Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

КЛАССИКА (Европа)



(Где-то «вне» нас есть законы, которые определяют наше поведение. Мы как зомби просто исполняем эти законы и все).

Объектом познания в классике является само общество.

Идеал – превратить социологию в физику, - «точную» науку.

Коротко охарактеризуем методологические установки классической физики. К ним следует отнести следующие методологические представления:

- признание объективного существования физического мира;

- абстрактный образ свободных объектов, предметоцентрическое видение мира, каждый предмет рассматривается в отрыве от его системных связей;

- атомистическая концепция: мир состоит из атомов - мельчайших неделимых частиц; на этой основе формируется атомно-молекулярное учение в физике и химии:

- лапласовский детерминизм (отрицание объективного существования случайности и вытекающие из него представления о абсолютных прогностических возможностях науки);

- признание исчерпывающей познаваемости мира;

- основа и критерий познания - эксперимент, исследователь свободен в выборе условий эксперимента;

- в процессе исследования объект не зависит от условий познания, воздействие субъекта на объект всегда можно учесть, внести на него поправку;

- постулат возможности обособления элементов физического мира: все свойства объекта могут экспериментально определяться одновременно;

- в принципе возможно получение абсолютно объективного знания, не содержащего ссылок на условия познания;

- критерий объективности - отсутствие ссылок на субъект познания, однозначное применение понятий, наглядное моделирование и др.;

- физические законы должны быть сформулированы на языке математики (программа Галилея);

- уверенность в том, что структура познавательной деятельности универсальная и качественных изменений не претерпевает, классический механический способ описания вечен и неизменен; и др.

– Основателем социологии считается О. Конт (1798-1857 гг.) В чем же заслуга Конта? – Кратко – он первый назвал социологию наукой. socio + logos.

Огюст Конт – основатель социологии, французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

Закон интеллектуальной эволюции человечества

1. Теологическая стадия (все явления объясняются на основе религиозных представлений);

2. Метафизическая стадия (появление абстрактных понятий);

3. Позитивная стадия (истинная наука)

Социология: Социальная статика (структура общества);Социальная динамика (механизмы функционирования и развития общества)

Теория общественного прогресса: «Человечество беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения.» О.Конт

Решающий фактор общественного прогресса – духовное, умственное развитие человечества.

Конт предлагает исключить все знания, которые невозможно доказать экспериментально. Он предложил критерии научности, предлагал все перепроверять и все доказывать экспериментально

В то время, под влиянием теории Дарвина господствовали организмические взгляды на общество. Наряду с Контом можно привести более позднего представителя – Г. Спенсера (1820-1903). Общество сравнивалось с организмом, который последовательно развивается по своим законам.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он первый пытался исследовать общество. Ввел принцип солидарности(на разделение труда в обществе)

Эмиль Дюркгейм - французский социолог, основатель французской социологической школы, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

Основное направление научных исследований — социальная девиация.

Теория строения и эволюции общества

Социальная солидарность – главная сила, сплачивающая общество.

n Механическая солидарность (все индивиды выполняют одинаковые функции);

n Органическая солидарность (люди взаимодополняют друг друга).

Учение о социальных фактах

Социальные факты – политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями.

Социальные факты делятся на Факты коллективного сознания и Морфологические факты.

"О разделении общественного труда"; "Правила социологического метода", "Самоубийство"; "Элементарные формы религиозной жизни". Социологизм, концепция особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, которые нужно рассматривать как вещи. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложившейся совокупностью соц. фактов. При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями (логицизм, - сейчас все меня слушают потому, что я говорю). Общество превращалось в вещь, механизм, ведущий себя по строго определенным законам.

Исследовал нормативность общества (ценностно-нормативная система) и его аномии. Аномия нарушает социальную солидарность (разделении труда, 2 вида механическая (одинаковость) и органическая (различие и уважение)).

Альтернатива социологизма признание положения, что общество внутренне противоречиво (нельзя делать прямые логические умозаключения) и развивается скачками (нелинейные процессы). Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), диалектика, два из законов которой – законы единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания. Вслед за Гегелем Маркс применяет диалектический аппарат на практике поставив его идеи, как он выражается, с головы на ноги. Маркса с большей справедливостью можно назвать социологом, чем философом (по крайней мере, его работы не изобилуют метафизикой (бытие, трансцендентное, логос и т.п.), наоборот, выполнены в духе позитивизма). При этом его уже с трудом можно отнести к классической парадигме.

Герберт Спенсер -английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Конта.

Г. Спенсер перенес законы Дарвина на общество людей с помощью интеллектуальной борьбы. Вторая его идея ―привнести органицизм в социологию. Общество – это организм со своей структурой и организацией.

Органическая теория общества

Сходства между организмом и обществом Отличие
1. Общество на протяжении большей части жизни растет, увеличивается в объеме; 2. По мере роста общества его структура усложняется; 3. В ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур; 4. Оба продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают. В живом организме элементы существуют ради целого, в обществе – наоборот- оно существует для блага своих членов.

