, например, имеет место в структуре должностного подчинения. Начальник потому так и называется, что он определяет начало и направление активности своих починенных.

Все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны друг с другом. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в средние века господствовало представление об особой значимости религиозной сферы жизни. В Новое время и эпоху Просвещения выделялась роль нравственности и сферы научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений. Но в рамках общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традициях в области религии и морали. Таким образом, на определенных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться, но при этом роль остальных сфер не умаляется.

В данной теме раскрыт сложный характер социальных систем. В следующей теме будет представлен их динамический, т.е. подвижный, изменчивый характер.

Вопросы для повторения:

1. какие формы бытия существуют?

2. что такое общество?

3. что такое общественные отношения?

4. что собой представляют сферы общества?

5. Как определить понятие «социальный институт»?

6. Какова разница между причинными и функциональными связями?

Тема 1.2. Развитие и типология общества.

В окружающем нас мире постоянно происходит множество изменений. Мы их можем зафиксировать, если сосредоточим внимание на каком-либо объекте в течение определенного промежутка времени. И в отношении любого объекта можно отметить появление одних, ранее не существовавших свойств, связей, признаков, а также исчезновение других, привычных свойств, связей и признаков. Эти изменения позволяют человеку различать различные объекты, даже, если они похожи друг на друга, типичные. Таким образом, понятие «изменение» означает любую смену состояния, свойств, признаков объекта от смены пространственного положения предмета, нагревания или окисления вещества, роста живых организмов до появления новых идей и настроений человека. В этом смысле изменение является универсальным явлением, т.е. относится ко всем объектам.

Особый тип изменения – развитие. О его наличии принято говорить в определенном отношении. Оно рано или поздно случается со всеми объектами нашего мира, но при определенных условиях. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Например, ребенок и выросший из него специалист в какой-нибудь области деятельности – это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, поскольку занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому и говорят о таком человеке, что он прошел путь развития. Соответственно, под социальными изменениями понимают смену состояний, свойств и связей социальных субъектов.

Изменения социальных субъектов, как отдельных элементов социальной системы, способны привести к смене качественного состояния всей социальной системы, т.е. к социальному развитию. В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений, в частности:

а) содержательные изменения; под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или смены ими своих свойств; это может быть, например, изменение кадрового состава организации, т.е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности их труда;

б) структурные изменения, т.е. изменение совокупности связей элементов или строения их связей, формы «паутинки» связей между элементами, это может выглядеть, например, как перемещение какого-то человека в должностной иерархии, в отношениях подчиненности; при этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и бывают не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимают указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником;

в) функциональные изменения; функция – это необходимое, предписанное действие для того или иного объекта; изменение функций системы могут быть вызваны как изменением ее содержания или структуры, так и изменением окружающей социальной среды, т.е. изменением внешних связей данной системы. Например, изменение политического строя в стране могут быть вызваны как социальным развитием внутри страны, так в результате внешнего воздействия, в том числе военного со стороны других стран.

В науке существует несколько теорий, описывающих развитие различных систем. Наиболее применимой к разнообразным изменениям окружающего мира считается диалектика. В Древней Греции это понятие обозначало спор, столкновение противоположных взглядов, противоречие. Позже этим понятием стали обозначать противоречивый характер отношений не только в полемике, но и во всей природе. Целостную диалектическую концепцию развития разработал немецкий философ XIX века Г. Гегель. В настоящее время под диалектикой понимают теорию развития, которая основывается на противоречивом характере всевозможных изменений.

Содержанием научных теорий выступают ее принципы и законы. Принципами называют основополагающие идеи, определяющие активность человека практическую или духовную, например, в построение какой-то системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают принцип всеобщей связи и принцип развития во всех формах бытия. Первый принцип подразумевает, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими Галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных линиями (связями), то увидим, что каждый человек стоит в связке со всеми космическими объектами, т.е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле. Смысл второго принципа был рассмотрен выше.

Особое значение имеет понятие «закон». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют и другие законы.

Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

Связи между различными явлениями в природе носят объективный характер. Не зависимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые связи называют законы природы.

Если человек силой своего разума проникает в суть протекающих процессов, если ему удаётся открыть причины тех или иных событий, условия осуществления тех или иных связей, то эти знания формулируются как законы науки. Это субъективное описание природных связей человеком. Совершенно очевидно, что законы науки описывают природные связи приблизительно, ведь человек всего не знает. Только в исключительных случаях законы науки точно соответствуют законам природы. Поэтому люди часто терпят неудачу, когда слишком полагаются на свои знания, даже, если считают их научными. Например, непонятно почему ломается или неожиданным образом ведет себя техника.

А с пониманием связей и отношений между людьми дело обстоит ещё сложнее. Дело в том, что мотивы активности или пассивности людей различны и часто не устойчивы. Можно предугадать, как поведёт себя дерево в течение часа. А как поведёт себя человек в ближайшие минуты? – Трудно сказать. А группа людей? – Ещё труднее! Мотивы поступков одного человека даже в сходных ситуациях различны: вчера хотел выступить на семинаре, а сегодня уже не хочу; утром не хотел делать зарядку, а сейчас с удовольствием бы размялся; 5 минут назад это занятие мне казалось важным, а сейчас мне просто не до него и т.д.

Для того чтобы в обществе сохранялся хоть какой-нибудь порядок, в нём приходится устанавливать правила отношений и связей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщённые правила поведения. В этом смысле юридические законы – это предписываемые людям связи с другими объектами.

В последующем изложении подразумевается философский смысл понятия «закон», который относится ко всем формам бытия, а не только к правовым отношениям. В диалектике как теории развития сформулированы три закона.

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

3. Закон отрицания отрицания.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...