Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ситуации.
Например, Германия оказалась во власти нацизма, когда пыталась решить свои экономические проблемы. Не так давно события в восточноевропейских компартиях бросили их страны в беспрецендентный по скорости изменений исторический спурт. Демократическое движение, стремление к свободе и снижение ограничений втянули их в вихреподоб-ное состояние.
2. Индивидуальные возмутители спокойствия. Иногда группы впадают в турбулентное и хаотическое состояние, когда появляются отдельные возмутители спокойствия с новыми идеями. Иногда эти нарушители порядка оказываются в сильно измененных состояниях сознания, демонстрируя антиобщественное, неадекватное или дисфункциональное поведение.
Например, психотик в семье, алкоголик или наркоман в организации или личность, находящаяся в критическом положении, могут ввергнуть в хаос всю группу.
3. Репрессии и революции. Завихрение также возникает тогда, когда подавляемые личности свергают вдруг своих притеснителей или преступают свои собственные запреты. Личности и организации, претерпевающие такие изменения в поведении, больше не следуют предсказуемым и ожидаемым паттернам поведения. Существует масса примеров изменений такого рода в неожиданных взлетах и падениях политических лидеров, в бунтах меньшинств, лидеров предприятий и организаций и даже в семьях, где есть подростки.
Любая группа, перегородившая плотиной русло отдельных процессов, при разрушении этой плотины неизбежно и очевидно будет входить в турбулентное состояние.
Когда личность или группа исследует проблемы и процессы, которые тщательно отрицались, поток предсказуемых событий становится хаотичным, нелогичным и нелинейным. Начинают возникать иррациональные явления—болезни, путаница, кошмары, фантазии, депрессия или даже парапси-хологические эффекты.
Однако, хаотичность кризисных событий непредсказуема только с точки зрения их первичной или основной сущности. Так, болезнь кажется хаотичной и бессмысленной, пока мы ие вспомним, как много было до нее предупредительных
сигналов и симптомов. Если мы исследуем случаи болезни, безумия или помешательства, то, что на первый взгляд казалось беспорядочным, на самом деле оказывается сильно упорядочено, как показано в моей книге «Тени города».
Кроме того, организации, подавляющие скрытые конфликты и процессы, могут оказаться в глубоком беспорядке, когда подавляемые факторы ввергнут гармонию в хаос. То, что вначале казалось непредсказуемым и беспорядочным, всегда, если задуматься, может оказаться звонком в дверь задолго до появления гостя.
Центр циклона
Следовательно, конфликт и хаос—это предсказуемые колебания между двумя определенными паттернами, а беспорядок—это всего лишь определенная точка зрения. То, что кажется невероятным со стороны, можно предвидеть, находясь внутри процесса.
Взгляд А | Взгляд В | |
События, воспринимаемые | События, переживаемые | |
СО ( | стороны | внутри процесса |
Порядок | Беспорядок | Новая жизнь |
здоровье | болезнь | новый образ жизни |
здравомыслие | безумие | творчество |
нормальные | измененные состояния | подвижность |
жизнь | смерть | стать самим собой |
брак | развод | текущие взаимоотношения |
мир | война | процесс взаимоотношений |
рабочая энергия | ЭНТРОПИЯ | осознание или бессознательное |
То, что вначале казалось беспорядочным или хаотичным, получив возможность для своего развертывания, оказывается поразительно новым паттерном, который еще не использовался. Он возникает в атмосфере хаотических ситуаций, как только мы включаемся в них и их развиваем. Консультанту группы надо знать, что существует неподвижный «центр циклона». Знание этого придает мужество малым и большим группам временно включаться в неуправляемые процессы в поисках новых паттернов, стремящихся найти себе выход.
Консультанты, работающие с глобальными и политическими процессами, должны уметь анализировать хаотическую ситуацию, особенно теперь, в канун нового тысячелетия. Людям, группам и нациям предстоит пережить быстрые и необычные изменения, чтобы услышать зов планеты в эпоху экологического и политического кризиса.
86,
Наша планета уже разрушается известными паттернами и формами безрассудного поведения. Исчезают народности. Экономический процесс больше не является локальным. Экосистема находится на грани взрыва. Нищета и голод возрастают. Повышается преступность, наркомания и другие пристрастия.
Новые паттерны ищут себе выхода, но если мы не подготовимся к возникновению турбулентных ситуаций, они породят боль и хаос, а не новый образ жизни. Без должного признания турбулентности мы просто будем стараться восстановить контроль над процессом, делая это опять уже известными и неэффективными способами. Если же мы готовы к изменениям, то обретаем философскую и психологическую основу для обретения «управляемой свободы», позволяя процессу идти своим ходом и поддерживая при этом возникающие паттерны.
