Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История создания



В 1961 году Бриттен начал работу над Военным реквиемом. Произведение готовилось к открытию собора в городе Ковентри, до основания разрушенном немецкими бомбардировщиками во время Второй мировой войны. Военный реквием — самое значительное произведение Бриттена. Он продолжает традиции классических реквиемов, начиная от Моцарта, но использует и опыт недавнего прошлого. Новаторским в Военном реквиеме Бриттена является то, что композитор совместил традиционные тексты заупокойной мессы с вдохновенными и горькими стихами английского поэта Уилфрида Оуэна.

Реквием Бриттен посвятил памяти своих друзей, погибших на фронтах. Эпиграфом к нему стали строки Оуэна:

Моя тема — война и скорбь войны. Моя поэзия скорбна. Все, что поэт может сделать — это предостеречь.

На вопрос о содержании Военного реквиема, Бриттен ответил: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах... Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожалений по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны». Реквием состоит из 6 частей, озаглавленных соответственно традиционным разделам заупокойной мессы.

Чтобы подчеркнуть значение произведения, направленного против войны, призванного объединить народы, композитор предназначил три его сольных партии — сопрано, тенора и баритона — представителям трех народов. Ими должны были стать русская Галина Вишневская, англичанин Питер Пирс и немец Дитрих Фишер-Дискау. Однако в последний момент советские чиновники, от которых зависел выезд из страны, не дали певице разрешения. Замысел Бриттена остался не осуществленным. Премьера Военного реквиема состоялась 30 мая 1962 года на торжествах по случаю освящения восстановленного собора Святого Михаила в Ковентри, под управлением автора.

Музыка

Военный реквием — вершина творчества Бриттена, вобравшая в себя лучшие черты творчества композитора. Драматургия строится из сопоставления трех планов. Передний — два солиста (солдаты) и камерный оркестр — связаны со стихами Оуэна. Это ужас войны и страдание человека. Второй — ритуальное выражение траура — месса в исполнении сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Третий — невинность и чистота, символизируемые хором мальчиков и органом. Музыкальный язык произведения объединяет в себе старинную псалмодию, солдатскую песню, близкий импрессионизму речитатив, музыку, подобную баховским остинато, аккордовые фанфары, типичные для английских дворцовых празднеств.

Requem aeternam — траурное шествие, сопровождаемое погребальным звоном колоколов. Его прерывает хор мальчиков (Те decet hymnus — Тебе поем гимн), звучащий спокойно и отрешенно, словно голоса ангелов. Траурное шествие возобновляется, прерываясь во второй раз — теперь полным экспрессии трагическим монологом тенора (Не служат месс для жертв кровавой бойни). Dies irae открывается воинственными фанфарами, полными необычайной силы. Традиционный образ траурной мессы наполняется новым смыслом — военного сигнала. Трижды проводится четко скандированная основная тема части, предваряемая каждый раз все более мощными фанфарами и раскатом ударных — словно жуткой канонадой, после чего монолог баритона «Горн пел» повествует о кратком, полном тревоги отдыхе солдат. Кульминация следующего раздела — Recordare Jesu pie (О припомни, Иисусе) — отчаянный вопль солдата, доведенного до предела страдания. Сопрано, сопровождаемое траурными звучаниями хора и оркестра, исполняет трогательную мольбу о пощаде (Lacrimosa — Слезная). В Offertorium рассказ (баритон) о жертвоприношении обрамляет хоровая фуга. Центр реквиема — Sanctus, состоящий из резко контрастных разделов. Праздничный, ликующий, с юбиляциями медных инструментов, он внезапно сменяется апокалипсическим монологом баритона. После краткого Agnus Dei в надломленно-усталом ритме наступает заключительная часть, Libera me — грандиозная фреска, в которой впервые объединяются все исполнители. Ее заключение — спокойная, постепенно стихающая колыбельная.

Д.Д. Шостакович Симфоническое творчество.

1 симфония – принципы западноевропейского романтического симфонизма и «балаганной драмы» Стравинского

2 симфония – «Симфоническое посвящение Октябрю»

3 симфония – «Первомайская»

4 симфония – 3 части с похоронным маршем

5 симфония – переломное произведение в творчестве Шостаковича

6 симфония – баховский тематизм

7 симфония – симфония-драма (ВОВ)

8 симфония – симфония-трагедия (ВОВ)

9 симфония – лёгкая, камерная

10 симфония – оптимистическая трагедия, DSCH

11 симфония – «1905»

12 симфония – «1917»

13 симфония – на стихи Евтушенко для баса и оркестра

14 симфония – для баса, сопрано и оркестра, главная тема – смерть

15 симфония – достаточно традиционна; включает темы Россини и Вагнера

Симфонизм.

В творчестве Шостаковича определяются три линии симфонизма:

1) драматическая и лирико-философская (№ 1, 5, 6, 10, 15);

2) трагедийная (№ 4, 8, 11, 13, 14);

3) героико-драматическая и жанровая (№ 2, 3, 7, 9, 12).

Принципы симфонической драматургии.

Шостакович воплотил некоторые общие тенденции крупнейших мастеров ХХ века, которые были обусловлены духом времени: бедствия и подвиги тотальной войны, великие потрясения эпохи, страстная борьба за гуманизм. В связи с этим возрастает роль различного рода вторжений, потрясений в симфониях. Приём монологов-исповедей, речитативов-размышлений в медленных частях цикла и послекульминационных зонах связаны с ростом интеллектуализма в симфониях, то есть стремление выразить не только чувства, но и мысли.

Принцип монотематизма, лейтмотивная система, тематическое развитие обогащается полифоническими приёмами и даже формами (канон, фугато, фуга). Причём главная партия – полифонична, побочная – гомофонно-гармоническая.

Используются темы-оборотни, встречаются элементы эпохи барокко, «обобщение через жанр». Тембровая драматургия схожа с Чайковским: полное использование всех возможностей струнных, медь в героических и драматических эпизодах. Особое отношение к дереву – соло как выражение мыслей и чувств самого героя.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 355 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...