Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глоссарий. Вопрос-ловушка -вопрос о несуществующем



Вопрос-ловушка -вопрос о несуществующем. Разновидность контрольных вопросов, предназначены для выяснения степени искренности ответов либо компетентности респондента.

Шкальный вопрос – разновидность альтернативного, содержит шкалу измерения

Количественные методы – методы исследования, в которых конечные данные выражаются в цифровой форме

Качественные методы — методы, которые предполагают получение глубинных ответов. Они нацелены не столько на фиксацию количественных параметров изучаемых явлений, сколько на познание их качества. Например, полное включенное наблюдение.

Фокус-группа - метод, используемый при проведении качественных исследований,когданебольшую группу людей просят сосредоточиться на том или ином вопросе и обсудить его с интервьюером в формате глубинного интервью (часто такого рода работа проводится с одной и той же группой несколько раз).

1. Анализ документов

2. Опросы.

3. Наблюдение и эксперимент

4. Качественные методы

Выбор методов сбора информации определяется исходя из целей и задач исследования. Применение любого метода сбора информации требует программы!

1.

По сути, без документов не обходится ни одно социологическое исследование. Уже описание проблемной ситуации, как правило, опирается на документальную базу – статистику, организационную документацию и пр. Анализ документов может быть как основным, так и дополнительным способом сбора информации.

Документ в социологии– предмет, предназначенный для хранения и передачи информации.

Для социолога не важно, официальный документ, или нет, есть ли на нём подписи и печати, рисунок на скале или надпись на стене – если было достоверно зафиксировано социальное явление, значит, соответствующие документы можно использовать для социологического исследования. А вот результаты анализа уже имеют статус официального документа. Поэтому так важно перед исследованием установить подлинность, достоверность, авторство, назначение информации, на основании всего этого осуществляется отбор документов для анализа. Важно понимать, какие факты мы хотим установить – факты реальности (поступки, события, объективные характеристики социальных процессов и явлений) или факты сознания – мнения, суждения, оценки, отношение.

Виды документов. По типу информации, содержащейся в документе:

o Письменные

o Иконографические (изобразительные)

o Аудио документы (звуковые)

o Комплексные

По характеру источника:

o Официальные

o Неофициальные

По степени персонификации

o Личные (библиотечные формуляры, трудовые книжки, заявления и т.п.)

o Безличные (статистика, протоколы собраний и т. п.)

По источнику информации

o Первичные – на базе прямой регистрации совершающихся событий

o Вторичные – обработка, обобщение на основе первичных документов

Первичные документы считаются более достоверными

Виды анализа документов.

o Традиционный (качественный). Основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов.

o Контент-анализ (количественный, формализованный). Количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Самый простой пример – подсчёт встречаемости слов в тексте.

2. Опросы.

Виды опросов.

o Письменные (анкетирование).

o Устные (интервью)

По источнику информации:

o Массовые (источник информации – большие социальные группы). Отдельный участник такого опроса называется респондентом.

o Экспертные (специализированные). Источник информации – эксперт (компетентное лицо).

По числу опрашиваемых за 1 раз:

o Групповые

o Индивидуальные

По степени формализации:

o Стандартизированные (по списку конкретных вопросов, изменение последовательности и формулировки не допускается)

o Полустандартизированные. (интервьюер может менять последовательность, формулировку вопросов и т. д.)

o Нестандартизированные (свободные). Заранее обозначена только тема, респондент высказывается свободно.

Также есть особая разновидность опроса – социометрия или метод Морено. Он направлен на изучение структуры межличностных отношений в малых группах. Пример вопроса: «Кого из членов группы ты бы пригласил на день рождения?» Позволяет выявить лидеров («звёзд»), аутсайдеров, изолированных членов группы. По итогам вычисляются социометрические индексы, строится социограмма группы.

Общение социолога и респондента идёт через вопросник – систему вопросов. В зависимости от вида опроса, это бланк интервью или анкета. Говорят, что вопросник должен быть подобен закону – ясен и недвусмысленен.