Помню, недавно мы пригласили на занятие группы по уличным проблемам десять совершенно пьяных бомжей. Двое из них, Большой Лев и Меткий Стрелок, как они себя называли, ругались с таким жаром, что, казалось, Алабама и Тенесси вопят во всю силу своих легких. Большой Лев рассказывал о том, как ругалась его мать, когда он стал испражняться на заднем дворе ее дома. Начался настоящий бедлам, все орали и вопили одновременно. Но Меткий Стрелок уважал мать Большого Льва за то, что она была очень любящей матерью. Я понял, что эта «мать», полная любви, ищет себе выход, но любые мои попытки и просьбы рассказать о ней или описать ее, заканчивались безуспешно. Вдруг Большой Лев запел, и все замерли—столько в его голосе было любви и сострадания! Это на время восстановило порядок и разрядило ситуацию. Мне на память приходит бесчисленное множество примеров переживаний в хаотических ситуациях, когда группа, входя в беспорядочный процесс, обнаружила новые проявляющиеся части своего «я» и восстанавливала новый центр равновесия. Помню, как одна группа в Тель-Авиве зажигательно выплясывала после столь же пламенного и беспорядочного конфликта. Другая группа в Колорадо-Спрингс обрела мир и спокойствие, разыграв между собой войну, в ходе которой они «бомбили» друг друга. В Сан-Франциско ожесточенный конфликт между женщинами и мужчинами завершился, когда все накричались и наоскорблялись вволю.
Новый порядок всегда можно обнаружить в явном хаосе, если мы обладаем терпением и выдержкой для того, чтобы
не программировать природу, а следовать ей, если мы учимся жить на колеблющейся под нашими ногами почве вместо того, чтобы принуждать себя к принятию решений. Если оглянуться в прошлое, то можно увидеть, как нации и группы, приблизившись вплотную к новым паттернам поведения, затем отступали и рушились, распадаясь на новые сущности.
Живо вспоминается окончание долгого семинара по медитации в Сиэттле. Каждый член группы размышлял над своим знанием, тихо бормоча: «Я знаю, что...», вставляя на пустое место свои чувства, представления, услышанные звуки и т. д. Вдруг это тихое бормотание прервалось хихиканьем нескольких членов группы. Хихиканье прекратилось на время, опять наступила тишина, но через некоторое время оно возобновилось с еще большей силой.
Ниоткуда вдруг взявшись, в этой комнате возникли две роли. Одна роль—проявление ребячества, другая—консерватизм родителей или религиозных смотрителей, считающих этот смех неуместным.
Два этих проявления духа в группе смеялись и кричали друг на друга, возникла перепалка Вдруг в пылу стычки кому-то наступили на ногу. Все наше внимание неожиданно переключилось на его боль, и всем стало не по себе. «Здесь боль»,—заметил один из медитаторов, и все затихли и сосредоточились, переживая эту же боль.
Этот случай дал понять, что в скрытой форме имел место беспорядочный конфликт, в котором сильно подавляемое проявление духа стремилось выйти наружу. Но и до этого конфликта существовало осознание боли, которую мы все почувствовали, когда конфликт бессознательно проявился.
Я полагаю, что терпимое отношение к хаосу может служить отличной подготовкой к будущему. Нас призывают придти на помощь этим переменам, наблюдая и проявляя заботливое и терпеливое отношение к природе. Однако без знания обо всех имеющихся частях процесса хаос и турбулентность могут привести в результате не к новым и полезным паттернам, а к прежнему повторению прошлого.
Вопросы
1 Испытывали ли вы когда-нибудь чувство страха в атмосфере группового хаоса' Постарайтесь осознать сущность природы человека и возникшей ситуации, вместо того чтобы пытаться изменить их
2 Какой порядок прослеживается в тех явно хаотических групповых взаимоотношениях, участником которых вам пришлось стать?
СЛОВАРЬ
АНТИМАТЕРИЯ—в физике понятие вещества, обладающего электрическим зарядом, противоположным по отношению к обычной материи, и имеющего короткий период жизни.
АНТРОПОС—в мифах о сотворении мира представление о вселенной как об огромном человекоподобном существе
АРХЕТИП—идея австрийского психолога К. Юнга о коллективном паттерне, рисунке поведения и восприятия, который можно обнаружить во всех культурах и во все времена в виде определенных образов.
БАРЬЕРЫ—ограничения, накладываемые на собственную индивидуальность и философские убеждения, удерживающие от более полного ее проявления.
ВТОРОЙ ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ—закон физики, предсказывающий тепловую смерть вселенной в замкнутых системах, т. е. постоянное возрастание энтропии и переход от порядка к хаосу.
ГЛУБОКАЯ ДЕМОКРАТИЯ—установка и название политической позиции, которая подчеркивает ответственность каждого за все происходящее и выступает за открытость различным, даже полярным, сторонам групп и полей.
