Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Довгялло, А. В. 3 страница



30. Источники византийского права. Разработка и структура кодекса Юстиниана.

Византийское право, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. На ранних этапах развития государства сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям. Императорское законодательство в качестве основного источника права. Первым официальный свод законов - Кодекс императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина. В 4-6вв. - высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы. Византийские юристы адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Под руководством юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом явился Свод законов Юстиниана. Эта кодификация до XI в. оставалась важнейшим источником действующего права В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычного права. Таким образом проявилась одна из характерных тенденций развития византийской правовой системы, а именно стремление императорской власти консолидировать все право в писаном законе. 31. Правовое регулирование общественных отношений в Византии. Рецепция Византийского права.В рассматриваемое время уже не сохранилась в значительной степени традиционная городская община. Это не была регенерация аграризировавшего старого города, а это было возникновение на его развалинах, а часто по соседству с ними нового города. Он был разбросанным, представлял возможность обработки земли, в нем не было бань, общегородских систем водоснабжения и канализации. Такой характер раннесредневекового византийского городского строя исследователи объясняют тем, что в Византии было развитым и устойчивым деревенское ремесло, что в условиях IX - X вв. не стимулировало быстрое конституирование города как исключительно ремесленно-торгового центра. Город был прежде всего центром локального обмена и лишь отчасти производства. Обмен между городом и округой осуществлялся в основном на ярмарках. Внутригородская торговля и обмен ведутся не на торговой площади, рынке внутри города, а дома, непосредственно между продавцом и покупателем. На ярмарках византийские купцы скупали изделия как сельских, так и городских ремесленников, увеличение спроса стимулировало городское ремесло. Важнейшим организатором и регулятором развития товарно-денежных отношений был не город, а государство. Константинополь занял монопольное производственное значение, что тормозило оживление и подъем ремесла в провинциях и провинциальных городах. Медленное развитие провинциального ремесла подтолкнуло власть к поощрению кинонии - мелких временных объединений (новеллы императора Льва VI - начало X вв.) Византийская государственность регулировала и норму прибыли: ограничивала спекуляции, контролировала цены, создала систему поимущественно-подоходного обложения с известными уравнительными тенденциями. Городское население обязано было нести некоторые повинности, сочетавшие элементы общегосударственных и городских: осуществлять надзор за системами водоснабжения и орошения, ремонтировать общественные здания, доставлять грузы. Город представлял собой особый податный округ. Исследователи имеют возможность лучше изучить город Константинополь, поскольку существует знаменитая «Книга Эпарха» - сборник постановлений, которые были установлены эпархом (градоначальником) в виде правил для 22 корпораций столицы. В рассматриваемый период ремесленное производство и торговля в империи процветали, подъем начался в столице с середины IX века, а со второй половины XI века - и в провинциальных городах. Шелк, художественные изделия из стекла, металла, слоновой кости, дорогая посуда, льняные ткани из Византии снова обрели мировую славу. Возобновились широкие внешнеторговые связи. 32. Общественный и государственный строй славянских стран в период феодализма.