Откуда берутся вопросы? Исходя из задач исследования и логического анализа основных понятий. Если хорошо разработана теоретико-методологическая часть программы, то список тем для вопросов у Вас уже есть. Осталось сформулировать их в соответствии с требованиями. Вопрос социологического исследования должен быть логичным, понятным респонденту любого уровня образования, однозначным, нейтральным, необходимым с точки зрения логики исследования и т. д.

Виды вопросов.

По содержанию.

o Вопросы о фактах сознания

o Вопросы о фактах поведения. Среди них выделяется особый блок вопросов:

o Социально-демографический (паспортичка). Выявляют пол, возраст, социальное положение, уровень дохода и т. п.

По форме

o Закрытые (перечислены все возможные варианты ответа, респонденту остаётся выбрать).

o Альтернативные (можно выбрать только один вариант ответа)

o Неальтернативные («вопрос-меню») – можно выбрать несколько вариантов.

o Открытые (вариантов ответа нет, респондент формулирует свой ответ свободно).

o Полузакрытые (полуоткрытые). Призваны исправить недостатки открытых и закрытых вопросов. Варианты ответа + вариант типа «другое мнение (какое именно?», «иное (что именно?)».

По предназначению

o Основные. Вопросы в соответствии с программой исследования

o Неосновные (служебные). Выполняют вспомогательные функции.

o Вопросы-фильтры – позволяют выделить нужного респондента, если важно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности респондентов, а лишь к их части. Например, при изучении проблем ЕНТ, ставится задача исследовать специфику сдачи в сельской местности. Тогда вопросом-фильтром будет «Где Вы тестировались? А) В городе; Б) в сельской местности». После вопроса-фильтра идёт несколько вопросов, адресованных только этой группе людей.

o Вопросы-ловушки. Позволяют выявить некомпетентного или неискреннего респондента.

o Контрольные вопросы. Позволяют определить искренность респондента, уточнить его ответы, могут выполнять некоторые другие функции.

По формулировке

o Прямые. Вопрос «в лоб». Чем профессиональнее вопросник, тем реже встречаются.

o Косвенные. Пример: респонденту предлагается согласиться или не согласиться с каким-то определённым мнением.

Композиция вопросника.

При анкетировании или интервью должны соблюдаться определённые требования.

1. Введение (преамбула). Установление контакта с респондентом. Призвано убедить человека принять участие в опросе. В анкете эти функции выполняет «шапка». Обязательно: полное наименование организации, проводящей опрос, обращение к респонденту: тема исследования, объяснение принципов конфиденциальности и анонимности, каким образом нужно заполнять анкету. Можно добавить: важность и значимость получаемой информации, адрес и телефон организации, проводящей опрос.

2. Информативная часть. Это вопросник.

2.1. В начале анкеты идут более лёгкие вопросы.

2.2. В середине – сложные, требующие припоминания, подсчётов, деликатные.

2.3. В конце – вновь более лёгкие.

В начале или в конце информативной части ставится паспортичка.

3. Заключительная часть. Благодарность.

Некоторые требования к бланку анкеты: аккуратность, грамотность, варианты ответов на один вопрос не должны переноситься на другую страницу.

Для получения достоверной информации важна правильная процедура анкетирования или интервью. Для этого анкетёров и интервьюеров специально готовят, проводят тренинги, а в ходе проведения полевого исследования ещё и проверяют. Нужно создать спокойную и в то же время деловую обстановку. Желательно проводить опрос в отдельном помещении, при анкетировании должна быть возможность сидеть и заполнять анкету (стулья, столы и т. п.), анкетёру желательно иметь запас ручек. Его задачи – строго следить за тем, чтобы опрашиваемые не переговаривались, так как чужие мнения искажают получаемую информацию, быть готовым отвечать на возможные вопросы, при сборе заполненных анкет проследить за полнотой заполнения.