Подсистемы общества

1) поддерживающая (производство источников питания);

2) распределительная (взаимосвязь между отдельными частями общества);

3) регулирующая (подчинение отдельных частей целому).

Типы социальных институтов

· Домашние институты;

· Обрядовые (церемониальные);

· Политические;

· Церковные;

· Профессиональные;

· Промышленные.

Основные типы общества

· Военный тип (централизованный контроль);

· Промышленный (индустриальный) тип – политическая свобода;

· Наихудший тип (процветание слабейших).

Теория социальной эволюции

Три формулы социальной эволюции:

· «естественный отбор»,

· «борьба за существование»,

«выживание сильнейшего».

Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Положительное:

1) Системный подход. Центральный термин - «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Способ производства - системообразующий компонент соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них.

2)Эмпиризм, критика метафизики

3)Понимание соц. истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных.

4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Конфликты – источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.

5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – классовая теория. Неравенство между господствующим и подчиненным классами

6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений. Личность не только объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема взаимодействия личности и общества.

Ограниченность социологии марксизма:

1)Недооценка нематериалистических факторов социального развития.

2)Сведение истории к борьбе классов.

МОДЕРН (Европа и США).

(Законы нашего поведения в нас самих и живут по объективным закономерностям. Люди строят объективную структуру и мы в ней живем, надо просто подобрать метод).

ВЕБЕР Макс (1864-1920), Взгляды В. сформировались под влиянием неокантианства. Совместно с Риккертом и Дильтеем В. разрабатывал концепцию идеальных типов.

Человек сам выбирает себе ценности, сам решает что для него важно. В обществе нет объективных законов, но есть поведение, которое подчиняется определенным ценностям.Выбор ценностей субъективен, для каждого человека свой набор.

Смысл идеальной типологии — в конструировании нек-рых образов-схем, позволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирич. материал, поставляемый конкретными исследованиями и жизненными впечатлениями ученого. (критикуемо марксистами – общ. Формации не реальны, а идеальны). О теории соц. действия см. стр. 55 данного конспекта.

«Протестантская этика и дух капитализма» - протестантские идеи сопутствуют развитию капитализма – потворничество старательности, бережливости и т.п.

Пьер Бурдье (1930) создал концепцию структуралистского конструктивизма, в которой попытался соединить объективное (влияние соц. структуры) и субъективное (конструирование личностью объектов) в соц. познании, преодолеть односторонность как объективизма, так и субъективизма. 2 принципиальных подхода:

1)структурализм - в соц. системе существуют объективные структура, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления; 2)конструктивизм - действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, "формируют соц. агента как истинно практического оператора конструирования объектов". На этой основе он стремится внести свой вклад и в преодоление противопоставления макро- и микросоциологии.

СТРУКТУРАЦИЯ английский социолог и политолог Энтони Гидденс (1938) В общественной жизни действия и структуры неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Именно соц. действия создают и воспроизводят соц. структуры, а эти последние во многом обуславливают соц. действия. Поэтому социология, как и другие соц. науки, должна иметь дело не с опытом индивида и не со всеобщими соц. формами, а с соц. опытом, упорядоченным во времени и пространстве, в основе которого лежит человеческая деятельность.

Представители социологического психологизма стремились объяснять социальные процессы исключительно психологическими качествами людей.

Так Гюстав Лебон (1841 - 1931 гг.) полагал, что на рубеже XIX - XX вв. европейское общество вступило в новый период своего развития - в "эру толпы", когда иррациональное сознание масс берет верх над разумным критическим началом личности. Лебон считает, что ход мысли каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. Лидерами он считал людей с резко выраженными чертами психических отклонений, которые позволяют влиять на толпу. Все достижения цивилизации Лебон связывает с деятельностью элиты.

Одним из авторов теории элит был итальянский социолог Вильфредо Парето (1848 - 1923 гг.). Парето, исходя из иррациональной природы человека, полагал, специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. Он считал истинными движущими силами истории чувства.

Идеологические системы, обладающие ложным содержанием, Парето называл деривациями, т.е. производными от чувств. Все многочисленные варианты человеческого поведения Парето пытался объяснить комбинациями шести дериваций (инстинкта комбинирования, стремления к поддержанию постоянства, стремления человека проявить свои чувства в общественных действиях и поступках, чувство социальности, собственности и полового инстинкта).

Элитой Парето называет небольшую группу лиц в обществе, которая за счет своих психологических качеств способна господствовать над остальной массой, навязывая ей свою волю. По его мнению, элита подразделяется на "лис" и "львов", что предопределяется предрасположенностью ("остатками" от рождения) к манипулированию массами. "Лисы" осуществляют манипулирование при помощи хитрости и обмана, а "львы" - посредством насилия, твердости и решительности.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...