![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
1. Тертулиан.
2. Каппадокийские отцы.
3. Аврелий Августин: учение о человеке и истории.
4. Северин Боэций и проблема «универсалий».
5. «Онтологический аргумент» Ансельма Кентерберийского.
6. Доказательства «бытия Божия» у Фомы Аквинского.
7. Проблема индивидуации в средневековой философии.
8. Фома Аквинский.
9. Дунс Скотт.
10. Уильям Оккам.
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 608 с.
2. Боргош В. Фома Аквинский. – М.,1975.
3. Гайденко В.П., Смирнов В.А. Западноевропейская наука в Средние века – М., 1989.
4. Губин Д. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с.
5. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры – М.,1984.
6. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438с.
7. Джохадзе Д.Ф., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии – Тбилиси, 1981.
8. Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до начала XIV века. М.: Республика. 2003.
9. Койре Н. Очерки истории философской мысли. – М., 1985.
10. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
11. Соколов В.В. Европейская философия 11 - 17 веков. М., 1991.
12. Флоровский Г.В. Восточные отцы 4 века. – М., 1992.
При изучении первого вопроса следует обратить внимание на общую характеристику и периодизацию средневекового мировоззрения, показав роль и место философии в нем. При этом необходимо раскрыть содержание основных элементов средневекового мировоззрения:
- Монотеизм и теоцентризм;
- принцип Откровения;
- Творение из ничего;
- Человек как образ и подобие Божие.
Кроме того, следует раскрыть содержание формулы «Философия – служанка богословия», показав, каким образом особенности средневекового мировоззрения определяли содержание философской проблематики в период патристики и схоластики.
При изучении второго вопроса необходимо остановиться на особенностях патристического мировоззрения. Раскрыть содержание интеллектуальной культуры патристики как истолкование основных положений христианского вероучения в понятиях античной, прежде всего, неоплатонической философии. При этом необходимо показать проблему соотношения веры и разума как специфическую проблему христианской интеллектуальной культуры. Необходимо также ознакомить студентов с идеями основных представителей патристики.
При изучении третьего и четвертого вопроса следует раскрыть основные черты, характерные для средневековой схоластики. При этом необходимо отметить роль и значение аристотелевского наследия для формирования и развития схоластики, которая прошла в своем развитии четыре этапа:
- Предсхосластика – VI-IX вв. н.э. – Боэций, Эриугена.
- Ранняя схоластика IX-XII вв. – Ансельм Кентерберийский, Абеляр.
- Высокая схоластика – XIII в. – Фома Аквинский, Бонавентура, Дунс Скот.
- Поздняя схоластика – XIV-XV вв. – Уильям Оккам
и раскрыть содержание о сновных проблем схоластики:
- соотношение между верой и разумом,
- проблема существования Бога,
- проблема универсалий.
При этом следует обратить внимание на 5 основных моделей решения проблемы соотношения между верой и разумом:
- верую, чтобы понимать (Августин, Ансельм Кентерберийский);
- понимаю, чтобы верить (Пьер Абеляр);
- верую, ибо абсурдно (Тертулиан, Петр Дамиани);
- истины разума не могут противоречить истинам веры (Фома Аквинский);
- теория двух истин (Уильям Оккам).
Проблема существования Бога в средневековой философии может быть раскрыта на примере двух типов доказательств, которые сложились в рамках августиновской и томистской традиций соответственно:
- «Онтологический аргумент» Ансельма Кентерберийского;
- «Пять путей» Фомы Аквинского.
Необходимо также показать сущность и содержание проблемы универсалий как одной из центральных философских проблем от Платона и до наших дней и раскрыть три основные решения этой проблемы, возникшие в Средние века:
- реализм (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский)
- номинализм (Росцелин, Оккам)
- концептуализм (Дунс Скотт).
В заключение следует показать роль и значение идей поздней схоластики для формирования науки современного типа. При этом следует раскрыть сущность и содержание принципа «бритвы Оккама», а также его роль в современной научной методологии.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 323 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!