Приняв христианство, славянские государства Восточной Европы включили себя в круг византийских культурных и правовых влияний. На базе норм византийского и обычного болгарского права в конце IX века появился "Закон судный людям", который дошел до нашего времени в двух редакциях - Краткой (32 статьи) и Пространной (77 статей). Наиболее древней и близкой к подлиннику считается краткая редакция Закона по так называемому Румянцевскому списку.
В связи с развитием ремесла сравнительно широкое распространение имел договор подряда. В одной из статей этого Закона говорится, что, если портной испортит материал вследствие неумения шить или злонамерения, он должен быть избит или лишен вознаграждаения. Особое место в Законе занимают нормы, направленные против нарушения христианских предписаний о браке. Закон запрещал многоженство, предлагая выгнать из дома вторую жену вместе с ее детьми, устанавливая запрещение вступать в брак с близкими родственникамиМногие статьи Закона сохраняют старые славянские обычаи: талион, кровную месть, ордалии и др. Как уклад продолжал существовать институт рабства. За убийство раба возмещение получал его хозяин. Раб мог выкупить себя на свободу имуществом или отработкой. Закон строго охранял собственность. Смертная казнь грозила за поджог дома, за хищение церковного имущества из алтаря. За продажу в рабство свободного виновный мог быть продан в рабство. Штраф в двойном размере уплачивался за рубку и поджог чужого леса, за кражу скота. Ряд статей предусматривал суровые наказания за многоженство и изнасилование, а также за соблюдение языческих обрядов. Закон запрещал производить арест в помещении церкви, даже если преступник там находился. Соприсяжники (портники) - это люди, пользующиеся добрым именем и доверением суда, которые клятвенно должны подтвердить определенные, имеющие значение для процесса факты. Их заявления были решающими для исхода процесса. Особое значение в суде придавалось свидетельским показаниям. В 1349 году в г. Скопле (Сербия) на соборе феодальной знати был принят свод, получивший название в честь короля Стефана Душана "Законник Стефана Душана", который включал 194 статьи. Большая часть статей посвящена церкви, ее праву и христианской морали, а также уголовному праву и процессу. Он содержит нормы сербского обычного права и нормы, заимствованные у Византии. Класс феодалов делился на две основные категории: великие и малые властели и властеличи. Властели имели наследственные земли - баштину. Законник различал баштину - родовую собственность, наследственное имение и откупленицы - прибретенное на основе купчей имение. За службу властеличам давали пронии. Особой разработкой отличаются уголовные постановления Законника, относящиеся к религиозным и государственным преступлениям. За переход в другую веру и за возвращение к язычеству виновные подвергались смертной казни, а при смягчающих обстоятельствах - ссылке в рудники, членовредительству. Некоторые статьи Законника за нарушение церковного права предусматривали наказание в виде отлучения от церкви. В XIII веке в Польше появился первый писанный свод правовых обычаев. "Польская правда" состояла из 29 статей, написанных на немецком языке. Это не официальное, а частное собрание правовых норм. На его основе разрешались спорные вопросы между поляками и немцами-колонистами. Данный правовой памятник юридически закрепляет феодальную светскую и церковную собственность. Феодальная родовая собственность считалась принадлежащей всей данной фамилии, и поэтому отчуждения не могли иметь места без согласия всех кровных родственников, имевших по отношению к ней право наследования. Кроме того, кровные родственники имели право преимущественного выкупа этого рода имуществ - право ретракта. Постепенно в Польше отмирают старинные формальности, необходимые для перехода земельной собственности из рук в руки. Становится достаточно "акта об отчуждении", занесенного в специальные судебные книги.
Рассмотренные выше памятники составили первоначальную основу славянского феодального права.

33. Польская правда.

Книга польского обычного права — Польская Правда или Эльблонгская книга (по названию города, в котором ее рукопись найдена в XIX веке) долгое время была не известна. Первое печатное издание этого документа было выпущено в 1869 году Фолькманом.

Возникновение Польской Правды относят к середине XIII века. Польша XII и начала XIII века являлась раздробленным феодальным государством. Процесс феодального дробления страны обострялся в связи с вторжением на польские земли пруссов, германских феодалов, татар. Особенно тяжким оказалось нашествие тевтонских рыцарей (“крестоносцев”), входивших в один из наиболее агрессивных германских рыцарских орденов. Для того чтобы удержать свое господство и обеспечить своих чиновников руководством при отправлении суда над населением, жившим на захваченных землях и пользовавшимся польским правом, крестоносцы составили судебник, получивший впоследствии в литературе название Польской Правды. Судебник составлялся, как видно из его содержания, на основе записи крестоносцами ответов, полученных в результате опроса поляков. Поэтому этот памятник и написан на немецком языке, но вместе с тем является ни чем иным, как первым писаным сводом норм польского обычного права. Польские историки, исследовавшие памятник, доказали, что его запись полностью соответствует польскому праву. В нем отразился также общественный и государственный строй Польши XII — XIII вв. Польской Правде предпослано рифмованное предисловие, напоминающее вступление к “Саксонскому Зерцалу” и содержащее краткую символическую историю права “от сотворения мира” до момента записи памятника. Памятник состоит из 29-ти статей и прерывается в середине предложения на словах: “Что же касается свободных людей между указанными...”, то есть в том месте, где начинается раздел о свободных людях.

Ст. ст. I—VI Польской Правды посвящены вопросам судоустройства и судопроизводства; ст. ст. VII—XX — вопросам уголовного права; ст. ст. XXI—XXII — порядку наследования; ст. ст. XXIII—XXV — судебным доказательствам; ст. ст. XXVIII — XXIX — положению феодально-зависимых крестьян.

34. Законник Стефана Душана (Сербия).

