Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И все во имя непрерывной эволюции нашей жизни. Во имя решения практических задач, от которых зависит наше существование и наше будущее



Таков закон жизни…».

Ему же принадлежит и оригинальный взгляд на творчество, с которым трудно не согласиться:

Творчество… На протяжении столетий практически мы связывали это слово с искусством. Творцами именовались музыканты и поэты, художники и архитекторы. Они творили произведения искусства, составлявшие порой гордость нации, человечества.

Для этой категории людей общество стремилось создать необходимые условия развития, роста, существования. И никто этому не удивлялся: как-никак творцы…

Но вот во второй половине двадцатого века … утвердилось новое определение: научно-техническое творчество. И это вполне закономерно, Оно – детище научно-технической революции…

Искусство в основном продукт человеческого чувства. Научно-техническое творчество – порождение разума. И действительно, эти два начала могут быть поставлены рядом и объединены общим понятием – творчество.

Искусство придумывать машины, создавать новые теории, высказывать гипотезы на пути к истине, разве это не творчество? – Конечно, творчество. Иногда самой высокой марки. Творчество, требующее от умельца не только воображения, не только смелого полета мысли, но и чувства и мужества для того, чтобы отстоять свою правоту.

Творчество всегда связано с понятием красоты. Но ведь подлинная красота может быть заключена не только в архитектурном сооружении, не только в картине, статуе или стихе – есть красота математической формулы, красота научного решения проблемы, красота машины или механизма. Ведь все это – порождение единого творческого процесса, который может протекать в сознании одного человека или коллектива».

При использовании математических методов следует помнить завещание известного математика и писателя Ирины Грековой [29, с. 183]:

«То, что математический язык часто непонятен гуманитариям (особенно старшего поколения), создает вокруг исследований, написанных на этом языке, некий «орел непогрешимости». Принято считать, что выводы, полученные при помощи математического аппарата, тем самым уже непререкаемы. Отнюдь не! Само по себе наличие математического аппарата никак не придает точности и достоверности научному исследованию. С помощью этого аппарата исследуется не само явление, а его математическая модель, которая может быть удачной, так и неудачной (к сожалению, последнее в гуманитарных областях встречается чаще, чем хотелось бы). С помощью математической символики можно написать столько ерунды, столько пустопорожних, псевдонаучных измышлений, что иной раз диву даешься. Математический аппарат есть, а науки нет, потому что приложен этот аппарат к решению вздорной, надуманной, уродливо поставленной задачи, не имеющей никакого отношения ни к чему. Подобного рода научные пустоцветы чаще всего растут на почве новых, только еще возникающих отраслей знания, где пока нет установившихся традиций. В физике, механике, электротехнике есть такие традиции, освященные десятилетиями, если не веками. В социологии, футурологии, «теории сложных систем» традиции эти пока еще не сформировались. В изобилии появляются работы, где применяется математический аппарат, а науки нет и в помине. Порок этих работ – отсутствие доматематического, качественного анализа явления, подлинной постановки задачи. Умение ставить задачи, безусловно, должно быть отнесено к области искусства, и хорошо, изящно поставленная задача – подлинное произведение искусства. Кстати, умение оценивать научные работы, отделять «полезные растения» от «сорняков» тоже без колебаний можно отнести к искусству. Всякие попытки объективно оценить научный результат по какому-то формальному, вычисленному критерию (скажем, по «индексу цитируемости» или «экономической выгоде»), как правило, себя не оправдывают. Единственной опорой, позволяющей отличить подлинник от эрзаца как в науке, так и в искусстве, остается интегральный эффект человеческих мнений. Подлинное рано или поздно пробивает себе дорогу (часто, к сожалению, поздно)».

В заключение этого раздела авторы считают возможным привести крылатые фразы и афоризмы, принадлежащие выдающимся деятелям культуры, науки и образования по различным вопросам научного творчества, а также о необходимости борьбы самого творца за признание его идей и результатов научного поиска в обществе [29, 37, 50 и др.].

Алишер Навои: «Кто из наук решил извлечь доход,





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...