Основная задача интервьюера – установить и всё время поддерживать контакт с опрашиваемым, оставаясь при этом нейтральным и деловитым, стараться получить ответ на все вопросы, уметь понять, когда опрашиваемый неискренен, и исправить это. Как видим, искусство интервью требует большей подготовки и большего опыта, при этом личное интервью более затратно по времени по сравнению с анкетированием.

3. Наблюдение и эксперимент

Наблюдение (социологическое) – целенаправленное и планомерное, непосредственное или опосредованное восприятие социального объекта с фиксацией результатов. Требует времени, должно проводиться систематически, а не от случая к случаю. В отличие от анализа документов и опроса, данные наблюдения не требуют дополнительной проверки на подлинность.

Виды наблюдения.

По форме организации:

o Формализованное (стандартизированное, контролируемое). Имеет жёсткую программу, детальный и часто сложный инструментарий (карточки, протоколы, разлинованные по наблюдаемым характеристикам по дате, времени, содержит шкалы для измерения интенсивности характеристик и т. д.).

o Неформализованное. Есть лишь общий план.

По положению наблюдателя относительно социального объекта.

o Невключённое.

o Включённое (участвующее).

В зависимости от осведомлённости испытуемых:

o Скрытое.

o Открытое.

По месту проведения:

o Полевое – в «естественных» социальных условиях.

o Лабораторное. В заранее созданных условиях. Социологами редко используется.

Программа наблюдения (составляемая после программы всего исследования) должна включать

определение объекта и предмета наблюдения,

категории наблюдения (показатели или конкретные признаки, например – поведение студентов на лекции),

единицы наблюдения (более конкретные, чем категории – элементарные, эмпирически фиксируемые акты поведения людей, через которые распознаются категории, например: конспектирование, вопросы, переговаривание и т. п.),

наблюдаемые ситуации – реальные обстоятельства, при которых проявляются категории наблюдения (аудиторная лекция).

Эксперимент – целенаправленное и последовательное исследование изменений в деятельности и поведении объекта под влиянием некоторых управляемых и контролируемых характеристик – независимых переменных. Социологический эксперимент, как и в любой другой науке, основан на логике, разработанной Джоном Стюартом Миллем еще в 19 веке.

Структура эксперимента:

o Экспериментальная ситуация – совокупность условий, в которых проходит эксперимент. Должна контролироваться и оставаться неизменной на всём протяжении эксперимента.

o Переменные – факторы, оказывающие воздействие на состояние изучаемого объекта.

o Независимая переменная (экспериментальный фактор) – фактор, вводимый и изменяемый исследователем в экспериментальной группе.

o Зависимая переменная – фактор, изменяющийся под воздействием независимой переменной.

o Субъект эксперимента – экспериментаторы или экспериментатор.

o Объект эксперимента – группа, участники эксперимента. Бывает, что в роли контрольной и экспериментальной групп выступает одна и та же группа в разные моменты времени.

o Экспериментальная группа – находится под воздействием независимой переменной.

o Контрольная группа – идентична экспериментальной, но не испытывает воздействия независимой переменной. Служит «эталоном» для сравнения с экспериментальной.

Виды экспериментов.

По характеру экспериментальной ситуации:

o Лабораторные.

o Полевые.

По строгости соблюдения требований научного метода:

o Истинные. Встречаются крайне редко, т. к. тщательно соблюсти все их условия – например, полностью контролировать всю ситуацию эксперимента, в обществе практически невозможно.

o Квазиэксперименты – большинство социальных экспериментов, требования естественнонаучного метода, так или иначе, нарушены, но воздействие факторов, изменения характеристик объектов под их влиянием сохраняется.

o Разновидность квазиэксперимента – экс-пост-фактум эксперимент. Реконструкция действий гипотетической причины от настоящего к прошлому. Например, в США изучали влияние уровня школьного образования на успешность экономической адаптации. Для этого была изучена адаптация людей, окончивших школу за 10 лет до начала исследования.

