Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой1 существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённыхструктур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить всвоей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющие социальную природу и выражающиеся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей вразличных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальныефакторы и механизмы. Основные элементы культуры. Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-символический элемент. Язык- это объективная форма аккумуляции, хранение и передачи человеческого опыта. Язык-это система знаков и символов, наделённых определённым значением. Знаки и символы выступают в процессе общенияв качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность- это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив – это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность.Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное существование в виде социальной нормы. Социальные нормы- это исторически обусловленные общественным бытиём требование к деятельности и отношением индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественнуюнеобходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями.Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства. Обычай- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношениелюдей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является причиной для его членов Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколения и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течении длительного времени.Культуру следует рассматривать как целостную систему логически сопряжённых устойчивых идей,убеждений,норм передаваемых из поколения в поколения. ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ.СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА.СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ. Субкультура-совокупность символов, ценностей и обрядов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую либо социальную группу. В современном обществе субкультурные различия определяются национальностью,религией, родом занятий, возрастом и др различиями. Контркультура-совокупность символов,ценностей и образцов поведения,противостоящих доминирующей культуре.(также сущ-ет этноцентризм и релятивизм.)Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализует ся через ряд функций.1) Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы ивсего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведенийискусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.2) Интегративная и дезинтегративная функция культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей — членов того или иного сообщества чувствообщности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д.Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникатькультурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.3) Регулирующая функция культуры. Она уже отмечалась ранее: в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должендействовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1300 | Нарушение авторского права страницы