ДАО—древнекитайское описание типа поведения, основанного на мгловенном переживании данного момента времени.
ДУХ МЕСТНОСТИ—чувства и образы, вызываемые данным местом или способ, которым дух данного физического окружения проявляется в виде постоянно изменяющейся групповой роли.
ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ—изменения в нормальном поведении, мышлении и восприятии, которые могут носить временный или постоянный характер.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК—представление современной информационной теории, согласно которому информация не извлекается из окружающего нас пространства, а как бы струится, «плавает» в нем.
КАНАЛЫ—сенсорные каналы, по которым передаются сигналы (зрительные, слуховые и т. п.).
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ—идея К. Юнга о безличностной природе определенных образов и переживаний, которые кажутся пришедшими откуда-то извне. Основной элемент коллективного бессознательного—а р х е т и п, проходящий сквозь века и культуры.
ЛИНИИ ДРАКОНА—древнекитайское описание воображаемых силовых линии, пронизывающих мир, основанное на психическом переживании данного момента времени.
мн ™^?Д ГЛОБАЛЬНОГО ПРОЦЕССА-работа с группой и мировы-в^*ы?«ВДями ориентированная на процессе и проводимая с установкой ва глубокую демократию.
НЕГЭНТРОПИЯ—процесс возможного сопротивления энтропии, что означает увеличение объема полезной работы. В замкнутых системах нормальная энтропия возрастает. В этой книге, однако, предсказаны ситуации, когда возрастает негэнтропия, что может повернуть вспять «естественный» ход истории.
НЕЛОКАЛЬНОСТЬ—физический термин, указывающий на то, что не существует разделенных друг от друга локальностей, что все положения в пространства в определенных ситуациях оказываются взаимосвязанными.
НЕОБРАТИМОСТЬ ВРЕМЕНИ—физическая концепция, согласно которой в определенных уравнениях и законах ход времени может изменяться в направлении.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ—попытка улучшить коммуникацию между различными частями организации, связанную в основном с бизнесом. Когда в работу включаются элементы воображения и духовного развития, это часто именуется «организационным преобразованием».
ОСОЗНАНИЕ—способность обнаружить и использовать определенный канал восприятия.
ПОЛЕ—выдвинутая в этой книге математическая идея о паттерне, пронизывающем мир, который мы можем ощущать, видеть в своем воображении и который должны подвергать анализу.
ПРОЦЕСС—поток сообщений, сигналов и изменений в индивидуальности.
ПРОЦЕСС ПЕРВИЧНЫЙ—способ, которым личность или группа индивидуализируется.
ПРОЦЕСС ВТОРИЧНЫЙ—чувства и сигналы, не осознаваемые или отвергаемые нами.
ПРОЯВЛЕНИЯ ДУХА—ощущения и представления в данный момент времени или способ, которым это проявляется в виде групповой роли.
СИНХРОНИЧНОСТЬ—концепция К. Юнга, согласно которой внешние события переживаются как обладающие тем же или сходным смыслом, что и внутренне переживаемые образы.
СО-ЗАВИСИМОСТЬ—ощущение подчиненности личных чувств и убеждений, зависимости от другого человека, который, в свою очередь, зависит от наркотиков или от убеждений других людей.
СИГНАЛЫ—основные блоки информация, элементы сообщений.
СНОЯВЬ— термин, предложенный А. Минделлом для обозначения глобального или универсального психологического поля Земли (по аналогии с гравитационным полем). В этой концепции мир является комбинацией физических объектов и паттернов воображения. С точки зрения современной информационной теории глобальное поле обладает памятью, архетипами и влияет на мышление, поведение и события окружающего мира.
ТЕПЛОВАЯ СМЕРТЬ—физический термин для обозначения неизбежной гибели вселенной, вызванной неуклонным снижением объема полезной работы и информации.
ЭНТРОПИЯ—физический термин для оценки уменьшения способности системы совершать полезную работу, самосохраняться.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. Теория и методы
Глава 1. Центр циклона........... И
Глава 2. Теория поля............ 18
Глава 3. Проявления духа в групповом поле... 28
Глава 4>. Вмешательство в поле........ 37
Часть II. Метанавыки лидерства
Глава 5. Лидер как мастер боевых искусств.... 54
Глава б. Глубокая демократия и внутренняя работа 66
Глава 7. Даос в циклоне........... 75
Техн. редактор 3. Г. Неустроева
Сдано в набор 27.11.92. Подп. в печать 0103 93. Формат 6ОХ84'/1б. Бумага писчая. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ л. 5,11. Усл. кр.-отт. 5,23.
___________________ Уч -изд л. 6,21. Тир. 20000. Зак. 5744.
Малое предприятие «Вельти», 165100, г. Вельск Арханг. обл.
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
КИЇВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 220 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!