По логической структуре доказательства:

o Эксперименты с параллельной структурой – с использованием контрольной группы.

o Эксперименты с последовательной структурой – одна и та же группа сначала исследуется как контрольная, затем как экспериментальная (см. выше об объекте эксперимента)

Особая разновидность – мысленный эксперимент. Интерпретация полученной информации по специальной технологии без вмешательства исследователя в реальный социальный объект.

4. Качественные методы

Каждый из рассмотренных методов может использоваться и как количественный, и как качественный. Например, качественные разновидности опроса – фокус-группа, некоторые экспертные методики. Качественный (традиционный) анализ документов – анализ историй жизни, разновидность биографического метода. Качественное наблюдение – практически любое неформализованное наблюдение, такие часто проводят социальные антропологи.

Качественные методы называют еще «мягкими». В отличие от количественных, они направлены не на измерение явления, а на его «понимание», интерпретацию. В них не используется статистический аппарат. Полученные данные – это высказывания, продукты групповых дискуссий.

От маркетологов можно услышать, что фокус-группы не дают значимых и достоверных результатов. Но фокус-группы, во-первых, нецелесообразно использовать для изучения предпочтений больших социально-демографических групп, а во-вторых, качественные методы, так же как и количественные требуют тщательной разработки программы, методики, инструментария.

Качественные методы не покажут причины явлений, не в состоянии исследовать процессы, происходящие на макроуровне, в больших социальных системах, таких как общества, классы, сферы общественной жизни. От них этого и не требуется. Зато они оптимальны для изучения проблем, процессов, взаимодействий, происходящих на уровне личности, малых и средних социальных групп, таких как организация, городской район, семья – без масштабных обобщений. Т. е. качественные методы лучше всего работают в микросоциологии и опираются на теоретические концепции, ведущие происхождение от понимающей социологии.

1. Какие методы сбора информации в социологии Вы можете назвать? Каковы их достоинства и недостатки?

2. В каких целях можно использовать качественные исследовательские страгегии?

1. Капитонов, Э. А. Социология XX века. История и технология: Учеб. пособие для вузов.-Ростов н / Д.: Феникс, 1996.- 509 с

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Москва, 2000.

Лекция 7 КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.

Глоссарий

Культура - система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. (Ю. Волков – И. Мостовая)

Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт (В. С. Степин)

Социальная норма – стандартизированный, ожидаемый способ чувствования и действия, разделяемый большинством членов общества или группы.

Нормы-правила являются самыми важными нормами общества, они представляют собой основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие единство общества. Нарушение норм-правил обычно влечет за собой суровое наказание.

Нормы-ожидания. Менее важные нормы, их нарушение не приведет к суровому наказанию.

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д.).

Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

Субкультура. Культура большой социальной группы, которая отличается от доминирующей, но не противоречит ей.

Контркультура. Культура, которая бросает вызов доминирующей культуре, противоречит её основным ценностям.

Народная (фолк-культура) - возникла в глубокой древности. Ее творцом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение.

Высокая культура - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.

Массовая культура — форма культуры, ценности которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или массовых субкультур.

Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия.

Понятие «система» не является исключительно социологическим, это концептуальный инструмент, широко применяемый в естественных и социальных науках. Система — это любая совокупность (collection) взаимосвязанных частей, объектов, предметов или организмов. Часто указывается на целенаправленность или функциональность системы, то есть на то, что она существует для достижения некоторой цели. В работе Т. Парсонса (Parsons, 1951) социальная система определяется как состоящая из двух или более социальных деятелей, вовлеченных в более или менее стабильное взаимодействие в ограниченной среде. Однако понятие социальной системы не сводится лишь к межличностному взаимодействию, оно используется также при анализе групп, институтов, обществ и образований, возникающих в результате взаимодействия различных обществ. Оно может использоваться, например, при анализе университета или государства как социальных систем, которые имеют структуру, состоящую из взаимосвязанных частей. С данным понятием обычно связывают еще две особенности: (1) со временем социальные системы тяготеют к равновесию или «гомеостазу», поскольку они являются «системами, поддерживающими свои границы»; (2) социальные системы могут рассматриваться с кибернетической точки зрения как информационные системы или системы ввода-вывода. Понятие социальной системы наиболее открыто и осознанно использовалось в рамках современного функционализма, хотя неявно предполагалось большей частью социальной мысли XIX в. Любая теория, рассматривающая социальные отношения, группы или общества как совокупности взаимосвязанных частей, функционирующих с целью поддержания единства частей или границ, явно или неявно основывается на понятии «социальная система». Поэтому некоторые теоретики считают, что использование этого понятия является неизбежным в качестве основания научного подхода к социальному.