Самым значительным памятником сербского права яв­лялся Законник Стефана Душана, который был принят в 1349 г.

В данном случае необходимо отметить, что кодификация Душана служила делу закрепления феодальных отношений. Данный сборник норм старинного сербского права способ­ствовал преодолению языческой старины. Этот сборник за­конов не являлся детально регламентирующим все стороны общественной и государственной жизни. Его дополняли не­которые византийские своды законов. Хотя следует отме­тить, что во многих отношениях Законник относится к визан­тийскому праву критически (например, запрещая залоги), а старые обычаи стремится либо устранить, либо реформи­ровать. Законник претерпевал значительные изменения. Так, в 1354 г. в него были внесены дополнения: запрещалось увеличение крестьянских повинностей; допускалась судебная защита крестьян (включая кре­постных); усиливались наказания за сопротивление государству и помещикам. Следует остановиться на регламентации Законником области уголовных правоотношений — около трети всех статей. Составители кодекса позаботились прежде всего о за­щите христианской религии против еще не изжитого язычест­ва. Возвращение к последнему или переход в другую веру наказывается смертью. Среди государственных преступле­ний на первом месте измена и разбой. В борьбе с ними санк­ционируется наказание непричастных лиц, т.е. объективное вменение. В. делах о государственной измене отвечают «брат за брата, отец за сына, родственник за родственника», т.е. все те, кто жил одним хозяйством с преступником. Сам же измен­ник наказывается смертью и конфискацией имущества. Кру­говой ответственностью связывает Законник членов задруги. Они должны или выдать виновного, или отвечать все вместе. И это относилось не только к разбою, но и к воровству, а также к другим, преступлениям, например к подделке монет. Широко применялись членовредительские наказания и штрафы, заим­ствованные из византийского права. Неуплата штрафа влекла за собой смертную казнь. Членовредительство распространя­лось на свободных крестьян — если они соберутся почему-либо без разрешения властей. Инициатива в уголовном пре­следовании за государственные и религиозные преступления принадлежит государству. В церковных судах Сербии царят инквизиционные формы судопроизводства. Государство вос­принимает их при расследовании политических преступлений. Вместе с тем широко применяются старые формы ордалия. И вор, и разбойник должны «пройти через железо». Обвиняе­мый должен был вынуть из огня раскаленное железо и нести его в руках от церковных ворот до самого алтаря. Широко применяются свидетельские показания. Верили только самым первым показаниям, последующие не принимались во внима­ние. Рассмотрение дел велось, как правило, устно и гласно. Но при этом писался протокол и судебное решение фиксиро­валось на бумаге. После смерти Стефана Душана Сербия стала быстро рас­падаться на уделы. Этим обстоятельством не замедлили вос­пользоваться нетерпеливо ждавшие своего часа турки-сель­джуки.

35. Закон судным людям (Болгария).

Рассматривая болгарское право, следует отметить, что его первая кодификация получила название «Закона судного людям», составленного на рубеже IX и X вв. «Закон судный людям» не содержит детальной регламентации вопросов уго­ловного права. Необходимо отметить, что виновные в похище­нии имущества, поджогах, краже свободных людей для обра­щения их в рабство наказываются довольно строго. Вводится понятие рецидива в краже. За него полагается изгнание (во второй раз) и даже продажа в рабство (в третий раз). Предусматривается смертная казнь за убийство, особенно за квалифицированное убийство (отцеубийство, братоубийство и др.), но отличается умышленное действие от неумышленно­го, за последнее назначается меньшее наказание. Болгарский суд имел, по всей видимости, возможность руководствовать­ся этими нормами, однако из других документов, в частности грамот, мы узнаем, что за убийство при известных обстоятель­ствах уплачивали штраф. Когда же убийца не был установлен, платило село. В незначительной степени регулируются гражданско-пра­вовые отношения. Новшеством в области семейных правоот­ношений является установление запрета на многоженство. Устанавливается предписание выгонять из дома вторую жену (вместе с ее детьми), не допускается вступление в брак с близ­ким родственником, ограничивается самоуправство, назнача­ются наказания за вероотступничество. Имущественные отношения отличаются значительным раз­витием. Болгарскому праву известны наем вещей и рабочей силы, заем и залог, опека и попечительство, наследование по закону и по завещанию и т.д.

36. Государственный строй Арабского Халифата.

