Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человек в системе традиционного права



1. Смысл подготовки юристов и ценностные установки традиционного общества

2. Правовой мир индусской общины

3. Китайская традиция права

4. Шариат и мусульманско-правовая культура

1. Существуют две основные модели правовой регламентации: государственная, основанная по позитивном праве (законе) и религиозно-этическая, именуемая также традиционной, которая зиждется на освященной традициями ритуально-этической основе. Нетрудно догадаться, что именно изучение второй модели составляет «изюминку» юридической антропологии и дает возможность изучить правовое бытие человека в системе нормативных координат, имеющей иное измерение, чем то, которое зависит от воли законодателя.

Смысл подготовки юриста не в том, чтобы он выучил наизусть и в деталях действующие сегодня нормы. Вряд ли это понадобится ему через десять лет в профессиональной деятельности, для которой большая часть этих норм будет не нужна. Но ему важно понимать структурную взаимосвязь норм и их согласования друг с другом. Нормы права могут меняться от росчерка пера законодателя. Но в них и немало таких элементов, которые не могут быть произвольно изменены, поскольку они теснейших образом связаны с нашей цивилизацией и нашим образом мыслей. Законодатель не может действовать на эти элементы точно так же, как на наш язык или нашу манеру размышлять. Так вот, нам кажется, что даже краткий анализ традиционных парвовых систем и статуса индивида в них – лучшая тренировка ума и воображения любого юриста на предмет осознания цивилизационной многовариантности правовых способов решения одних и тех же проблем человеческого существования, не говоря уже о несомненной познавательной ценности такого анализа.

2. При определении индусского права необходимо проводить различие между правом Индии, независимого государства, образованного в 1947 году на значительной части бывшей Британской Индии, и правом общины, исповедующей индуизм и имеющей своих последователей как в Индии (85% населения), так и в Пакистане, Бангладеш, Непале, Бирме, Восточной Африке и т.д. Уже в силу этого различия индусского традиционного права в историческом обозрении по преимуществу был и остается «человек общинный», только недавно начавший приобретать правовые признаки «человека государственного». Между этими двумя состояниями подавляющего большинства современных индийцев нет резкой границы. Этим и интересен для нас правовой мир индуса, как древнего, так и современного.

Осознание «несправедливости» (на самом деле – предопределенности) своего статуса как дара и как испытания перед новой жизнью, в этом, видимо, «тайна» философии жизни индуса, в полной мере проявившейся в более поздней вариации индуизма – буддизме, в котором достижение «просветления», «прозрения» составляет основу жизненных усилий.

3. Китайская традиция не знала понятия собственно права, принятого в классических системах европейского законодательства. Китайский иероглиф, обозначающий писаный закон (фа), выражает идею нанесения человеку увечья, то есть наказания за совершенное преступление. Не случайно идея закона в древних китайских текстах почти сливается с понятием наказания (син). Третий термин, обозначавший в Китае закон, - понятие статуса, уложения (люи) – был взят из музыкальной терминологии, где он обозначал нормативную высоту тона. Впрочем, господствующие школы ктитайской мысли – конфуцианство и даосизм – всегда с большим недоверием относились к писаным законам, истребляющим в людях природную простоту и радушие.

5. Если требуется привести пример неразрывной связи правовой системы с образом жизни отдельного человека, то ислам – самый наглядный пример. Действительно, религиозная форма сознания, лежащая в основе ценностей исламской цивилизации, теснейшим образом связывает интересы и ценностные установки уммы (мусульманской общины в самом широком собирательном смысле) с образом мыслей и поведением правоверного мусульманина.

Поведение мусульманина основано на ценностях и установках шариата – внутреннего идеала, к которому надо стремиться. Шариат являет собой синтез религии, нравственности и права, он – «закон жизни». Шариат наряду с адатом (местными обычаями и правилами поведения мусульман) является универсальным регулятором социальных отношений мусульманского мира, личного статуса мусульман.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 783 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...