Социальные процессы. Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определённого времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик (П. Сорокин, 1937)

Социальный статус – позиция, занимаемая индивидом, группой в обществе.

Предписанный (аскриптивный) статус: обладание им или изменение его находится вне нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц станет королем). Это статус, приписываемый обществом автоматически, например, при рождении или достижении определенного возраста.

Достигаемый (дескриптивный) статус – завоевывается индивидом самостоятельно, через личные усилия и участие в конкуренции

Cтатусный набор – все статусы, которыми индивид обладает в данное время.

Ролевой набор – ряд ролей, закрепленных за отдельным статусом.

Основной статус - статус, определяющий общественное положение и значение человека, связанные с определенными его правами и обязанностями.

Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое 1) сознательно, обладает той или иной степенью рациональной осмысленности, и 2) по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них, причем, под "другими" понимаются как отдельные лица - знакомые или незнакомые, так и неопределенное множество совершенно незнакомых людей. Категория введена в научный оборот М. Вебером

Социальное взаимодействие - система взаимообоусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Социальные отношения – определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей.

Цель лекции: дать представление о системном подходе к анализу.

общества

1. общество и культура. Ценности и нормы.

2. общество как система. Социальное действие. Социальные отношения.

Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и т.п.

Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни.

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

Современная культура - это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов.

Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура - это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.

Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.

Содержание социологии культуры составляют:

существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;

устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;

конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;

оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;

социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;

технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;

специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры среди исследователей нет единства.

Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким образом:

1) Понятия и ощущения, которые содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки в окружающем мире. Язык является основным средством передачи культуры, обладает высокой приспособляемостью к потребностям человека.

2) Отношения. Культура не только отвечает на вопрос "что есть", т.е. описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на вопрос "что может быть" в результате взаимодействия составных частей социального организма.

3) Ценности - разделяемые большинством убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в разное историческое время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре.

4) Нормы - правила, определяющие, как должен вести себя человек, чтобы "вписаться" в ценности культуры своего общества. Нормы, стандарты, правила поведения обосновываются ценностями.

Ряд современных отечественных исследователей видят в структуре культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы. В российской традиции ставить в центр развития культуры науку. Еще К. Тимирязев в своей книге "Наука и демократия" подчеркивал: "Как ученый, я считаю главным фактором культуры или попросту просвещения и воспитания народа науку, и именно свободную науку". Наука помогает создавать материальные ценности общества, служит основой формирования мировоззренческой позиции человека. Благотворна ее роль также в создании особого духовного климата в обществе. Наука - это систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они переплавляются в убеждения - такое духовное состояние, которое связывает воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает в качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа поведения, непосредственного мотива действия.

Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию, определяя ее как ценности в виде строгой, логически обоснованной доктрины; совокупность систематизированных представлений той или иной социальной группы, имеющая, по крайней мере, три уровня: концептуально-теоретический, программно-политический и актуализированный, отражающий степень усвоения массовым сознанием социальных идеалов и целей. Идеология любого социального субъекта имеет несколько уровней: общечеловеческий (базисный), общенародный (общенациональный), социально-групповой и личностный. При рассмотрении идеологии как компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль социальной психологии (которая также является элементом культуры), признавая в ней наличие большого количества элементов массового стихийного поведения, обыденного сознания, стихийных настроений и т.п.