Характеризуя Арабский халифат, следует отметить, что он возник как раннее феодальное государство в VII в. Главой государства был халиф: 1) который первое время избирался мусульманской общиной, затем он сам стал называть своего преемника; 2) халифом мог стать только тот, кто происходил из рода Мухаммеда и не имел явных физических недостатков; 3) его избрание зависело от поддержки влиятельной знати и верхушки войска; 4) в руках его была сосредоточена высшая духовная и свет-екая власть;он был верховным имамом и главным эмиром; халиф считался верховным собственником земель и неогра ничейным, самодержавным владыкой; он являлся главнокомандующим армией, часто возглав лял ее во время походов, назначал и смещал военачальников. С авторитетом халифа в вопросах религии, веры вынуждены были считаться даже самые независимые эмиры. Он мог наложить интердикт, т.е. запретить богослужение и отправление иных религиозных действий. Халиф для верующих мусульман являлся тем же, что папа римский для католиков. Вместе с тем он обладал весьма значительной военной, законодательной и административной властью. С его званием как первосвященника считались даже турки-сельджуки. Как подтверждение титула халифа феодал, захвативший территорию, нуждался в его санкции на владение ею. Правление Омейядов в середине VII в. было подорвано недовольством народных масс и усилением могущества иранских феодалов. Основатель династии Аббасидов перевел столицу в Багдад. При Аббасидах появилась должность визиря: 1)считался первым советником халифа, хранителем его печати; 2) руководил ведомствами (диванами): финансов, войска, организации ирригационных работ; ведал имуществом халифа, учетом земель, почтой; следил за исправностью стратегических дорог. Судебная власть была довольно централизована и отде­лена от администрации. Судья назывался «кади», который формально подчинялся только халифу. Чаще всего это был состоятельный человек, который свои обязанности выполнял безвозмездно. Как правило, приговор судьи считался окончательным, его мог отменить только он сам или халиф. Кади имел ряд других обязанностей: контролировал, как выполняются завещания; следил за разделом имущества; устанавливал опеку; наблюдал за состоянием общественных зданий, дорог и тюрем; выдавал замуж одиноких женщин, не имеющих попечи­телей. Определенные функции выполняло почтовое ведомство — т.н. «варид». Кроме пересылки правительственных сообще­ний, его чиновники на местах собирали и отправляли в Баг­дад подробную информацию о состоянии земледелия, об уро­жае, о состоянии финансов, о настроении местных жителей и деятельности администрации и т.д. Таким образом, почто­вые служащие одновременно выполняли на местах функции государственных осведомителей. Огромное внимание уде­лялось армии как опоре всего государства, залогу его про­цветания и расширения: ей давали 4/6 части военной добычи. Военачальники извлекали огромные доходы от продажи ра­бов и ограбления захваченного населения. В армии служило много наемников. Военачальники за свою службу пользова­лись земельными наделами (иктами). Судьба последних представителей династии Аббасидов стала полностью зави­сеть от настроений феодальных групп и особенно от их лич­ной гвардии, набранной из молодых рабов-тюрков. За пятьде­сят лет начальники гвардии свергли девять халифов, и все они были заколоты, задушены или отравлены. В последний период у багдадского халифа осталось только полномочие первосвященника. В 1258 г. по приказанию предводителя монголов был удушен последний халиф.

37. Источники мусульманского права.

Главным источником права у мусульман с возник­новения Халифата и до сих пор считается шариат -свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, граж­данского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму; Коран - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок; Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат пред­писания относительно семейно-наследственного и судебного права; иджма - согласное мнение авторитетных мусуль­манских правоведов, знатоков шариата по отдельном религиозно-првовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне; кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение (ретвы - юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату; • по мере распространения ислама появились и дру­гие источники права - указы и распоряжения хали­фов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др.

38. Право собственности по Шариату.

Правовые земельные статусы, закрепленные в мусульманском праве: хилжаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с крестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии) - государственная собственность. Для них был установлен особый правовой режим; с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина; вакуф, или вакф. - пожертвования, земли, пере­
данные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми; икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впос­ледствии стали превращаться в феодальную собствен­ность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный имм унитет;

мульк - частная земельная собственность. В отли­чие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть продан, пода­рен или передан по наследству. Шариатскому праву было извест­но деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся инди­видуальными признаками и не име­ющие таковых; движимое имущество тоже мог­ло входить в категорию вакуфа; особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в соб­ственности. Это воздух, море, пус­тыня, мечети, водные пути. Не при­знавалась собственность на "нечистые вещи" - вино, свинину, книги, противоречащие положени­ям ислама, и др.;

39. Обязательственное право по Шариату.