При характеристике культуры как социальной системы следует обратить внимание на принципы культуры - ее основные исходные положения.

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего она, по мысли Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенное поведение, общее для целой группы людей и передающееся из поколения в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и формируют ее поведение.

Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину.

Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.

Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования.

Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они именуются субкультурами. Это - автономное образование внутри господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и мышления.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее.

Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления. В западной социологии этот термин в первую очередь означает "коммерческая культура". Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям.

Массовой культуре часто противопоставляется так называемая элитарная культура. Она ориентирована на более узкий круг потребителей. В конечном счете элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными.

В последнее время, как утверждают современные философ, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.

Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в которой отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные установки и настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что практически любая субкультура может принимать формы контркультуры (например, панки и т.п.). Наличие и распространение контркультуры расценивается социологами как признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности людей существующей системой ценностей культуры.

2.

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.)

Социальная система может быть представлена в трех аспектах.

Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.);

Второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций;

Третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

Особенности социальных общностей.

Характерной особенностью социальной общности (город, деревня, трудовой коллектив, семья и т. д.) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе. Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности (экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности и т. д.), общие для данной группы взаимодействующих индивидов (нации классы, социально-профессиональные группы, трудовые коллективы и т.п.); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям (город, деревня, регион); принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука, политика, религия, и т. д.)

Социальные связи.

Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов.

В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости. В социальных исследованиях выделяются различные типы связей: связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей, т. е. связей, устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии, так и в результатах исследования.

Под «социальной» связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей

Социальное взаимодействие.

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Социальные отношения, социальная структура и социальные системы.

Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой.

Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.

Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи.

Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой - социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально- демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства. В соответствии, с этим, они различаются по месту, которое они занимают в обществе. Это различие фиксируется в понятии статус.

Статус обобщенная характеристика. В современном обществе оно охватывает профессию, экономическое и политическое положение, демографические признаки человека. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности. Эти права и обязанности могут носить формальный (нормативно установленный) или неформальный характер. Для каждого человека характерен определенный набор статусов. Наиболее характерный статус человека, выделяющий его от других людей - называется главным статусом. Статус человека в котором он рожден - называют приписываемым статусом. Биологические характеристики - отражаются в понятии прирожденный статус. Человек имеет множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный диапазон в рамках которого варьирует поведение человека. Ранг статуса - положение статуса относительно других, сложившееся в обществе. Статусные символы - знаки отличия - одежда, язык, жесты, манера поведения, уровень дохода Для каждого статуса характерно определенное видение мира.

Совокупность функционально однородных статусов образуют социальную группу. В узком смысле слова статусом человека считается его место, как представителя большой социальной группы. Кроме этого различают понятие личный статус - положение человека в малой группе, характеризуемое его личными качествами.

Для каждого статуса характерны определенные социальные роли - способы выполнения функций, связанных со статусами или определенные модели поведения. Статусы всегда связаны между собой благодаря ролям. Совокупность статусов - образует социальную структуру общества.

Статусы и роли функционируют в культуре. Их конкретное наполнение всегда связано с ценностями и нормами принятыми в обществе. Таким образом, и социальная структура имеет конкретное культурное наполнение.

1. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу культуры?

Как влияет технический прогресс на развитие культуры?

2. Объясните понятие «массовая культура». Когда и почему возникает массовая культура?

1. Смелзер П. Социология.- Ростов н / Д.: Феникс, 1994.

2. Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология: Вводный курс- М.: ACT, 1998.

3. Бергер, Питер. Приглашение в социологию. – М., 1990.

Лекция 8-9. Общности, организации, институты.

Глоссарий

Социальная группа. Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Синергия - 1. Совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. 2. Совместный труд во всех областях человеческой деятельности как основа общности. 3. Незапланированное и неосознаваемое в качестве такового сотрудничество индивидов, преследующих собственные цели, но действующих при этом в одном направлении, т. е. как социальная группа.

Социальный институт – совокупность ролей, статусов, санкций, удовлетворяющих определенную общественную потребность.

Институционализация – процесс процесс упорядочения и формализации социальных связей и норм, когда стихийные, спонтанные случайные взаимодействия становятся стандартизированными, регулярными.

1. Социальные общности, их виды.

2. Понятие социального института.

2. Организации: понятие, признаки, виды.

1.

Социальные общности - широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (поло-возрастные общности) и др. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство "мы". Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, "класса в себе" в "класс для себя").

Социологи подразделяют общности на два больших класса, которые в советском обществознании всесторонне обосновал Б.А. Грушин:

номинальные, классификационные группы (социальные категории), искусственно выделенные исследователем, и

реальные, социальные группы, или собственно общности.

Типология групп:

квазигруппа (массовая общность, агрегат) - аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации.

Референтная группа - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции.

Большая группа - реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения). В таких группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого индивида.

Малая группа - малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Минимальный размер - два человека, максимальный - несколько десятков. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 человек

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К таковым относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей, формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения.

Причины дезорганизации социальных общностей.

Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике.

В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их существенных функций, т. е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой нормативов поведения, стимулировать чувство солидарности и принадлежности к ней, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т. д.

2.

Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т.п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т.д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т.п.)

3.

Организация – система устойчивых социальных отношений, сознательно формируемых с ясно выраженной и непрерывной устремленностью к достижению некоторых специфических целей и задач.

Признаки организации:

единая, не сводимая к сумме целей отдельный членов организации цель (организация является средством и инструментом достижения цели);

иерархия соответственно ролям и статусам членов;

специализация по функциональному признаку, на основе разделения труда

управление (контроль) – управляющая подсистема регулирует и контролирует деятельность элементов организации (управляемой подсистемы).

Формальная организация – возникает в результате административного или политического решения. В основе – разделение труда, глубокая специализация, юридические нормы.

Неформальная организация – спонтанно сложившаяся система социальных связей и взаимодействий. В ней действуют нормы межличностного и межгруппового общения, отсутствуют жёсткий регламент и дисциплина.

Внутри формальной организации всегда возникает неформальная, в этом случае говорят о формальной («жёсткой») и неформальной («мягкой») структуре организации.

Организационные формы. Выделяют следующие организационные формы. Трудовые организации - предприятия и учреждения, которые создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Задаваемая им извне цель по своему содержанию не связана с непосредственными целями участников. Членство в них обеспечивает средства к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности.

Общественные организации (общественные союзы, ассоциации), цели которых вырабатываются "изнутри", представляют обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно с принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей.

Существуют промежуточные формы организаций, напр., кооперативные (старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют трудовые, производственные функции Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций (потребсоюзы, жилкооперативы и т. д.).

В обществе возникают организационные образования и др. рода, которые не являются собственно организациями, но имеют некоторые признаки последних. Это - ассоциативные организации - семья, научная школа, неформальная группа. Степень их формализации незначительна. Важное их отличие от организаций первых двух типов в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели каждого, т. е. цель одного участника служит средством достижения цели другого. Целое здесь не тождественно его составляющим, но общие цели являются результатом совпадения индивидуальных. Сходными организационными признаками обладает и такой тип общности, как поселение. По мере урбанизации фактор целостности поселения возрастает. Очевидно, что все эти организационные формы взаимосвязаны между собой.

Макс Вебер считал, что современная бюрократия является высокоэффективным средством организации большого числа людей и обеспечивает принятие решений на основе общего критерия.

Бюрократия включает в себя четко очерченную иерархию власти, установленные правила, определяющие поведение должностных лиц (работающих полный день за должностной оклад), и разделение между задачами должностных лиц внутри организации и их жизнью вне ее. Члены организации не владеют материальными ресурсами, с которыми они работают.