В шариате не формулировалась общая концепция обязательства, однако практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный путь, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились для возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств — обетов. Договор сообразно шариату рассматривался вроде сцепление, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое, все, в условиях имущественного неравенства имело чисто внешний нрав. Условия договора могли существовать выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались вроде незыблемые. Обязанность исполнять "приманка договоры" рассматривалась в Коране вроде священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием "нечистых" либо изъятых из оборота вещей. Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон для начало в уговор, условия договора могли существовать выражены в документе, устно и в виде неофициального письма. В шариате подробно регламентировались различные будущий договоров: купля-продажа, долг, дарение, наем, ссуда, хранение, общество, связь и т.д. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли "сообразно взаимному согласию" говорилось опять в Коране. В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество. Еще в Коране говорилось, который "Аллах разрешил торговлю и запретил барыш". Но для практике сей запрещение зачастую нарушался. Запрещалось обращать должника в неволя изза неуплату долгов, однако его дозволено было заграждать отработать особенный долг кредитору. Такая вид расчета с кредитором соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации. Большое почтение в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, предварительно только аренде земли. Было известно изрядно видов найма, причем первостепенное почтение уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Эта правовая вид использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т.д.

40. Брачно-семейное и наследственное право по Шариату.

Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом; Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, ко­торые соответствовали бы его положению; ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хо­зяйство и воспитывать детей; Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям.

Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию. При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, свя­занные с его погребением, затем выплачива­лись его долги. Оставшееся имущество пере­ходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли муж­чин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерные черты наследования по завещанию- завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя; составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.

41. Преступления и наказания по шариату.

Все преступления классифицировались мусуль­манским правом на три группы: преступления, направленные против основ религии и государства. К этой группе относились в первую очередь отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью; преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия; правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Меры наказания: смертная казнь в различных видах; членовредительство и телес­ные наказания; лишение свободы (тюрем­ное заключение, домашний арест, помещение в мечеть); имущественные санкции (конфискации, штрафы); ссылка и т. д.

42. Судебный процесс по шариату.

Судебный процесс носил обвинительный характер. Основными чертами судопроиз­водства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел; дела возбуждались заинтересованными липами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, - против основ религии и госу­дарства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письмен­ное делопроизводство не применялось; основным доказательством было признание сторон, показания свидетелей, клятвы.

43. Возникновение гос-ва у франков. Государственный строй Франкской империи.

1)монархия Меровингов (конец V в. - середина VII в.) -складывание феодальной государственности, ослабление власти королей, укрепление могущества феодалов; монархия Каролингов (конец VII в. - середина IX в.) -завершение создания раннефеодальной монархии, созда­ние относительно централизованного государства, усиле­ние феодальной раздробленности и распад государства в 843 г. на: западно-франкское; восточно-франкское; срединное государство. Социальная структура Франкского государства: 1) феодалы: родовая знать; королевские дружинники; галло-римская знать. 2) свободное население: свободные франки; свободные галло-римляне. 3) зависимое население: литы; колоны; Государственный строй Франкского государства в период правления Меровингов: Во главе государства стоял король, при котором были созданы королевский совет и съезд знати. Исполнительную власть осуществляли министериалы: палатный мэр; -маршал; тезаурарий; реферандарий. Судебные органы: королевский суд; суды графств; сельские сходы. Местное управление осуществляли герцоги в пограничных округах. Военная организация состояла из королевской дружины и народного ополчения. Государственный строй Франкского гос-ва в период правления Королингов отличался составом судебных органов- были созданы суды сотен, церковные суды, сеньориальные суды, в суды министериалов были добавлены канцлер, дворцовые графы, архикапеллан.

44. Салическая правда- памятник ранне-феодального права Западной Европы. Правовое регулирование имущественных отношений.

Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и яв­ляется одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она делится на титутлы (главы). Салической правде присущи казуистический характер и отсут­ствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит; различные этапы архаической судебной процедуры. Основное содержание Салической правды - перечень правона­рушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об общественном строе франков начала VI в. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отно­шений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребова­ние долга происходило в строго установленной форме. дарителя передать это имущество указанному лицу.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 450 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...