1. Что такое социальный институт?

2. Каковы признаки социальных институтов?

1. Социология: Учеб. для вузов / Лавриненко В. Н. и др.; Под ред. В. Н. Лавриненко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2000.- 407 с.

2. Фролов С. С. Социология: Учеб. для вузов.- 3-е изд., доп.- М.: Гардарики, 2000.- 344 с.

Лекция 10. Социальная структура и стратификация.

Глоссарий

1.

· Социальная структура - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики.

· Социальная структура – это совокупность социальных групп, классов и слоев и социальных отношений

· Социальная структура – это совокупность социальных институтов и социальных организаций.

· Социальная структура – это совокупность функционально взаимосвязанных социальных статусов и ролей.

· Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.

Социальная стратификация - характеризует способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к следующему, при этом образуются социальные слои.

Стратификационная система – исторический тип стратификации.

Класс. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

В узком значении класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или юридическом законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Границы группы были закрыты не полностью. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность.

Права и обязанности каждого сословия освящались религиозной доктриной. Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.

Каста - социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке.

Социальная мобильность — любой переход индивида или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой. (П. Сорокин).

1. Социальная дифференциация. Социальная стратификация.

2. Стратификационная структура современных развитых стран.

3. Социальная мобильность.

1. Социальная дифференциация

Социальная дифференциация - различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям. Важнейшие – это социально-экономические (классовые), территориальные, социально-демографические, этнические и культурные.

Социально-демографические общности:

Возрастные группы - группы лиц, принадлежащих к различным поколениям, имеющим в определенный период своей жизни общий опыт, сходные интересы и потребности: дети, подростки, молодёжь, люди среднего возраста, пожилые.

Гендер - социальный пол (мужчина, женщина). В отличие от биологического пола тендер детерминируется социально-историческими и этнокультурными условиями.

Территориальные общности - специфическая социальная группа, образуемая населением города, деревни, поселка или иного постоянного места жительства.

Регион – будучи социально-территориальной системой, обладает социально-пространственной общностью организации проживающего в его рамках населения. Отличаясь своеобразием природных условий, сложившейся специализацией производства, определенным уровнем развития производительных сил, производственной инфраструктуры, регион в то же время характеризуется спецификой социальной структуры и инфраструктуры, а также образа жизни населения. Территориальная дифференциация природных условий составляет естественную основу территориального разделения труда исторически закрепленного, находящего продолжение в своеобразии условий жизни и в облике населения. Население каждого региона представляет собой специфическую социально-территориальную общность, находящуюся в определенных взаимосвязях с аналогичными общностями по горизонтали и являющуюся субэлементом социально-территориальной общности иного уровня по вертикали.

Этнические общности.

Этнос - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения этноса крайне затрудненным. Понятие "этноса" отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. В зарубежной социально-культурной антропологии понятие "этнос" употребляется сравнительно редко, используются термины «этническая группа» и «этничность» (принадлежность к определенной нации или этнической группе. группа людей общей идентичности, появившаяся в результате коллективного понимания ее особой истории).

Этнические группы обладают собственными культурными обычаями, нормами, убеждениями и традициями. Они обычно имеют общий язык и проводят границы между членами и нечленами. Как и в группах по рождению, принадлежность к этнической группе может приобретаться посредством брака или других социально санкционированных способов. Хотя в социальном плане принято считать, что особенностью таких групп могут быть расовые характеристики, этнические группы не являются синонимом расовых групп. Как видим, содержание понятия этнической группы, используемое в западных социальных науках не совпадает с содержанием советской категории этноса.

НАЦИЯ. В широком смысле понимается как территориально-государственная общность людей. Для ООН нация представляет собой субъект международного права: все современные государства официально именуют себя “нациями”. В узком смысле нация рассматривается как этнос.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 698 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.058 с)...